Среди игумений Рождественского девичьего монастыря в Ростове выделяется Павла, сорок лет своей жизни посвятившая обители и много сделавшая для ее благосостояния. В историческом описании монастыря указывается, что она прибыла в Ростов в 1808 г., став настоятельницей1. После принятия монашеского пострига в следующем году ее произвели в игуменьи. Эту должность Павла оставила в 1848 г., за год до смерти. Могила игуменьи находилась за алтарем Рождественского собора. Составитель ее краткой биографии отметил еще одну сторону ее деятельности - искусное вышивание, которым она обратила "на себя внимание митрополита Платона, по поручению его занималась полтора года вышиванием и низанием священных вещей для Сергиевской лавры"2. Мирское имя Павлы - Прасковья Яковлевна Шатилова. Жизненный путь Прасковьи Яковлевны был связан с церковным служением. Она родилась в 1765 г. В 1786 г. стала послушницей Сретенского монастыря в Кашине, а в 1792 г. переведена в Хотьковский Покровский монастырь, где до 1800 г. занималась вышиванием и пением, уйдя отсюда в Мологский Афанасьевский монастырь. Таким образом, рядом с Троице-Сергиевым монастырем она прожила 8 лет, которые и были насыщены творчеством.
В фондах Сергиево-Посадского музея сохранилось несколько произведений, созданных для обители преп. Сергия Прасковьей Шатиловой, в том числе и указываемая биографом плащаница. Находясь в Хотьковском монастыре, мастерица оказалась связана с лаврским творческим коллективом, работавшим в содружестве с Московским митрополитом и священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры Платоном Левшиным. Как известно, архиерей положил много сил на пополнение уникальными произведениями знаменитой троицкой ризницы. Еще в первые годы управления лаврой он способствовал созданию новой "жемчужной ризницы", выполненной в Петербурге только в части священнических облачений3. Почти через тридцать лет уже в конце XVIII в. Платон решил завершить это грандиозное дело4. Им были привлечены для новой работы местные мастера. Одной из двух вышивальщиц, создававших новые жемчужные произведения, стала Прасковья Яковлевна, известная Платону с 1793 г., когда она занималась реставрацией и украшением жемчугом двух древних троицких хоругвей5. В 1794-96 гг. она вместе с другой мастерицей, жительницей Сергиева Посада, Натальей Егоровной Баскаковой, создала две роскошные пелены - индитию на престол и одежды на жертвенник в Троицкий собор лавры6. В 1798 г. выполнялся последний заказ Платона - плащаница на темно-фиолетовом бархате с вышитым именем исполнительницы7. Рисунки для всех произведений делались Игнатием Басовым, бывшим в то время ведущим живописцем Троицкой живописной мастерской8.
В хорошем первоначальном состоянии сохранились обе индитии и плащаница; хоругви, значительно обветшавшие, в XIX в. подверглись кардинальной реставрации.
Судя по художественным достоинствам вновь открытых произведений, Прасковья Шатилова владела приемами и жемчужного низания, и живописной глади с одинаковой степенью совершенства. Индитию на престол9 отличает удивительная роскошь: обилие драгоценных дробниц, панагий, камней и жемчуга составляет ее украшение. Она сшита из серебряного глазета, по краям лопастей пришита серебряная бахрома и позолоченные пуговицы. Каждая сторона украшена отдельно выполненными и нашитыми жемчужными крестами, угловыми картушами, облачными сияниями и надписями на каймах из темно-вишневого бархата. П.Я. Шатилова низала все угловые детали - картуши с бантами вокруг золотых дробниц, облака и четыре кисти с жемчужными пронизками. Все остальное делала Н.Е. Баскакова10. При создании одежды на жертвенник обе мастерицы принимали одинаковое участие в низании деталей, использовав оставшиеся от "жемчужной ризницы" 1767-71 гг. картуш и цветы11. На передней стороне выполнена композиция "Несение креста". Шитье шелком и драгоценными нитями в фигуре Христа, храма и горы отличает высокая степень совершенства, виртуозность владения живописной гладью. Опираясь на сходство манеры и техники работы, приемов вышивания в этой композиции и подписной плащаницы, можно утверждать, что ее вышивала П.Я. Шатилова.
