К открытию фотовыставки Ярослава Смирнова

29.03.2022

Ярослав Смирнов – обладатель ряда счастливых случайностей и совпадений, автор более трехсот невероятных текстов о соотечественниках, вскрывший давно забытые пласты историй о ярославцах, да и сам олицетворяющий «ярославский характер», многогранный и приметливый, узнаваемый среди прочих.

В начале нашего века научные поиски направили Ярослава в Белград, в то время один из эпицентров европейского искусства, вышедшего далеко за рамки национального контекста и уже предъявившего миру имена таких художников как Марина Абрамович, Неша Парипович и Раша Тодосиевич. Именно тогда состоялась первая персональная выставка Ярослава Смирнова – «Београд очима Руса» («Белград глазами русского ученого»). Национальная идентичность интересовала исследователей современности, и взгляд на Белград со стороны представлялся актуальным и своевременным. 

Название очень точно определило вектор размышлений будущего художника. Но и встреча с вице-президентом Всемирного совета профессиональных фотографов и президентом Ассоциации независимых профессиональных фотографов Юго-Восточной Европы профессором Николой Радошевичем вполне ожидаемо утвердила направление визуальных поисков автора, хотя фотография так и не стала основной темой. Несмотря на то, что Ярослав Смирнов – автор и участник выставок как в Белграде, так и у себя на родине, в Ярославле, вступает в профессиональное сообщество фотографов Юго-Восточной Европы, а его работы путешествуют по многим странам мира, занятие фотографией по-прежнему продолжает оставаться лишь увлечением.

Приход и обновление технологий, когда в руках у каждого есть смартфон со встроенной камерой, позволяющей фиксировать «здесь и сейчас» ускользающую действительность, открытые соцсети тем более не добавляли осознания какой-то уникальности процесса.

Но, как выясняется, охота за мимолетностью и мгновенным кадром – интуитивный процесс, который «в эпоху технической воспроизводимости» становится необходимой качественной характеристикой произведения искусства.

Новая серия, созданная Ярославом Смирновым, называется «Ростовский кремль. Фотоувеличение» с неявной отсылкой к антониониевскому фильму. В объективе – Ростовский кремль, государственный музей-заповедник, где Ярослав работает последние несколько лет. Предложенный метод – сжимание пространства, акцент на деталях позволяет скрыть все крупное и панорамное, и остановить внимание на том, что не замечается и не улавливается при беглом осмотре. 

Поэтому первое, что делает автор, он замедляет ускорение, обнаруживает частное в величественном ансамбле, многослойную ткань Бытия, пронизанную Сопоставлениями и Противопоставлениями. Движение и остановка становятся необходимыми категориями пространства и времени и самого существования, вскрывая присутствие средневекового контекста. 

Рисуя крупными мазками, он приближает предмет, делая его как бы более доступным для зрителя. Но это приближение не становится очевидным и простым в прочтении. Границы сакрального и профанного по-прежнему остаются, каждый кадр вмещает свою Агору. Автор задает свою планку восприятия. Обыденность, люди и птицы на фоне длящейся глубины пространства оборачиваются сопоставимыми столкновениями мирского и вечного, которое мы и наблюдаем в полотнах великих мастеров прошлого. Художник оставляет открытым вопрос интерпретации, а его фотография становится размышлением и философией. 

Не случайно выбран черно-белый формат изображения. Черное и белое – первые основные цвета восприятия человечества, как 0 и 1 двоичной системы кода, вмещают весь спектр пространственной метафизики. Особенно интересно, как это проявляется в игре света и тени. Четкие очерченные контуры выявляют архитектуру Средневековья и неожиданно проводят прямую связь с авангардными поисками. 

Фотоувеличение Ярослава Смирнова – не просто метод, это состояние художника, его мироощущение, связь культур и единение смыслов.

Автор:  Ирина Реховских

Галерея

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!