Д.В. Смирнов (Ростов). Новые данные о колоколах Ростовской звонницы (о первоначальном составе колокольного набора). с.81-85.

Начиная со второй половины XIX в. утвердилось мнение, что колокола звонницы Успенского собора были изначально подобраны по определенному плану. При этом авторы ссылаются на отливку трех больших колоколов мастерами, приглашенными из Московского Пушечного двора1. Но это, на наш взгляд, естественное, что говорят о спланированности подбора.

Попробуем же теперь исследовать этот вопрос более подробно. А для начала внимательнее прочитаем опись Митрополичьего дома 1691 г.: "... Колокольня каменная на ней двенадцать колоколов в том числе по весу в одном две тысячи в другом тысяча в третьем пятьсот в четвертом сто сорок в пятом сто двадцать пять в шестом восемьдесят пудов остальные без весу"2. Напомним, что сейчас на звоннице 15 колоколов, а не 12. Далее, внимательно прочитав опись, приходим к выводу, что вес двух колоколов не совпадает ни с одним из имеющихся на звоннице сейчас. Это касается колоколов в 140 и 125 пудов. Если говорить о 140-пудовом колоколе, то нам ивестно, что это первоначальный вес "Толодаря". 1807 г. он переливается с добавлением веса до 158 пудов3. А в 1856 году перелит еще раз, и стал весить уже 171 пуд 5 фунтов4. До сегодняшнего дня вес "Толодаря" остался без изменений.

Совсем другая история у второго колокола в 125 пудов. О нем известно немного. Как упомянуто в синодиках XVII и XVIII вв. Ростовского Успенского собора: "Лета 7157 (1649) февраля в 1 день Варлаам митрополит Ростовский и Ярославский (1620-1631, д.с.) дал к соборной и Апостольской церкви Успения Пречистыя Богородицы...три колокола. Колокол весом сто давдесят пуд, а два колокола весом двадесят шесть пуд, все три колокола за шестьсот да шесть рублёв за двадцать алтын5. Можно заметить, некоторые расхождения в весе колокола, с разницей в 5 пуд, но думается, позднее при составлении описи могла возникнуть неточность, как нередко бывает. И наверное такая ошибка в нашем случае не столь существенна Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что колокола "Толодарь", "Баран" и 125 пудовый находились на колокольне, предшествовавшей звонницей, а после постройки последней в 1682-90 гг. были перенесены туда. По прошествии нескольких лет 125 пудовый колокол был, по непонятным причинам снят. Точными сведениями, когда это произошло мы не располагаем.

Как уже говорилось, сейчас на звоннице 15 колоколов, но такое их количество стало после того, как в 1894 г. для исполнения "Ионофановского" звона о. Ористрахом Израилевым были повешены еще два колокола6. К тому времени на звоннице находились уже 13 колоколов, а опись 1692 г. сообщает нам о 12 колоколах.

Вот теперь попробуем проанализировать состав колоколов звонницы согласно описи 1691 г. Для этого нами составлена схема расположения колоколов в 1691 г. (см. приложение). Для 125-пудового колокола место есть только рядом с "Лебедем". Вот что у нас получается (перечисляю колокола по порядку размещения): "Сысой", "Полиелейный", "Лебедь", 125-пудовый, "Толодарь-I", "Баран", и 2 "Зазвонных". Итого 8 колоколов. Добавляем еще 4 "Безымянных" и количество колоколов по описи совпадает с тем, что мы предполагаем. Но, возникает вопрос, а где же тогда 4 "Красный" и "Козел"? Из-за своей величины эти колокола не могут висеть рядом с "Лебедем" и 125 пудовым колоколом. Та же ситуация и с балкой, на которой находятся "Безымянные". В пользу нашего предположения говорит и тот факт, что по орнаментике 2 "Безымянных" схожи с "Сысоем", а 2 других "Безымянных" -- с "Полиелейным". Колокола же "Красный" и "Козел" появились скорее всего после того, как со звонницы был снят, по неизвестным причинам, 125 пудовый колокол. Теперь вспомним, что вместе со 125 пудовым пожертвованы еще 2 колокола, общим "весом двадесят шесть пуд". Согласно описанию о. Аристарха Израилева 1884 г., колокол "Козел" весил около 20 пудов, и если на звоннице найдется еще и 6-ти пудовый колокол, то мы получим полное совпадение с весами пожертвованных колоколов. Но, к сожалению, ни один из безимянных не соответствует 6 (94 кг) пудам: точный вес этих колоколов 176.6, 141, 80.6, 71 кг.

На основании этого можно сделать следующий вывод. На одной балке с "Лебедем" находился только 125 пудовый колокол (ведь, как уже говорилось выше, места для другого колокола здесь не остается), 4 колокола висели на перпендикулярной балке. Позже, после снятия 125 пудового колокола, добавили еще 2 колокола. Вот тогда на звоннице и стало 13 колоколов.

Представшая нам картина позволяет усомниться в утверждении, что колокола звонницы были изначально подобраны по какому либо плану и что уже в XVII в. звонница представляла собой уже сложившийся архитектурно-музыкальный ансамбль. Скорее наоборот -- колокольный набор с соборной звонницы прошел традиционный путь, характерный для русских колоколен, когда колокола подбирались друг к другу постепенно, в течение многих лет. И как мы увидим позже, только в начале XX в. колокольный набор звонницы сформировался уже окончательно.

