Е.В. Ким (Ростов). Произведения П.И. Петровичева в собрании Ростовского музея. с.222-229.

В Ростовском музее П.И. Петровичеву отведено особое место, поскольку творческая и личная биография художника тесно связана с Ростовом. П.И. Петровичев родился в Ростовском уезде, в 1891-1892 гг. работал в Ростовском Музее Церковных Древностей. После переезда в Москву, художник приезжал в Ростов на протяжении всей жизни. Созданные здесь архитектурные пейзажи, интерьеры церквей составляют значительную часть его творческого наследия. И все же, несмотря на неоднократное экспонирование, коллекция произведений П.И. Петровичева из собрания Ростовского музея, не была еще предметом исследования. Данная работа является лишь первым "вводным" этапом в ее изучении, цель которого -- проследить историю формирования коллекции, сделать некоторые уточнения.

Произведения П.И. Петровичева были среди первых поступлений картинной галереи Ростовского Музея Древностей, открытой 4 сентября 1921 г., а 16 сентября заведующий музеем Д.А. Ушаков принял в Государственном музейном фонде в числе произведений В.Д. Поленова, В.П. Верещагина, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского, Н.Н. Сапунова и "Этюд Ростова Великого" кисти П.И. Петровичева (Кат. № 11)1. Следующее поступление работ П.И. Петровичева в картинную галерею относится к началу октября 1921 г. В архиве музея сохранилось письмо в Совет Ростовских педагогических курсов, которое гласит: "Настоящим музей выражает глубокую признательность за внимание к его целям и задачам по собиранию художественных памятников, выразившуюся в передаче музей трех этюдов худ. Петровичева"2.

В архиве не обнаружены документы, которые бы свидетельствовали о том, что в 1920-е гг. П.И. Петровичев вызывал в музее интерес как художник ростовского происхождения или мастер, отразившего в своем творчестве ростовскую тематику. Художник воспринимался не как локальное явление, а как видный представитель русского искусства, поскольку сама картинная галерея, по замыслу устроителей, должна была стать "показательной школой истории живописи", для чего в экспозиции необходимо воссоздать историю русского изобразительного искусства3, отразить в ней "все более или менее крупные течения русской живописи в образцах видных их представителей"4.

Интересен и тот факт, что П.И. Петровичева рассматривали не как передвижника, хотя он был членом Товарищества, а среди "мирискусников". В письме ..."Течение "Мир искусства" и смежные с ним представлены в работах Ал. Бенуа, Ф. Боткина, Юона, Головина, Сапунова, Коровина (2 вещи), Нестерова и Петровичева (5 вещей). Музей ... просит о пополнении собрания картин как произведениями современной живописи, ... и произведениями прежней живописи, в особенности художников "Мира искусства", сравнительно слабо представленных в галерее"5.

В 1920-х гг. в картинную галерею из Государственного музейного фонда поступили еще две работы художника: в 1925 г. "Ростов зимой"6 (Кат. № 5) и в 1927 г. -- "В Богословской церкви Ростова"7 (Кат. № 9). В 1933 г. из Третьяковской галереи в числе работ других художников поступает "Интерьер церкви на Волотовом поле"8 (Кат. № 10).

В 1930-х гг. после закрытия картинной галереи Ростовского музея интерес собственно к художественному наследию падает, новые работы не поступают, и в 1934 г. в характеристике живописного собрания произведения П.И. Петровичева уже не упоминаются9. Нет упоминаний работ художника и в аналогичном письме в НИИ краеведения и музейной работы, датированном 1947 г. Более того, в Описи материалов исторического отдела (с 1940 г. до 1949 г.), где экспонировались и живописные произведения, работа П.И. Петровичева "Ростов зимой" значится как "картина неизвестного художника", в то время как размеры и инвентарный номер свидетельствуют о принадлежности произведения его кисти10.

Интерес к творчеству П.И. Петровичева в Ростовском музее вновь пробудился в начале 1980-х гг., когда у семьи художника были закуплены картины "Семейный портрет. Жена и дети", "Донбасс. Мариуполь", "Натюрморт. Цветы" (Кат. №№ 3, 17, 18). В 1989 г. Академия художеств СССР, Союз художников РСФСР провели персональную выставку П.И. Петровичева, посвященную 115-летию со дня его рождения. Выставка экспонировалась в залах Академии художеств СССР в Москве, Научно-исследовательском музее Академии художеств СССР в Ленинграде, а с ноября 1989 г. по апрель 1990 г. -- в Ростовском музее. На ней было представлено 168 произведений живописи из музеев страны и частных собраний. В последующие несколько лет были приобретены 5 работ художника (Кат. №№ 1, 2, 14, 15, 16), а три картины подарены музею семьей П.И. Петровичева (Кат. №4, 12, 13). Сейчас собрание Ростовского музея насчитывает 18 работ художника, которые будут рассмотрены в хронологическом порядке.