Пеленам свойственны уравновешенность и четкость композиционных построений. На серебристом фоне напрестольной индитии ясно выделяются рельефно вынизанные детали, расположение которых напоминает композиции книжных окладов, включающих центральную и угловые пластины. Одежда на жертвенник решена более традиционно. Передняя сторона выделена сложной композицией: над сценой несения креста, занимающей почти всю плоскость, вынизаны жемчугом картуш с надписью "Се человек!", а в углах - чаша с сиянием и терновый венец с гвоздями. Образ Христа полон величия, трагичности и триумфа, огромная фигура в нежно-розовых одеждах, согбенная под жемчужным крестом, главенствует над миром. Остальные стороны упрощены, каждая заключена в орнаментальную рамку, украшена картушем или вензелем, монограммой Христа или изображением яслей.
В плащанице жемчужными нитями и фестонами средник отделен от разрезной каймы с литургической надписью, шитой золотом и жемчугом12. Композиция центральной части необычна: изображение "Положения во гроб" (в иконографическом изводе "Оплакивание Христа") дополнено патрональной фигуркой коленопреклоненного и молящегося митрополита Платона, которой сопутствует комментирующая надпись "Платон Митроп. Москов." Плащаница имеет редчайшую датирующую и авторскую надписи, шитые золотом в подножии гроба - "1798 года", "Вышивала Праск. Шатилова". В углах висели золотные кисти с пронизками из бантиков.
Все три произведения создавались в Троице-Сергиевой лавре под непосредственным наблюдением митрополита Платона. Для выполнения такого уровня памятников в лавре существовали все условия. На протяжении XVIII в. здесь не прекращались живописные работы в храмах и покоях. В монастыре писали иконы, финифтяные пластины и образки, портреты, картины символико-аллегорического и христианского содержания. Лаврские живописцы выступали своеобразными экспертами при оценке техничности и художественности монументальных росписей, осуществлявшихся в сообществе с московскими мастерами13. Значительный уровень профессионализма лаврских художников определяет факт существования живописной школы, куда отбирали наиболее способных детей штатнослужителей и готовили универсальных художников. Следует учесть и деятельность семинарий, как в лавре, так и в Вифании, студенты которых получали и художественные основы образования14. Существовало в лавре собрание образцов, в том числе и западноевропейских, под влиянием которых создавались рисунки для "Несения креста" и "Положения во гроб". Среди них еще значительным оставалась Библия Пискатора, но немаловажное значение имели иллюстративные гравюры с произведений европейской живописи. Необходимо добавить, что сам Платон, как человек передовой культурной среды XVIII в., не был чужд увлечению западной культурой, в том числе и церковной, собирая картины, гравюры, церковные предметы15.
Хотьковский Покровский монастырь находился в постоянной связи с Троицкой лаврой. В XVIII в. в нем занимались вышиванием как отдельные монахини, так и белицы и послушницы, жившие при нем. Возможно, в живописной мастерской лавры создавались рисунки для хотьковских вышивальщиц. Известно, что в 1770-90-е годы в монастыре вышивались иконы "Преп. Сергий" и "Явление Богоматери преп. Сергию". В конце столетия кроме П.Я. Шатиловой здесь по заказам лавры работали Анна Титова и Авдотья Иванова16. Скорее всего, когда П. Шатилова прибыла в Хотьковский монастырь, она уже была опытной вышивальщицей. Сотрудничество Шатиловой с лаврскими живописцами и сергиевской мастерицей стали основой появления уникальных памятников жемчужного и лицевого шитья для Троице-Сергиевой лавры.
Помимо этих документально зафиксированных произведений в коллекции имеются еще два памятника, которые связываются с обеими вышивальщицами. Это два больших покрова "Преп. Сергий" в рост. Один из них, полностью шитый шелками, с "Троицей" вверху, был вложен Н.Е. Баскаковой в 1797 г. в Спасо-Вифанский монастырь близ Троицкой лавры, а затем хранился в лаврской ризнице17. Его выполняли две мастерицы: доличное, вышитое более упрощенно, скорее всего шила Баскакова, трудами которой, как отмечено во вкладе, строился покров. Лицо и руки, вмонтированные в основное полотно, резко отличаются высоким уровнем профессиональной работы. Сравнение этих частей с вышивкой плащаницы 1798 г. и одежды на жертвенник 1796 г. дает основание для предположения, что автором личного была, скорее всего, П.Я. Шатилова18.