Как уже говорилось выше, часть колокол звонницы в процессе ее эксплуатации была заменена7. К этому можно добавить еще один факт, свидетельствующий, что в 90-х гг. XVIII в. на звоннице добавился еще один колокол. Он был перенесен с колокольни церкви Воскресения: "Оное колоколо перенесено на соборную колокольню старостою Никотою Хлебниковым"8. Может статься, что именно этот колокол и стал тем 13 по счету на звоннице. Не исключаем так же возможности, что на звоннице висят колокола, сняты некогда с Часобитной башни9. Ну а последняя замена колокола на звоннице произошла уже в XX в. Документ, касающийся этого вопроса, необходимо привести полностью:
"Вследствии отношения от 31 мая 1911 г. на имя Тихона Архиепископа Ярославского и относитель переливки из набора колоколов Ростовского собора седьмого по величине старинного колокола, известного под именем "Козла", Ярославская духовная консистория, во исполнение резолюции Его Высокопреосвещенства от 26 июня сего года за № 1518, имеет честь сообщить Обществу защиты и сохранения в России памятников искусств и старины следующее. По донесению Настоятеля Успенского собора, колокол "Козел" около двадцати пудов весом, без всяких надписей и обозначений, иям свое получил от чрезвычайного разногласия с другим колоколами -- нота Ля при всеобщем аккорде До: к завершению этого неприятного разногласия  -- означенный колокол дал сильные трещины и один край его даже совсем отшибло, благодаря чему этот колокол вносил до крайности неприятный диссонанс в общий аккорд колоколов. В известном описании Ростовских колоколов и звонов отца Аристарха Израилева 1884 года об этом колоколе говорится так: "Ив последнее время у этого колокола оказалась немалая вышибка края и чрез это он сделался совершенно негодным." По желанию многих лиц: с согласия и словесного разрешения члена Ростовской Археологической комиссии И.А. Шлякова, но без разрешения Ярославского Епархиального начальства, этот совершенно непригодный колокол был сдан на переливку и теперь перелитый колокол снова повешен на свое место и не только не вызывает никакой порчи строя и гармонии колоколов, но исполняет свое назначение так, как исполнял до поломки. В настоящее время, как пишет настоятель Ростовского собора протоиерей Александр Пречистенский все звоны, исполняются на Ростовской колокольне по прежнему без всяких изменений и порчи строя колоколов и никакого уничтожения гармонии древнего мотива в Ростовском звоне не произошло.

Таковые сведения доставил консистории настоятель протоиерей А. Пречистенский в рапорте 26 июня сего года за № 117-м на каковом рапорте и последовала того же 26 июня резолюция его Высокопреосвященства за № 1518 таковая "Следовало спросить надлежащее разрешение на переливку колокола. По содержанию сей бумаги ответить в Общество охраны памятников старины.
Полинное подписали
Член консистории протоиерей Н. Крылов
за секретаря (подпись неразборчива)
вр. исп. д. Столоначальника (подпись неразборчива)
верно: помощник секретаря Общества (подпись неразборчива)."10

К сказанному добавим, что вес колокола 18 пудов, отлит он на заводе "Товарищества Оловяншников и сыновья" в Ярославле. Колокол почти полностью гладкий, надпись вырезная. Но отливкой этого колокола формирование колокольного набора на свое место колокол, а разбитый "Безымянный-2" снят и передан в музей.

Теперь мы видим, что на протяжении всей истории звонницы изменили свой вес "Толодарь", "Козел" и "Безымянный-2", 125 пудовый колокол совсем убрали, вместо 12-ти, как было первоначально, на звоннице сейчас 15 колоколов. Очевидно, что и общее звучание колоколов звонницы также изменялось. Насколько эти изменения заметны, сказать трудно. Скорее всего колокола звонницы не сразу образовали тот уникальный гармоничный строй, который сейчас знаменит на весь мир.

В заключение добавим, что на этом рассказ об первоначальном звучании не закончен. Появились научные исследования, проливающие свет на эту тему. Так, что продолжение следует.

  1. См., напр.: Толстой М.В. Святыни и древности Ростова Великого. М., 1866. С.44; Израилев А.А. Ростовские колокола и звоны // СПб., 1884. С.4; Тюнина М.Н. Ростовские колокола и звоны // Колокола. История и современность. М., 1985. С.138.
  2. ГМЗРК. Опись Митрополичьего дома, церквей и церковной утвари г. Ростова 1691 г. Р-1083, Л.29.
  3. РФ ГАЯО. Ф. 123. Оп. I. Д. 220. Л. 248; ЯЕВ.1861 Ч. неофиц. Ст.567.
  4. РФ ГАЯО. Ф. 123. Оп. I. Д. 93. Л. 411.
  5. Мельник А.Г. Новое о звоннице // Соборная звонница Ростова Великого. СРМ. Вып. IV. Ростов. 1993. С.6.
  6. ЯЕВ. 1894. Ч. неофиц. Ст.345.
  7. РФ ГАЯО. Ф 123. Сп. I. Д. 110. Л.22.
  8. РФ ГАЯО. Ф 123. Сп. I. Д. 10. Л.68.
  9. РФ ГАЯО. Ф 123. Сп. I. Д. 23. Л.477.
  10. ГМЗРК. А-56 (1911 г.). Л.68.




Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!