Кочетков И.А. Иконы из Ростова в собрании Третьяковской галереи. История поступления. с.200-206.

О поступлении ростовских икон в Третьяковскую галерею во вступительной статье к двухтомному каталогу икон говорится кратко: иконы поступили в 1935-1938 годах, сведения о них предоставлял директор Ростовского музея Д. А. Ушаков, отбирала и вывозила иконы Н. А. Демина1. Эти сведения нуждаются в уточнении и детализации.

В июле-августе 1930 года Ю. А. Олсуфьев, работавший тогда экспертом-консультантом древнерусской живописи ЦГРМ, обследовал ряд городов для регистрации икон в местных музеях и церквах. По результатам им был составлен список икон, которые желательно передать в Третьяковскую галерею, в том числе 7 икон из Ростовского музея:
1. Спас Нерукотворный XII века. Из Введенской церкви Ростова.
2. Троица XIII века. Из церкви Троицы в Ростове.
3. Никола оглавный, с деисусом и избранными святыми вверху. Из Введенской церкви в Ростове. Начало XIV в. 73x54 см.
4. Никола в житии, ХIII-ХIV вв. 121x80 см. (Ныне в ГТГ, кат. № 175).
5. Никола в житии, XIII в. Из с. Павлова Ростовского уездa.
6. Чин в рост из 7 икон (Христос, Богоматерь, Иоанн Предтеча, 2 архангела, 2 апостола в рост), ХIV-ХV вв. На светло-желтом фоне (канареечного тона). Средник 86x57, остальные 86xЗ2 см. (Судя по описанию, это чин неизвестного происхождения, находящийся ныне в Ростовском музее. (Инв. 1742, 1747, 1749, 1755, 1779 и "Спас в силах").
7. Чин поясной из 6 икон (Христос, Богоматерь, 2 ангела, 2 апостола), ХIV-ХVвв. На фоне изумрудного цвета. Средник 92x69 см. (Судя по описанию, это чин из с. Ивашково, 2 иконы которого находятся в ГТГ и остальные 4 - в Ростовском музее).

В отчете о командировке Ю. А. Олсуфьев пишет, что Галерея может ставить вопрос о передаче икон в том случае, "если Кремль не признают заповедником"2. Всего же в Ростовe Ю. А. Олсуфьев зарегистрировал 67 икон2.

В феврале 1931 года в Ростов на переговоры едет Ярослав Петрович Гамза (1897-1938), в то время руководитель Группы феодализма ГТГ. Результаты командировки были скромными: Ростовский музей согласился передать в собственность ГТГ всего 3 поздние иконы: "Добрый пастырь ХVII-ХVIII вв., "Корабль веры XVIII в. и "Притча об Иосифе неизвестного времени. В настоящее время эти иконы в собрании Галереи не числятся.

Вместе с тем Ростовский музей согласился передать в ГТГ на временное хранение 3 древние иконы:
1. Спас оглавный XII в. (Так назван Спас Нерукотворный. В акте передачи он датирован XIII в. - И. К.).
2. Борис и Глеб XIII в.
3. Архангел из чина из с. Ивашково начала XV в.4

Все три были раскрыты в Ростовском музее: "Спас - наполовину, остальные две иконы - полностью. Согласно акту от 24 июня 1931 г. иконы передаются на временное пользование "с обязательством закончить реставрацию их. Вещи передаются для использования их на организуемой Третьяковской галереей выставке, причем при первом требовании Музея после 4-6 месяцев вещи возвращаются в сохранности Музею. В свою очередь, Третьяковская галерея отпускает Музею из запасного фонда несколько картин на временное пользования на музейную картинную выставку по теме "Искусство на службе капитала5.

И в дальнейшем дирекция Третьяковской галереи не оставляет попыток приобрести ростовские иконы в свою коллекцию. 23 июня 1933 г. директор ГТГ М. П. Кристи пишет письмо в Ростовский Борисоглебский музей с просьбой передать из музейного запаса "хотя бы во временное пользование иконы:
1. Никола в житии, XVI в. 168x110 см.
2. Снятие с креста. XVI в.
3. Положение во гроб. XVI в.6

Летом 1935 года сотрудники ГТГ А. И. Леонов и Н. Е. Мнева были командированы Наркомпросом и Комитетом по охране памятников в ряд городов для обследования работы музеев. В общей сложности ими было осмотрено 10 тысяч памятников живописи. Положение всех музеев было определено как ужасное. В Ростовском музее иконы были разобраны и распределены по категориям: 1 кат. - 124 иконы, 2 кат. - 80 икон, 3 кат. - 350. 94 иконы были рекомендованы к ликвидации. Сюда вошли, главным образом, иконы XIX века, но частично иконы XVIII и даже XVII веков плохой сохранности. (Для сравнения: в Ярославском музее рекомендовано к охране 370 икон и к ликвидации - 462).