Второй покров происходит из Хотьковского монастыря и сохранился без каймы и подкладки19. Произведение полностью вышито на тонком полотне, кайма была из коричневато-зеленой камки, следы которой имеются на границе шитья по боковым сторонам. Фигура преп. Сергия с четками в левой руке выполнена на голубовато-зеленом фоне без позема у ног. На голове черно-коричневый куколь с золотистым крестом. Нимб шит золотными нитями в шахмат. Над головой в сиянии надпись "БГЪ". Объемный лик шит тонкими пряденными шелковыми нитями гладью, борода и усы удлиненными стежками по форме.
Наблюдения над Хотьковским покровом позволяют соотнести его с работами П.Я. Шатиловой. Манера вышивания, приемы передачи объемов в доличном, принципы выявления образа и эмоциональной нагрузки идентичны в "Несении креста", "Положении во гроб" и рассмотренном выше покрове "Преп. Сергий". Следует привести и замечания о рисунке этого произведения, который делался, вполне возможно, при участии митрополита Платона. Знаменщиком, вероятно, был троицкий художник. Рисунок крупного лика с несколько акцентированными очертаниями носа, резкость перехода между ликом и бородой, необычность этой линии, большая заостренность формы бороды, рисунок благословляющей руки напоминают прорисовку лица и руки в позднем портрете митрополита Платона, написанном в лавре. Портретист и знаменщик был, несомненно, и иконописцем, так как покров и портрет несут черты творческого метода, в котором переплелись признаки живописных и иконописных приемов вышивания20. Причем в покрове живописность вышивания в значительной мере поддерживает оттенок портретности в трактовке образа преп. Сергия.
Итак, Прасковья Яковлевна Шатилова, будущая игуменья Павла, предстает мастерицей высокого профессионального уровня и в жемчужном, и в лицевом шитье. Принимая во внимание произведения лицевого шитья XVIII в. нашего собрания, можно говорить об уникальности памятников, связанных с ее именем, о высоком уровне гладьевой техники, которой она владела, о значительной степени творческого проникновения в выразительную структуру образов. Стежки накладывались в одном направлении, чаще по вертикали лица, рисунок глаза (белок, зрачок, световая точка в зрачке, брови и веки) выявляется на основе этого приема, который в волосах и бороде применялся в соединении с шитьем по форме, передающим объем. Мастерица виртуозно владела и интуитивно, как художник, чувствовала особенности цветовых акцентов в свето-теневой структуре лика и всего образа. Живописный эффект в шитье гладью объемных ликов достигнут благодаря валерным переходам в тонах слабо крученных шелковых нитей. В построении лица применены один-два цвета нитей, подобранных по наибольшей насыщенности тона, которыми выполнена основа застила и которые соединены стежками переходных нитей, образующих валерность. Причем в лике Христа, несущего крест, она более многочастна, большее количество цветовых переходов потребовалось мастерице для создания образа величественного спокойствия, наполненного внутренним содержанием трагичности и одновременно триумфа духа. Образы в "Оплакивании Христа" построены на более резких сочетаниях тона нитей, что создает большую открытость и натуральность чувств, усиленных жестикуляцией рук и позами святых. Эмоционально строгий образ лика преп. Сергия во вкладном покрове Н.Е. Баскаковой в основе имеет усложненную систему сближенных оттенков тонально подобранных охристых шелковых нитей, которые в соединении с цветовыми валерами, напоминающими систему лессировок в живописи, создают тонкую свето-теневую игру объемов. Выделение основных линий рисунка более темным оттенком цвета и плотными короткими стежками подчеркивает суровую выразительность лика. Утонченные сочетания охристых, телесных, коричневатых, сероватых нитей придают некоторую холодность суровому образу преп. Сергия в Хотьковском покрове. Удлиннив пропорции лика и изменив форму бороды, резковато очерчивающей скулы и подбородок, мастерица значительно заострила черты, подчеркнув найденную образность техническими приемами. Строя вышивку только на вертикальных стежках, она выполнила более тонкие и четкие линии в соединении переходов нитей, вместе с тем придав больше резкости тональным сочетаниям нитей одного цвета. Традиционность приемов прослеживается в конструкции объемов и складок одежд, они выполнены линейно-плоскостной системой светлых линий - полос и затененных участков, переданных разными по цвету нитями или резко различающимися в тоне.
