Архимандрит Макарий (Веретенников). Преподобный Даниил Переяславский в служении ближним. с.46-49.

Православная церковь прославляет в лике святых великих чудотворцев, дивных святителей, благоверных государей, блаженных и преподобных подвижников, просиявших своими добродетелями и молитвенными подвигами. Во время своей жизни они явились "солью" (Мф. 5, 13) Земли Русской, подвигами которых она "осолялась" и благодатно возрастала. После своей блаженной кончины святые, предстоя Престолу Божию, молитвенно ходатайствуют о своем Отечестве1. Это Светильники Православия на Руси, возжегшиеся на церковном небосводе. "Святые суть те, кто подвигом своей действенной веры и деятельной любви осуществили в себе богоподобие и тем явили всем Божий образ, чем и привлекли к себе изобильную благодать Божию)2. Пред их иконами и святыми мощами возгревалась и укреплялась православная вера наших соотечественников. В чтении их житий совершалось духовное воспитание и возрастание русского народа. Одним из таких великих подвижников Древней Руси был преподобный Даниил, переяславское похвало - "прекрасный доме Святыя Троицы... добрый пастырю, подражавый Пастыреначальнику Спасу Христу"3.

Подвизаясь первоначально в Горицкой обители, преподобный Даниил взял на себя особый подвиг Служения людям - погребение по христианскому обычаю в месте, "ниже зовется Божий дом", безродных, скончавшихся на дороге путников, убиенных и др. В книге Товит говорится: "Раздавай хлебы твои при гробе праведных" (Тов. 4, 17). Так важна милость по усопшим, добродетельное служение чему подъял на себя преподобный Даниил Переяславский, воздвигнув обитель на месте, где совершались постоянные молитвы за умерших. Один инок Горицкой обители однажды в ночи видел удивительное явление на месте погребения - множество горящих свечей и народа, участвующего в Богослужении. Из этого явствует, насколько благодатно и необходимо попечение о умерших пред Богом, у которого нет живых или мертвых, т. к, "у Него все живы" (Лк. 20, 38). В службе Преподобному об этом говорится: "Человеколюбию Товита подражали, о погребении странных промышляше и на свою раму тыя ношаше"4.

Однажды в Горицкой обители скончался один странник, который был погребен в скудельнице. Преподобный Даниил очень переживал, что тот не был погребен около храма и за него не будут возноситься молитвы. Кроме того, на месте скудельницы Преподобный видел однажды ночью "свет и спеша многие горяще5. После этого с благословения Митрополита Симона (1495-1511) он берется за богоугодное дело: устроение обители на скудельном месте. "Священник Горицкия обители именем Трифон, и последи был во иноцех Тихон советует Преподобному: "Лепо есть на том месте Божию церковь поставити во имя Всех святых, от века Богу угодивших, понеже хощеши, реч, память сотворити о многых, безчисленных душах в скудельницах сих положенных человек"6.

Русское благочестие знает такую традицию, когда в память почивших почитаются их небесные Покровители и предстатели пред Богом. Так, благоверный князь Димитрий Донской (+1389; пам. 18 мая) в поминовение убиенных на Куликовом поле воинов строит храм во имя Всех святых на Кулижках7 Когда в 1467 году Великий Новгород пережил сильное моровое поветрие, то в память скончавшихся на стенах храма праведного Симеона Богоприимца в Зверине монастыре был написан годовой круг праздников - святцы8.

Преподобный Даниил являет собою пример сочетания духовного и телесного врачевания приходивших к нему в обитель. Неоднократные свидетельства обращения близлежащих больных жителей находим в его Житии. "И мнози прихождаху к нему и велми ползовахуся, и мнози к нему исповедаху грехи своя. Преподобный же... яко премудрый (и) искусен врач, целяше милостивными словесы, лечебное былие прилагая и с разсуждением божественными заповедми обязуя, и многих от грех простата увещая, и покаянием исправляя"9. И в последующее время, когда Преподобный стал игуменом, "мнози же от гражан и от поселян, ведуще Данилово нищелюбие, приношаху нужных болящих, яка нимало собою владущих, инии же от зверий уязвляеми и еле живи бяху. И пометаху сих у манастыря тайно свои им. понеж убози суще и не имяху чим питати их и врачевати. Данил же с радостию сих в манастырь взимаше, и печашеся ими, и упокоиваше их всяческы, и сладостными словесы утешаше"10. Житие называет также одного инока обители - "Инок некий бе ученик святаго, именем Нил, родом немецкий области; навыкновение име лекарьскаго художества..."11 Таким образом можно говорить о традиции врачебного искусства в обители преподобного Даниила, который своими подвигами подражал Евангельскому милосердному самарянину (Лк 10, 33-37). Историк древнерусского врачевания отмечает значимость монастырей в этом отношении. "Построенная еще при Сергии в XIV веке больница (в 71 км к северу от Москвы) впоследствии приобрела значение "образца" монастырского больничного уклада для всех монастырских больниц. Московские больничные заведения быстро возобновили давно забытый из-за татарского ига порядок внутренней жизни"12.

Житие повествует об исцелениях, совершенных Преподобным. И. С. Воронцов, будучи воеводою в Смоленске, сильно заболел. Он вспомнил преподобного Даниила и мысленно обратился к нему за помощью. "И абие, яко забывая, зрит Данила, приседяща у него и яко облегчевающа ему болезнь.