Кроме того, проверяющие составили список памятников, требующих срочной реставрации и изучения, и список уникальных произведений, подлежащих передаче в ГТГ. В первый вошли:
1. Спас Нерукотворный, ХII-ХIII в. Из Благовещенской церкви. Значится в книге поступлений церковного археологического отдела 1929 г.
2. Троица, ХIII-ХIV вв. 116x86 см. Фрагмент не расчищен.
3. Никола оглавный, с изображением святых, XIV в. 73х54 см. Не расчищен.
4. Никола в житии, XIII в. Из с. Павлова. Не расчищен.
5. Никола в житии, XIV в. 121x80 см. (Ныне в ГТГ, кат. 175).

Во втором cписке всего две иконы:
1. Леонтий Ростовский. Рубеж ХV-ХVI вв. Расчищена.
2. Чин из 6 икон на зеленом фоне, конец XV - начало XVI вв. Частично расчищен. (Это чин из с. Ивашково. Одна икона из него - "Архангел Михаил - уже находилась в ГТГ)7.

"Уникальные иконы и на этот раз не были переданы в ГТГ, а иконы, которые были названы нуждающимися в срочной реставрации, вскоре были переданы на реставрацию в мастерскую ГТГ, которая после ликвидации в начале 1934 года ЦГРМ являлась центральным органом по реставрации монументальной и станковой живописи в РСФСР8.

Основная масса ростовских икон поступила в ГТГ в 1937 году. В архиве ГТГ есть рукописный "Список икон, которые желательно получить в ГТГ, без подписи и даты. Здесь перечислены иконы Ростовского, Борисоглебского и Ярославского музеев9. Иконы из Ростовского музея:
1. Икона с изображением Воздвижения, Покрова и святых. 127x125 см. Из с. Полянки. На обороте резная надпись с датой, которая была прочитана как 1492 год.
2. "Всякое дыхание да хвалит Господа. 2-я пол. XVI. в. 122x91 см. Из с. Полянки.
3. Георгий на коне с чудом. Нач. XVI в. 113х98 см. Из с. Полянки.
4. Никола в рост, XVI в. (или XIV в.) 79х55 см. Из с. Филимонова.
5. Никола поясной в житии. XV в. 135х95 см. Из церкви Николы на Всполье в Ростовe.

Из Борисоглебского музея:
6. Никола поясной, по сторонам Спаситель и Богоматерь в круглых клеймах. XVI в. 85Х71 см. Из с. Внуково.
7. Сошествие во ад. XV в. (?) 91x70 см. Из с. Яковцево.
8. Воскрешение Лазаря. XV в. 87x60 см. Из Борисоглебского монастыря.
9. Григорий Богослов, из чина в рост, в басме. XVI в. 113x73 см. Из Борисоглебского музея.
10. Благовещение с клеймами. XVII в., конец. 140х123см. Из Борисоглебского музея.
11. Илия в житии. XVII в., конец. 133x106 см. Из с. Яковцево.
12. Никола в рост, в житии. ХVII-ХVIIIвв. 125x196 см.
13. Иоанн Предтеча крылатый, в рост. ХVII-ХVIII вв. 115x72 см. (Против списка икон из Борисоглебского музея приписано на полях: "Следует просить разрешения, если директор и так их пришлет?).