Оценивая эти произведения с точки зрения высокого искусства лицевого шитья, для которого изобразительность, то есть качества живописного, играют не последнюю роль, следует сказать о значении достижений мастерицы. В шитье использована живописная система XVIII в., принципы которой отрабатывались портретистами и декораторами на протяжении всего столетия. По всей вероятности, попытки новой трактовки образов в церковном лицевом шитье, которые можно наблюдать на некоторых памятниках первой половины XIVIII в. из собрания Сергиево-Посадского музея, превратились в целостную систему гладьевой живописной техники, в совершенстве примененной при создании лаврских пелен. Она давала возможность для серьезных поисков выразительности в образах церковного искусства нового времени.
Важны эти произведения, обе индитии и плащаница, и с точки зрения жемчужного шитья, являясь памятниками, завершающими историю этого драгоценного шитья в XVIII в. В то же время они дают представление о степени владения приемами низания двух мастериц. Прасковья Шатилова выполнила более сложное объемное низание жемчугом в деталях напрестольной индитии. Опираясь на традиции жемчужного шитья средневековья и барокко, создавали мастерицы низание в одежде на жертвенник и плащанице. Но стилистические представления конца столетия внесли существенные изменения в понимание жемчужного зерна и нити, сочетания объема, плоскости и линии в жемчужном рисунке. Барочная контрастность и прихотливость получили классицистическую сглаженность и уравновешенность; объемность деталей, выявлявшаяся в барокко сложным сочетанием золотного и жемчужного шитья, оказалась подмененной имитацией объема благодаря объемной формовке нитяной или картонной основы, на которую укладывалась драгоценная вышивка и жемчужные нити. Пожалуй, эти произведения достаточно ясно отразили сложную художественную ситуацию конца XVIII в., когда определяющая классицистическая направленность искусства дополнялась и взаимодействовала с опытом средневековья и барокко, которые в той или иной мере помогали претворить новые идеи.
Высокие эстетические и технические качества обоих видов шитья, свойственных показанным памятникам, могут быть основанием для постановки ряда проблем шитья XVIII в. Вопрос о профессионализме, подготовленности мастериц, степени участия профессиональных художников - живописцев, иконописцев, миниатюристов, в создании произведения связан с вопросом о школе, то есть мастерских, где создавались произведения и лицевого, и жемчужного шитья. Его решение пока что достаточно сложно из-за немногочисленности и отрывочности известных сведений. Архивные материалы еще только начинают выявляться. В результате исследования проблемы подготовки мастеров декоративно-прикладного искусства при Академии художеств ясно, что вышивка в любом ее проявлении осталась за пределами профессионального академического образования21. По имеющимся памятникам можно предположить о существовании мастерской лицевого шитья в первой половине XVIII в.22 В источниках и литературе имеются сведения о мастерской баронессы Строгановой первой половины и середины XVIII в. в Москве, С.-Петербурге и других местах23. На начальном этапе изучения находятся исследования придворных мастерских в столице24. Но если уже установлено, что в цалмейстерской конторе выполнялись произведения золотного и жемчужного шитья, то сведения о создании лицевого неизвестны. В XVIII в. сохранялась традиция монастырских мастерских, где обучались мастерицы и создавались произведения для храмов и монастырей. Но проблема монастырских мастерских в XVIII в., видимо, достаточно неоднозначна. Так, не известно, где обучалась П.Я. Шатилова. Но творческие достижения ее связаны с Хотьковским монастырем и Троице-Сергиевой лаврой. В самом Хотьковском монастыре работали отдельные вышивальщицы, не связанные организацией мастерской.
