Выставка «Икона и народные промыслы»

Выставка «Икона и народные промыслы»
01.08.2022

Народные художественные промыслы – гжель, хохлома, ростовская финифть, лаковая миниатюра Палеха, Мстёры, Федоскина и многие другие – являются прямыми наследниками кустарных промыслов, существовавших в России до первой четверти ХХ века. В свою очередь кустарные промыслы зародились во второй половине XVII века на основе многочисленных ремесел. 

Кустарный промысел – мелкосерийное производство изделий с применением ручного труда, где все изделия должны изготавливаться на рынок, а не для конкретного заказчика. Мастер должен лично принимать участие в процессе изготовления продукции и принадлежать к числу сельских жителей. В дореволюционной России около трети всей выпускаемой продукции была кустарной.

Часть кустарных промыслов, многие из которых позднее стали художественными, имели отношение к иконописи. К официально признанным иконописным промыслам относились такие известные центры как Палех, Мстёра, Холуй, слобода Борисовка, Невьянск, Красноуфимск, Клинцы, а также Ростов – место бытования финифтяной иконописи. Известно, что Холуй в середине XIX века производил ежегодно от 1,5 до 2 миллионов икон, в 1879 году из Мстёры на продажу было отправлено 1 миллион 205 тысяч икон разного пошиба.

Помимо известных существовало большое число локальных иконных промыслов. К ним относятся иконописные старообрядческие центры Русского Севера, Сибири, Поволжья, Центральной России, а также многочисленные центры изготовления синодальной народной иконы Центральной России, Малороссии, Надднепрянщины, Волыни, Урала, Сибири.

Помимо иконописного существовал ряд промыслов, связанных с иконой. Например, различные виды металлообработки. В первую очередь это меднолитой промысел: поморское литье медных образов, медное литье Урала и Сибири, московское (Преображенская и Рогожская общины) и гуслицкое литье и др. 

К промыслам «вокруг иконы» относились: сусальный и фольговый промысел, иконообдельческий промысел (фольгообдельческий и ризочеканный) – историческое название процесса изготовления фольговых и чеканных окладов для икон, ювелирный промысел по серебрению и золочению металлов, изготовлению окладов, небольших сакральных ювелирных изделий, паломнических реликвий и вотивных подвесок.

Вотивные подвески – обетный дар к почитаемой иконе в виде пластины с изображением человека или больного органа. В России активное использование вотивных подвесок характерно для Русского Севера и Юго-Западных земель.

Среди деревообрабатывающих промыслов, имевших косвенное отношение к иконе, значатся иконостасно-резной, живописно-резной и позолотный промысел (наиболее известный – в слободе Алексеевка Бирюченского уезда Воронежской губернии), изготовление иконных досок (село Пурех), миниатюрная резьба по дереву с центром в Сергиевом Посаде, сакральная деревянная скульптура с особым промыслом по изготовлению фигурок Нила Столобенского.

Для изготовления икон, сакральных предметов или декора иконы использовали различные материалы. Из Святой Земли в XVIII–XIX веках привозили паломнические евлогии в виде резных икон на перламутре. В середине XIX века перламутровые пластины с миниатюрными изображениями святых использовали для украшения церковных облачений и крышек Евангелий. Холмогорские и великоустюжские резчики по кости и рогу, помимо бытовых предметов, вырезали из кости ажурные иконы с изображением святых и праздников. Жемчугом и бисером вышивали и вынизывали шитые ризы. Центром церковного золотошвейного промысла был Торжок, швеи которого славились далеко за пределами России. В Екатеринбурге и Московской губернии гранили драгоценные и поделочные камни, бирюзу, горный хрусталь, стекло – делали «искры» – вставки на окладах почитаемых икон. В Московской губернии женщины, занятые в цветочном промысле, мастерили искусственные цветы для украшения икон в киотах.

Художественные кустарные промыслы активно взаимодействовали с иконой, поскольку «иконное мышление» было характерной чертой русской национальной ментальности. Промыслы могли заимствовать из иконописи иконографию, орнамент, а также приемы, технологию и терминологию. В лубочных картинках нередки изображения чудотворных икон или святых в традиционной иконной иконографии. В цветильном промысле – раскрашивании готовой лубочной картинки – использовали иконописные приемы и технологию. Изображения на пасхальных яйцах из папье-маше, произведенных на знаменитых фабриках П. В. Лукутина (будущий центр лаковой миниатюры в селе Федоскино) и Ф. Н. Вишнякова исполнялись иконописцами с использованием иконной иконографии, технологии и приемов.

Наиболее активно взаимодействие иконы и промыслов проявило себя в орнаменте. В иконе, например, таких центров, как Павлово-на-Оке, Палехе, Ветке и др., можно встретить мотивы орнаментов рукописных и печатных книг: гуслицкого, поморского, ветковского, старопечатного.

Орнамент, заимствованный из иконы или рукописных книг, можно видеть в декоре предметов быта, мебели, посуды в мезенской (Коми и Архангельск), борецкой (среднее течение Двины) росписи. Появление городецкой росписи (Городец в Нижегородской губернии) исследователи связывают с иконой и книжной миниатюрой заволжских старообрядцев. Истоки хохломских орнаментов на ложках, посуде и крашеной «семёновской» мебели в «русском стиле» лежат в орнаментике поволжских икон и, несомненно, связаны с орнаментом холуйских икон в виде пышного листа аканта. Урало-сибирская (кармацкая/тюменская и вятская) роспись жилищ, мебели и посуды цветовой гаммой и приемами кистевой росписи восходит к иконным приемам поморов и малороссийских богомазов, которые переселялись на Урал и в Сибирь. Именно отсюда пошла манера росписи знаменитых тагильских подносов, а в дальнейшем – жостовской подносной росписи. 

На выставке представлены произведения иконописи и декоративно-прикладного искусства XVIII–ХХ веков из собрания Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль», а также частных российских собраний во владельческой атрибуции. Выставка, которая проходит в Конюшенном дворе Ростовского кремля – первый шаг на пути исследования связей русской иконы и исконных народных промыслов и приглашение к разговору всех, кому небезразличны судьбы народной культуры.

Тезисы лекции искусствоведа, исследователя народного искусства И.В. Злотниковой на научной конференции Иконопись и народные промыслы: их связь и взаимное влияние», проходившей 24-26 июня 2022 года в Ростовском музее. 

https://vk.com/album-35067925_284691377


Галерея