К Всемирному дню театра. Ростовский городской театр и судьба актёра Дмитрия Чиркина

К Всемирному дню театра. Ростовский городской театр и судьба актёра Дмитрия Чиркина
23.03.2021

Дмитрий Андреевич Чиркин (1890–1963) прошёл замечательный путь приобщения к драматическому искусству от неискушенного восторженного зрителя, созерцающего любительские и привозные спектакли, через любительские актерскую игру и даже режиссирование, к работе в качестве актёра-профессионала и реквизитора. Всю свою жизнь он посвятил Ростовскому городскому театру, в котором служил с первых дней его основания и до последнего театрального сезона.

Ещё в конце XIX в. ростовские почитатели драматического искусства собирались вместе, ставили любительские спектакли («легкий фарс, водевиль и сценический анекдот») и устраивали музыкальные вечера, помогали организовать выступления гастролирующих трупп из других городов. В годы Первой Мировой войны «Ростовские общество любителей искусств» и «Дамский комитет» готовили представления с благотворительными целями, делая сборы в пользу воинов, раненых, военнопленных. Играли чаще всего в мужской гимназии им. А.Л. Кекина. По воспоминаниям Дмитрия Андреевича Чиркина, среди самодеятельных актеров были адвокаты, учителя, чиновники, рабочие Кекинской фабрики. Из известных нам – учитель гимназии А. И. Звонилкин, который не только рисовал декорации, но и сам участвовал в постановках; выпускник гимназии, будущий директор Ростовского музея Д. А. Ушаков.

Любители, объединявшиеся для постановки той или иной пьесы, пробовали себя в составе разных коллективов и в разных ипостасях (на фото 1 – Программа спектакля «Нашла коса на камень», распорядителем которого был Дмитрий Андреевич Чиркин. [1920-е гг.]). За три зимних месяца (1915/1916) актёр-любитель Дмитрий Чиркин сыграл в нескольких спектаклях. Например, в поставленном под руководством режиссера А.К. Михайловского спектакле «Дети Ванюшина» (организатором выступил «Дамский комитет») исполнил роль П. Щеткина, а в пьесе «Романтики», которую подготовили студенты столичных университетов, роль – Страфореля. Для этой постановки Дмитрий собственноручно сшил себе костюм из бархата, вместе с остальными готовил реквизит: выстригал и делал цветы из ситца и бумаги. В составе труппы «Общества любителей искусств» играл в пьесе «Царь Борис». Попробовал себя Чиркин и в режиссуре: по просьбе «Дамского комитета» был помощником режиссера и сценаристом детского спектакля «Василиса Прекрасная». Не отказывал Дмитрий Андреевич и своим племянникам, выступая режиссером домашних постановок.

В августе 1917 г. Городская дума учредила в Ростове общедоступное просветительное учреждение – Народный дом – «помещение для собраний всевозможных общественных организаций» и «театральный центр всего уезда». В его стенах репетировали и показывали спектакли три любительские театральные труппы, в уезде действовало несколько драматических кружков и объединений. В 1919 г. при Народном доме организовали драматическую студию, в которой проводились занятия по сценическому искусству. Под руководством опытных инструкторов, приезжавших даже из Москвы, актёры-любители обучались театральному искусству, в т. ч. пению, фехтованию, танцам. Дмитрия Чиркина огорчало только то, что актеры «играли какими-то всё же обособленными кружками: сегодня играет кружок паточников, завтра Рольмовский, потом Жельнардом, почтовый клуб Карла Маркса, в кремле военный, второй военный, освоивший бывшее Дворянское собрание и т.д.». Дмитрий Андреевич вспоминал: «Во всех клубах был приглашаем и играл. Как какой клуб ставит, у меня есть роль».

В январе 1920 г. была организована новая труппа во главе с режиссером И. В. Радзивилловичем, впервые пригласившим профессиональных актеров. Летом того же года Ростовский народный дом был переименован в Городской Советский театр. Сюда, в Ростовский городской театр, 3 февраля 1921 г. Чиркина приняли на постоянную ставку. Этот день Дмитрий Андреевич считал началом своей профессиональной деятельности. В 1920-е годы все работники театра носили значки «с маской Мельпомены, палитрой, кистями, изготовленные в местной финифтяной мастерской».

Как и прежде, Чиркина приглашали играть в разные театральные кружки или клубы. От этого времени в коллекции музея имеются благодарственные письма сотрудников и любителей сценического искусства с Государственного паточного завода, от Березниковского музыкально-драматического кружка (на фото 2 – Благодарность правления Березниковского музыкально-драматического кружка Чиркину Дмитрию Андреевичу за работу режиссера по устройству спектакля-концерта. 19 августа 1921 года) и актеров, участвовавших в спектакле «Женитьба Бальзаминова». Играя центральные роли, Д. А. Чиркин никогда не отказывался помочь своему театру в решении хозяйственных и административных вопросов. С 1928 г. Д. А. Чиркин стал реквизитором, «принимая участие во всех ремонтных работах здания, …он принёс огромную пользу театру бережным отношением к государственному имуществу и, может быть, благодаря ему, уцелело в реквизите множество антикварных вещей», которые часто украшали спектакли. 2 февраля 1951 г. администрация Ростовского театра поблагодарила его за добросовестную тридцатилетнюю работу и выразила надежду на то, что Чиркин продолжит «до конца своих дней» жить для театра, подавая пример младшему поколению (на фото 3 – Папка от поздравительного адреса коллектива Ростовского театра Дмитрию Андреевичу Чиркину в связи с тридцатилетием его сценической деятельности, на фото 4 – фотопортрет Дмитрия Андреевича. Фото из семейного архива внучатой племянницы Д. А. Чиркина Наталии Головатчик).

Жизнь, творческий и трудовой путь Дмитрия Андреевича Чиркина стали одной из ярких страниц истории возникновения и существования в Ростове профессионального театра. О таких людях сказал Михаил Семенович Щепкин: «Театр для актера — храм. Это его святилище! Твоя жизнь, твоя честь — всё принадлежит бесповоротно сцене, которой ты отдал себя».

Ольга Букреева


Галерея

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!