Из Ярославского музея:
14. Евхаристия. XV в. 88x62 см.
15. Троица. XVI в., 1-я пол. 166x126.
16. Одигитрия. XVI в. 1-я пол. 166x126.
17. Архангел Михаил, в рост. Из деисуса XV в. 169x78 см.
18. Иоанн Предтеча в рост.
19. Апостол Павел в рост, из того же деисуса.
20. Зосима и Савватий, Иоанн Большой колпак, пророк Илия и Знамение. ХVI-ХVII вв. 181x118.
21. Никола в рост, в житии. Вверху Собор Иоанна Предтечи, Благовещение, Троица, Знамение, Сошествие во ад и Чудо в Хонех. XV в. 156x108 см.
22. Иоанн Предтеча крылатый, в рост, в житии. XV в. 103x76 см.
23. Василий Великий в рост, из деисуса. ХV-ХVI вв. 155x73 см.
24. Положение во гроб. XV в. 86x65 см.
25. Снятие с креста. XV в. 86x65.
26. Богоматерь Лидская с клеймами. Конец XVI в. 170x115 см. На обороте длинная надпись XIX в., из которой следует, что икона находилась в Борисоглебском монастыре.
27. Преображение. XV в. Примерно 80x60 см. (Далее размеры икон даются составителем списка на глаз). Из с. Спас-Подгорье.
28. Спас на престоле. XVI в. 100x80 см. Из с. Зюзино-Новоселково.
29. Никола поясной, по бокам Спаситель и Богоматерь XV в. 110x90 см. Из с. Верзино, туда принесена из деревянной часовни в Десягине.
30. Богоматерь Смоленская. Начало XV в. 110x90 см. Из с. Верзино.
31. Спас на ирестоле. XV в. 160x120. Из с. Троица на Бору.
32.O тебе радуется. ХV-ХVIвв. 160x140см. Из с. Троица на Бору.
33. Спас Нерукотворный. Начало XVII в. 120x110 см. Из с. Троица на Бору.

Внизу списка написано: "Ю. А. Олсуфьеву. Прошу принять меры к получению этих произведений. Щекотов. 3.VII.37. К). А. Олсуфьев в это время заведовал Сектором реставрации древнерусской живописи ГТГ, а Н. М. Щекотов был заместителем директора Галереи по научной работе.

Уже через день, 5 июля, директор ГТГ пишет письмо в Комитет по охране памятников с просьбой предложить музеям Ростова, Ярославля и Борисоглебского монастыря передать в Галерею на реставрацию иконы, которые были изъяты и переданы в эти музеи Н. А. Деминой в январе и июне 1937 года. Приложенный список полностью совпадает с вышеназванным списком10.

Из этих двух документов следует, что Н. А. Демина в 1937 году вывезла в музеи некоторые иконы из церквей окрестностей Ростова и Борисоглебска. Это дало основание Третьяковской галерее ставить вопрос о передаче этих и некоторых других икон.

Что касается икон из Ярославского музея, то, по-видимому, все они поступили туда ранее из Борисоглебского музея. Об этом свидетельствует хранящаяся в архиве Ростовского музея телеграмма (1937 г.) директору Борисоглебского музея Золотову с требованием немедленно упаковать иконы, отобранные Третьяковской галереей, и выслать их в Ярославский краеведческий музей11.

Каковы были последствия письма директора ГТГ? Все пять икон Ростовского музея в ГТГ поступили по акту № 0463 от 22 августа 1937 г. Из 8 икон Борисоглебского музея в ГТГ не поступило ни одной. Из Ярославского музея были переданы все иконы по акту № 0459 от 16 августа 1937 г.12

В настоящее время в ГТГ имеется 4 из 5 икон, поступивших в 1937 г. из Ростовского музея (кат. №№ 196 и 399, инв. №№ АРХ ДР 61 и АРХ ДР 205). Пятая икона - "Никола поясной в житии из церкви Николы на Всполье по документам, но в наличии ее нет. Судьба ее неизвестна.

То же приходится сказать, к сожалению, об иконе "Богоматерь Лидская, с клеймами, поступившей из Ярославского музея. На обороте этой иконы имелась длинная надпись XIX века следующего содержания: "Сия икона Божией Матери называется Лидскою потому, что она есть список с той иконы Божией Матери, называемой Лидскою, которая сама собою изобразилась на столпе церковном в храме, созданном святыми апостолами в г. Лиде. Еще ее называют Римскою, потому что список с чудотворной иконы Божией матери Лидской патриархом Германом, списанный в 715-м году, во время иконоборства 115 лет находился в Риме.

