Портрет монахини Досифеи в собрании музея-заповедника «Ростовский кремль»

Портрет монахини Досифеи в собрании музея-заповедника «Ростовский кремль»
29.08.2022

«Портрет монахини Досифеи (в миру – принцессы Августы Таракановой)» (холст, масло. 47 х 34. инв. Ж-402) происходит из портретной галереи Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря. В Ростовский музей его передал в 1924 году настоятель этой обители епископ Иосиф (Петровых).

На обороте холста сохранилась надпись: «Принцесса Августа Тара=// канова, во Иноцехъ Досифея, // постриженная въ Московскомъ // Ивановскомъ, монастыре, где, по многихъ // летехъ праведной жизни // своей, // скончалась 1808 года и // погребенна въ Новоспасскомъ // Монастыре».

Скорее всего, портрет происходит из собрания церковного историка и духовного писателя – архимандрита Московского Новоспасского монастыря Аполлоса (1778–1854). В марте 1851 года он по старости был уволен на покой в Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, где и скончался. По его духовному завещанию в этот монастырь поступило около ста графических и живописных портретов. Вероятно, среди них было и исследуемое произведение.

Личность знаменитой подвижницы Иоанновского монастыря привлекала внимание историков на протяжении всего XIX века. В посвященных монастырю изданиях воспроизводилась литография с ее портрета.

В 1862 году И.М. Снегирев сообщал, что в настоятельских кельях Новоспасского монастыря хранится портрет монахини Досифеи: «оригинал писан на полотне, выш. 10 1/2 шир. 7 1/2 вер. На задней стороне читаем: Принцесса Августа Тараканова, во иноцех Досифея, постриженная в Московском Ивановском монастыре, где по многих летах праведной жизни своей, скончалась 1808 года и погребена в Новоспасском монастыре».

В 1883 году он же, говоря о портрете из Новоспасского монастыря уточнил: «Этот список, сделанный архимандритом Аполлосом с подлинника, хранившегося в селе Новоспасском, Деденеве тож г. Головина».

Эти два портрета описаны в издании 1908 года: «портретов Досифеи известно два одинаковых: один попорченный находится у Ф.А. Головина, в его родовом имении с. Новоспасском-Деденеве, он был подарен самой Досифеей воспитывавшейся в Ивановском монастыре княжне Анне Гавриловне Гагариной, впоследствии Головиной, особе благочестивой, которую Досифея очень любила; второй – находится в Новоспасском монастыре, и на обороте его написано, что это Досифея – в мире принцесса Августа Тараканова».

Благодаря приведенным в изданиях XIX века описаниям мы видим, что размеры портретов из собраний Ростовского музея и Новоспасского монастыря совпадают. Идентична и надпись на обороте холста. Это позволяет предположить, что портрет из собрания «Ростовского кремля» является копией или авторским повторением портрета из Новоспасского монастыря, созданного трудами архимандрита Аполлоса. 

Автор:  Татьяна Колбасова

Галерея

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!