И в том часу очистися, и уразуме болезнь отступившу от него, и здрава себе виде Даниловым посещением"13.

Чудесным образом больные получали исцеление от Преподобного и после его блаженной кончины, обращаясь к нему за помощью. В одном случае исцелилась некая Евдокия, которая не могла "ни единым от уд своих двигнути", затем боярский сын Иоанн, v которого была "скорбь зело люта нутренняя". Матрона Соева имела "лютую болезнь очима и ломота бе велия во очию ея", у жителя Переяславля Автонома был "во главе ... шум велий и ломота зла". Называется также лютая болезнь. нарицаемая "огневой", в другом случае "трясавицей"14. После совершения молебна у гробницы святого, испив "от кладезя воды", отходили от больных недуги15.

В обителях у делателей монашеского молитвенного подвига русские люди черпали помощь и избавление в душевных и телесных напастях. Преподобный Даниил Переяславский, подражавший библейскому Товиту и новозаветному самарянину, являет собой благодатный пример молитвенного горения в служении Богу и ближним.

  1. В этом заключается молитвенное единство Церкви земной и Церкви Небесной. Его нарушение влечет да собой бедствия и страдания и нужны усиленные молитвы и покляние, чтобы восстановить его. История знает подобные примеры. В 1521 голу во время нашествия Крымского хана Махмет-Тирея одна благочестивая инокиня видела в видении, как Московские Святители износили из Кремля Владимирскую икону Богоматери, но были умолены преподобным Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. В это время вся Москва усиленно молилась об избавлении от нашестия и Господь помиловал Русскую землю. В память чудесного избавления Москвы от татарского нашествия в Русской Церкви было установлено 21 мая празднование в честь Владимирской иконы Богоматери. Один духовный автор говорит, что нашествие Наполеона началось началось на Русскую землю в среду после праздника Троицы, когда по всех храмах читался Апостол из Послания к Римлянам о належащем гневе (Рим. 1. 18-27). В связи с этим он отмечает: "Мы знаем теперь конец Наполеона, зане обратилась к покаянию и вере отцов Русь Появославная. Не столько силою войск, не гением Кутузова. а искупительной жертвой святой Москвы. подъемом веры и молитвы и ...морозами и снегами лютой зимы двенадцатго года была сокрушена мощь беззаконного вершителя судеб Европы (Нилус С. Святыня под спудом. Тайны монашеского духа. Изд. Троице-Сергиевой Лавры. 1991. С. 150). Нечто подобное ппоизошло на наших глазах. В день памяти Всех святых, в Земле Российской просиявших, наших защитников и молитвенников, началась Великая Отечественная война, после чего наши соотечественники, наконец, обратились к Богу и пошли в храмы. И не погибла страна наша.
  2. Булгаков С.. прот. Православие. Очерки учения Православной Церкви. Париж. 1990. - С. 261.
  3. Икос службы преподобному Даниилу // Минея Апрель. Изд. Московковской Патриархии. 1985. Ч. 1. С .152.
  4. 1 тропаоь 6 песни Канона // Минея Апрель. Изд. Московской Патриархии 1985. Ч. 1. С. 151. В древнейшем памятнике русской канонической письменности "Вопрошание Кирика Новгородца" также отмечается благодарность подвига погребения умерших: "Ож кости мертвых валяються где-то велика человеку тому мьзда. оже погребут их" ( Русская историческая библиотека. Т. 6 Памятники древнерусского канонического права Ч. 1 (Памятники ХI-XV в.). Изд. 2. Стб., 1908.
  5. Житие преподобного Даниила. Переяславского чудотворца. Повесть о обретении мощей и чудеса его. К 400-летию Троицкого Данилова монастыря в Переяславле Залесском (5 июля 1508 г, - 15 июля 1908 г.) / Изд. проф. С, И. Смирнова, М., 1908. С. 15.
  6. Там же. С. 29.
  7. Сорок сороков. Альбом-указатель всех московских церквей в четырех томах / Сост. С. Звонарев. Т. 2: Центр Москвы. МСА-Ргеss. 1988. С. 147-148.
  8. Герасимов Н. Н. Фрески церкви Симеона Богоприимца в Новгородском Зверине монастыре // Памятники культуры. Новые открытия Ежегодник. 1978. Л.. 1979. С. 242-266.
  9. Житие преподобного Даниила Переяславского чудотворца. С. 12.
  10. Там же. С. 49.
  11. Там же. С. 46.
  12. Богоявлинский И Н. К. Древнерусское врачевание в ХI-ХVII вв.Источники для изучения истории русской медицины. М., 1960. С. 31.
  13. Житие преподобного Даниила Переяславского чудотворца. С. 59-60.
  14. Под трясовицей разумеется эндемическая малярия (Богоявленский Н. А. Древнерусское врачевание в ХI.-ХVII вв. С. 178).
  15. Следует также отметить, что жития отечественных подвижников являются хорошим источником для изучения врачевания на Руси. "Для истории русской медицины первоочередный интерес должны вызывать русские "Жития святых", т. е. те, редакция которых целиком принадлежала русскому авторству, в которых описаны типично русские черты, потому что весь материал для них черпался из конкретной русской действительностн" (Богоявленский Н. А. Древнерусское врачевание в ХI-ХVII вв. С. 161).




Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!