Все эти вопросы требуют усилий многих исследователей. Важнейшим условием начала работы в этой области художественной культуры будет выявление и публикация памятников. Прасковья Яковлевна Шатилова и памятники, созданные ею в сотрудничестве с Н.Е. Баскаковой, предстали открытой страницей истории художественного шитья XVIII в.
- Израилев А. Описание Ростовского, Ярославской губернии, Рождественского девичьего монастыря. СПб., 1858. С. 19, 23, 45-48.
- Там же. С. 48.
- РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 23952 (1767-1769). Л. 15; Д. 252 (1767-1771). См. также: Зарицкая О.И. "Жемчужная ризница" 1767-1771 гг. Троице-Сергиевой лавры. Машинопись (в печати). Архив СПМЗ.
- РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 1961 (1794). Л. 2.
- РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 1922 (1793). Л. 2 - 4 об.
- РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 1961 (1794). Л. 2 - 4 об., 5, 7 - 14, 17 - 21, 25 - 33; Д. 19314 (1795). Л. 59 об.; Д. 2087 (1796); Вкладная книга № 5. 1790 - 1805 гг. СПМЗ. Инв. 72 рук. Л. 70 об. - 74.
- РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 19319 (1798). Л. 52 об., 53, 54, 54 об.; Вкладная книга 1790 - 1805 гг. Л. 83 об. № 271. Опись 1805 г. Гл. 9. Л. 545 об. - 564 об. № 2. Опись 1859 г. Кн. 2. Гл. II. Л. 298 - 299 об. № 581/3; Смирнов С. Спасо-Вифанский монастырь. М., 1869. С. 23.
- РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 1904 (1797). Л. 4.
- Индития "Голгофский крест". 1794 - 1795 гг. ТСЛ. Работа Н.Е. Баскаковой и П.Я. Шатиловой. По рисунку И. Басова. 105х85х93 см. СПМЗ. Инв. 2353.
- РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 1964 (1794). Л. 7-14, 17-20 об., 25-33.
- РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 2087 (1796). Л. 13, 14; Одежда на жертвенник "Несение креста". 1796 г. ТСЛ. Работа П.Я. Шатиловой и Н.Е. Баскаковой. По рисунку И. Басова. 99х94х103 см. СПМЗ. Инв. 2364.
- Плащаница "Положение во гроб" ("Оплакивание Христа"). 1798 г. ТСЛ. Работа П.Я. Шатиловой. По рисунку И. Басова (?). 200х147 см. СПМЗ. Инв. 2363.
- В последнее время история художественной живописной жизни в Троице-Сергиевой лавре получила некоторое освещение в статьях: Зарицкая О.И. Портреты митрополитов в собрании Загорского музея. Машинопись. 1984 г. Архив СПМЗ; Шитова Л.А. Троицкий эмальер середины XVIII в. Машинопись. 1991 г. Архив СПМЗ; Она же. Троицкая эмальерная школа //Сергиев-Посадский музей-заповедник. Сообщения. 1995 г. М., 1995. С. 166-196. РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 163 (1766). Л. 1; Д. 601. (1776). Л. 1 об. - 2; Д. 24042 (1782 - 1784). Л. 9, 18; Д. 1120 (1783). Л. 5, 17 - 20; Д. 24012 (1777). Л. 3 - 5; Д. 3079 (1813). Л. 1 - 4 об.; Д. 1428 (1787).
- РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 601 (1776). Л. 1 об. - 2; Д. 1085 (1785), Л. 1; Д. 19312 (1794). Л. 9; Д. 2484 (1802); Д. 2817 (1806), Л. 2.
- Снегирев И.М. Жизнь Московского митрополита Платона. М., 1890. Ч. 2; Васильчиков А.А. Каталог предметам, принадлежавшим преосвященнейшему митрополиту Платону, находящимся в его покоях в Вифанском монастыре //ЧОИДР. 1879. Окт. - дек. Кн. 4. М., 1879. С. 5-15.
- РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 252 (1767 - 1771). Л. 40 - 40 об., 45, 55, 57; Д. 23952 (1767 - 1771). Л. 5, 10; Д. 19314 (1795). Л. 19; Д. 19315 (1796). Л. 106; Д. 1856 (1794 - 1795). Л. 14.
