Ко дню памяти художника Ильи Сергеевича Глазунова

Ко дню памяти художника Ильи Сергеевича Глазунова
07.07.2021

В нашей коллекции хранится приглашение «на два лица» на открытие знаменитой выставки живописи и графики Ильи Сергеевича Глазунова, состоявшейся в Центральном выставочном зале «Манеж» летом 1978 года (ил.1). Приглашение с автографом художника подарено музею в составе личного архива В. Н. Иванова, искусствоведа и музейного работника, автора путеводителей по Ростову, Угличу и Костроме. Дарственная надпись гласит: «С уважением дорогому Владим[иру] Никол[ае]в[ич]у Иванову от «старого охранника» Ильи Глазунова С уважением 1978» (ил.2). «Старым охранником» Глазунов назвал себя неслучайно, ведь они вместе с В. Ивановым стояли у истоков Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, участвовали в спасении храмов и городской исторической застройки.

Что предшествовало открытию выставки и как она проходила? За год до неё Илья Сергеевич написал картину «Мистерия ХХ века», которая стала бы главным экспонатом выставки в зале Союза художников на Кузнецком мосту в Москве. Перед открытием у живописца настоятельно потребовали снять картину, Глазунов отказался, поэтому выставку так и не открыли. Илью Сергеевича отправили в творческую командировку в Сибирь – писать портреты передовиков. Художник вспоминал: «Накал страстей чуть утих, лишь когда я съездил на БАМ, где честно рисовал портреты молодых строителей коммунизма. И все же отношение ко мне оставалось подозрительным. А приближался очередной день рождения, я давно не выставлялся и очень хотел показать людям сделанное за последние годы. О том, чтобы без посторонней поддержки заполучить Манеж, нечего было даже мечтать». По совету поэта Сергея Михалкова Илья Глазунов записался на приём к Юрию Владимировичу Андропову. Во время встречи Председатель КГБ спросил: «Как поживаете, Илья Сергеевич, каковы ваши творческие планы?» Глазунов посетовал, что за последние 14 лет у него не было персональных выставок в Москве, но есть что показать, и попросил разрешения экспонироваться в «Манеже». Ю. Андропов не отказал в просьбе, и уже через 5 минут вопрос был решён. Прощаясь, Юрий Владимирович пожелал художнику творческих успехов и посоветовал впредь быть «с «Мистериями» всё же поосторожнее…»

На выставке было представлено около 400 картин, большей частью на русские исторические и религиозные темы, портреты современников – как соотечественников, так и жителей Вьетнама и Чили, книжные иллюстрации. В газете «Правда» появилась статья «Вехи пути», автор которой высоко оценил «возросшую зрелость» художника. В композициях Глазунова он отметил патриотическую мысль о связи поколений, укрепляющуюся в грозные годы испытаний, а в образе русского воина – преданность Родине и отвагу.

Центральная студия документальных фильмов сняла сюжет о выставке для киножурнала «Новости дня» (видео). 

Центральная студия документальных фильмов.
Киножурнал «Новости дня».

Выпуск 24. Июнь 1978 г.
Сюжет о выставке Ильи Глазунова. Режиссер М. Бабак.

Не менее интересны впечатления обычных зрителей. В течение месяца (со 2 июня по 2 июля 1978 г.) экспозицию посетило шестьсот тысяч человек, из них более двух тысяч оставили записи в «Книге отзывов». Высказанные мнения эмоциональны и, подчас, противоположны:

  • «Такого паломничества не было ни на одну выставку. Люди стоят в очереди по 5–7 часов... Позор Академии художеств за то, что до сих пор не показывали эти чудесные картины...» (ил.4)
  • «Не надо делать дешевую подделку. Этим самым вы только портите настоящее впечатление о Руси, которое сохранилось у народа... Подумайте, эта ваша наивность, красивость – на простака... это дорога ещё глубже в мещанство. Чуть-чуть совсем и я чуть было здесь не увидел лебедей... Зачем вы так жестоко хотите обмануть простого человека. Он ведь и так обманут... Я прошу вас, остановитесь!»
  • «Ваши картины проповедуют благородство, достоинство, нравственность, которые в век безверия сами становятся огромной силой. Так кто же победит? Неодолимая сила зла или мы – люди? Это зависит только от нас, и ответ каждый даст сам».
  • «Передовую русскую интеллигенцию всегда интересовали вопросы: Кто виноват? Что делать? Если вы себя считаете таковым, ставьте вопросы конкретнее».


Автор: Ольга Букреева



Галерея