Духовная преемственность с традициями преп. Сергия ярко проявлялась в деятельности ростовского архиепископа Вассиана Рыло (1468-1481 гг.) - одного из самых видных иерархов русской церкви в эпоху Ивана III. Прежде всего, Вассиан непосредственно происходил из "школы" преп. Сергия, являясь его учеником в третьем поколении. Известно, что преп. Пафнутий Боровский, учеником которого был Вассиан, проходил иноческое послушание под руководством старца Никиты - одного из последователей радонежского игумена1. Пример учителя играл огромную роль в духовном развитии инока. Несомненно, многие понятия о целях и формах монашеского подвига, свойственные Сергию Радонежскому, были восприняты через старца Никиту и преп. Пафнутия и будущим ростовским владыкой.
Кроме того, игуменство Вассиана в Троицком монастыре (1455-1466 гг.) также способствовало восприятию им тех сергиевских принципов поведения, память о которых бережно хранили троицкие старцы. Источники свидетельствуют о том, что традиции, заложенные в монастыре преп. Сергием, примерно до последней трети ХV столетия сохраняли свою жизненность.
В церковной и общественной деятельности архиепископа Вассиана влиянием сергиевской традиции можно объяснить многое.
Из летописных данных известно, что преп. Сергий участвовал в некоторых общесгвенных событиях своего времени: крестил княжеских сыновей, благословил Дмитрия Донского на битву с татарами, примирял князей. Подобно радонежскому игумену, Вассиан также был "восприемником от купели" сына великого князя Ивана III Василия, будущего "государя всея Руси"2. Вассиан, как и Сергий Радонежский, стремился благотворно воздействовать на поведение великого князя доступными ему средствами: несомненно, он именно с этой целью взял на себя обязанности духовного отца "Державного".
Однако, пожалуй, самым ярким примером преемственности в поведении этих двух выдающихся церковных деятелей является известное послание ростовского архиепископа Вассиана на Угру.
Когда в 1480 г. - ровно через 100 лет после Куликовской битвы - русские и татарские войска вновь готовились к сражению, выступление ростовского владыки, его "Послание на Угру" немало способствовали укреплению боевого духа Ивана III и его окружения. Действия радонежского игумена, также отправившего накануне битвы с татарами послание московскому войску и князю с призывом твердо стоять против "поганных", безусловно, служили примером для Вассиана. Напоминая Ивану III о мужественном поведении во время Куликовской битвы его прадеда Дмитрия Донского, Вассиан вероятно вполне сознательно не упоминает о послании радонежского игумена. Открыто сопоставить свой поступок с действиями Сергия Радонежского, уподобить себя ему было невозможно для Вассиана, воспитанного на безграничном преклонении перед преп. Сергием. Однако в глазах современников вслед за именем Дмитрия Донского в гл. "Послании" Вассиана Ростовского вставал образ преп. Сергия.
Отмечая схожесть поведения Вассиана и преп. Сергия в некоторых ситуациях, необходимо отметить и довольно существенное отличие. Изменения в политической обстановке и прежде всего возникновение единого Русского государства в эпоху Ивана III заставляли наиболее прагматичных церковных иерархов, к числу которых относится и ростовский архиепископ, гораздо активнее сотрудничать с великокняжеской властью, чем это считал возможным делать преп. Сергий.
- ВМЧ. Сентябрь, 1 - 13. СПб, 1898. 9 сентября.
- ПСРЛ, М.; Л., 1949. Т. ХХV. С. 281.