- Покров "Преп. Сергий Радонежский". 1797 г. Работа Н.Е. Баскаковой и П.Я. Шатиловой (?). Вклад Н.Е. Баскаковой. 76х194. СПМЗ. Инв. 2426. Во Вкладной книге 1790 - 1805 гг. и Описи 1805 г. (Гл. 9. Л. 599. № 347/54) описания одинаковые, в примечаниях на полях Описи следующая запись: "1838 года июня 10 числа за ветхостью по силе резолюции Его высокопреосвященства (митрополита Филарета Дроздова) исключен". Сведения о нем имеются и в других документах: РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 2349 (1800). Л. 129 об. На обороте покрова имеется надпись: "По Вифании по Описи Дольник № 176". СПМЗ. Архив отдела хранения. Оп. 1. Д. 3 (1918). Л. 22. № 15/7. Покров был осмотрен Александровой-Дольник и включен в реставрационные списки вышитых произведений из собрания Троице-Сергиевой лавры.
- Предположение о работе Н.Е. Баскаковой основано на сравнении с еще одним вкладным произведением, делавшимся ее трудами - подзором с избранными Святыми отцами Троице-Сергиевой лавры, в котором личное выполнено в технике живописи и представляет тонкую миниатюрную работу, а вышивка выполнена свободно и несколько небрежно, неумело, с тем же уровнем профессионализма, что и в доличном на вкладном покрове.
- Покров "Преп. Сергий Радонежский". Конец XVIII в. Работа П.Я. Шатиловой(?). 165х57. СПМЗ. Инв. 4307.
- По документам о лаврских живописцах известно, что они, как правило, занимались различными работами: писали иконы для продажи в лавках лавры или для подношения знаменитым гостям, выполняли портреты, копировали картины, находившиеся в лаврских покоях, принимали участие в поновлениях и написании новых фресок.
- Пронина И.Я. Декоративное искусство в Академии художеств. Из истории русской художественной школы XVIII - первой половины XIX века. М., 1983.
- Этого плана произведения хранятся в Оружейной палате и Сергиево-Посадском музее. См.: Русское художественное шитье ХVI - начала XVIII века. Каталог выставки. Сост. Маясова Н.А. и Вишневская И.И. М., 1989. Кат. 36, 37, 38; Русское культовое искусство XVI-XIX веков //Сокровища подмосковных музеев. М., 1996. С. 40.
- Соловьев В.М. История Росийского государства. Кн. 9. М., 1963. Т. 17-18. С. 428; Берхгольц Ф. В. Дневник Камер-юнкера Берхгольца, веденый им в России в царствовании Петра Великого, с 1721-25 гг. М., 1858. Ч. 2. С. 92 - 93, 134, 136; Введенский А.А. Дом Строгановых в XVI-XVIII вв. М., 1962; Вкладная книга ТСМ. 1672-73 гг. М., 1987. С. 32. Л. 63 об. - 64; РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 23951 (1767-1771). Л. 15 об., 20, 29; Силкин А. Лицевое шитье //Искусство строгановских мастеров. Реставрация. Исследования. Проблемы. Каталог выставки. М., 1991. С. 115, 127, прим. 1; Маясова Н.А. Художественное шитье //Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники. М., 1966. С. 137. Прим. 1.
- Моисеенко Е. Русская вышивка XVII - начала XX в. из собрания Госурадственного Эрмитажа. Л., 1978. С. 10, 11; Маясова Н.А. и Вишневская И.И. Русское художественное шитье XVI - начала XVIII в. Каталог выставки. М., 1989. С. 18, 19; Деева Н.Н. Некоторые образцы декоративного убранства культовых тканей в России в XVIII в. (из собрания Государственного музея истории религии) //Проблемы формирования и изучения музейных коллекций Государственного музея истории религии. Сборник научных трудов. Л., 1990. С. 138-174; Амелехина С.А. Придворная мастерская дамского платья в России XVIII в. //ГИКМЗ "Московский Кремль". Материалы и исследования. IX. Декоративно-прикладное искусство. М., 1993. С. 175-181.