Празднование положено церковию 12-го марта и 26-го июня. В сем же Борисоглебском монастыре ей праздновали неизводно с 1588 году при строителе Варлааме, бывшем ключаре московского Архангельского собора, в мире называемом Владимире, современнике Иринарха затворника, 9-го февраля... Сведения о праздновании 9-го февраля заимствованы из кормовых книг на стр. 33-й·на обороте и 116-й на обороте же13.

Архимандрит Амфилохий об этой иконе сообщает, что она была пожертвована ключарем священником Московского Архангельского собора Владимиром, который постригся в Борисоглебском монастыре в 1588 г. Встреча этой иконы и иконы Архангела Михаила была 9 февраля 7075 (1567) года. Икона реставрирована в 1855 г. иконописцем Иваном Самойловым. Прежде стояла в церкви Сергия14.

По документам, "Богоматерь Лидская находится в собрании ГТГ и имеет инв. № АРХ ДР 62. На самом же деле под этим номером находится другая икона - "Богоматерь Шуйская-Смоленская, 111х94 см, которая числится в приведенном выше списке под № 30. Уже в записи инвентарной книги ГТГ, сделанной 22 марта 1951 г., под именем Лидской описана Шуйская-Смоленская. Современное местонахождение настоящей Лидской неизвестно. Остальные иконы, переданные из Ярославского музея, находятся в собрании Галереи (кат. №№ 176, 193, 398, 400, 401, 404, 414, 988, инв. №№ ДР 43, 28749, 28752, 28753, 28755).

Формирование коллекции ростовских икон ГТГ завершилось передачей 26 марта 1938 г. по акту № 0218 трех икон из реставрационной мастерской:
1. Апостол Петр из деисусного чина с. Ивашево.
2. Никола Зарайский, ХVI-ХVII вв. 132x83 см. (Инв. ГТГ28759).
3. Богоматерь Смоленская, ХV-ХVI в. (Дионисий?) 100x72.5 см. Иконы поступили на временное хранение. Все были под записью, на некоторых имелись пробные раскрытия.

Подведем итоги. В ЗО-е годы из Ростовского музея поступило в ГТГ всего 16 икон. Из Борисоглебского музея через Ярославль поступило в 1937 году 20 икон. Все иконы поступали на временное хранение, для реставрации. Некоторые из них были ранее частично расчищены. Многие имели сведения о происхождении. Иконы Ростовского и Борисоглебского музеев составили основу собрания живописи Ростово-Суздальской школы, или Центральной Руси, Третьяковской галереи, Большая часть их вошла в научный оборот в 60-е годы, когда появился каталог древнерусской живописи ГТГ, составленный В. И. Антоновой и Н. Е. Мневой, и прошла выставка "Ростово-Суздальская школа живописи.

  1. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи. Т. 1. М., 1963. С. 36.
  2. ОР ГТГ, ф. 8, 11, ед. хр. 404, л. 51-52.
  3. ОР ГТГ, ф. 67, ед. хр. 493.
  4. ОР ГТГ, ф. 8, 11, ед. хр. 459, л. 27.
  5. РЯ АХМЗ, А-187, с. 50. Благодарю В. И. Вахрину за ознакомление с этим документом.
  6. Мельник Л. Ю. К истории Борисоглебского музея, // СРМ. 1. Ростов, 1991, с. 127.
  7. ОР ГТГ, ф. 8, 11, ед. хр. 613, 824.
  8. Согласно реставрационным протоколам, иконы №№ 2, 4 и 5 этого списка поступили в ГТГ 18 сентября 1936 г., о №№ 1 и 3 сведений нет. Скорее всего, они поступили одновременно. (см. ОР ГТГ, ф. 67, ед. хр. 407, 403, 404).
  9. ОР ГТГ, ф. 8, 11, ед. хр. 340.
  10. ОР ГТГ, ф. 8, 11, ед. хр. 806.
  11. Мельник Л. Ю. Указ. соч., с. 127.
  12. В инвентарной книге нет указания на поступление "Спаса Нерукотворного (№ 33 списка) из Ярославского музея. Об иконе "Одигитрия XVI в. из церкви с. Верзино ошибочно говорится, что она поступила по акту № 0469 от 26 августа 1937 г. Сам акт передачи найти не удалось.
  13. ОР ГТГ, ф. 8, 11, ед. хр. 340.
  14. Амфилохий, архимандрит. Ростовские древности. // "Вестник Общества древнерусского искусства. 1874. Вып. 1-3. Смесь, с. 1-5.




Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!