Первые по времени создания картины из коллекции музея относятся к середине 1900-х гг., которые стали для художника, по словам исследователя его творчества В.П. Лапшина, "счастливой порой, подготовленной упорным трудом, долгими исканиями и преодолением житейских невзгод, когда им были поняты свои возможности, что дало ему силы, энергию и уверенность в работе"11. В эти годы П.И. Петровичев -- зрелый, признанный мастер. Его картины приобретены галереей П.М. и С.М. Третьяковых; он постоянный участник выставок "Союза русских художников", Товарищества передвижных художественных выставок. В 1906 г. он принял участие в выставке русского искусства в Париже. А.Н. Бенуа называл П.И. Петровичева среди наследников творчества Левитана, которые "пишут русскую природу, русскую жизнь"12. Тогда же С.П. Дягилев писал о П.И. Петровичеве в журнале "Мир искусства": "Талантливый и на хорошем пути, воспитывался в традициях истинно русских московских художников ... Должен быть нашим"13.

Картины "Деревня летом" (Кат. № 1); "Весенние сумерки" (Кат. № 2) и "Ненастная осень" (Кат. № 3) из собрания Ростовского музея характерны для творчества художника 1900-х гг. и связаны с миром русской деревни. Эти спокойные, ясные пейзажи точно передают, как писала критика, "серые сумерки, терпкий запах земли и деревни, сермяжный покрой чего-то самобытного"14. Форматы всех трех пейзажей вытянуты по горизонтали, композиционные линии уравновешены, горизонт строго параллелен нижнему краю холста, динамику композициям сообщают уходящие по диагонали вглубь холста линии дороги, тропки, ручья. При особой плотности красочного слоя и приглушенной "земляной" гамме красок, художник демонстрирует разнообразие манеры письма, в каждом случае соответствующей особым состояниям природы.

К этому же времени, 1900-м гг., можно отнести создание портрета старшей сестры П.И. Петровичева Марии Ивановны (Кат. № 4). Жанр портрета не занимал большого места в творчестве художника, к нему он обращался редко, портретируя только своих родственников и близких друзей. Мария Ивановна приехала из деревни в Москву сначала к брату, Петру Ивановичу, затем работала экономкой и поварихой в семье Струковых15. Портрет не имеет авторской датировки, дарители также ничего не знали о времени его создания. Произведение можно датировать по внешности изображенной, а также на основании сопоставления с другими произведениями, например, портретом 1906 г. из собрания семьи художника16.

Следующая группа произведений коллекции относится к рубежу 1900-1910-х гг., когда в творчестве художника появляется новая тема -- древнерусские города с их памятниками архитектуры. На выставках 1910 г. в Москве и Петербурге впервые большая часть экспонированных П.И. Петровичевым полотен была посвящена Ростову. В 1911 г. архитектурные пейзажи и интерьеры П.И. Петровичева были приобретены в галерею П.М. и С.М. Третьяковых, музей Александра III и музей Академии художеств17. Произведения из собрания Ростовского музея вполне соответствуют этим новым веяниям в творчестве художника, о которых критик П.Д. Эттингер в 1912 г. писал: "Петровичев, пожалуй, наиболее индивидуальный из московских пейзажистов, за последние два-три года как будто растерявший свой густой, меланхолический тон, вновь себя нашел и в более светлых гаммах стал отражать глубоко прочувствованную красоту родного пейзажа"18.

Этюд "Вид на Ростовский Яковлевский монастырь" (Кат. № 8) датирован 1909 г. Другой этюд, "Уголок Ростовского кремля" (Кат. № 7), также поступивший от Ростовских педагогических курсов, автором не датирован и в инвентарной книге музея значится как работа начала ХХ в. В то же время использованные художником материал (картон, масло), размеры этюдов, характер их композиционного и колористического решения, манера письма свидетельствуют о том, что этюды были выполнены в одно и то же время. Этюд "В Ростовском Борисоглебском монастыре" (Кат. № 6) по традиции датируется концом XIX-началом ХХ вв.. Более точная датировка этой небольшой и довольно плохой сохранности акварели не представляется возможной.

Этюд "Вид на Ростовский кремль с озера" (Кат. № 11) написан в 1913 г. вероятно с острова на озере Неро. В этой небольшой гуаши художник использовал все богатство оттенков серого цвета, продемонстрировав подлинное живописное мастерство.

Наиболее значительной в этом разделе коллекции является работа "Ростов зимой" (Кат. № 5). Этот архитектурный пейзаж, запечатлевший вид с башни кремля на Никольскую церковь и собор Рождества Богородицы Рождественского монастыря, передает время оттепели зимой. Композиция произведения отличается энергичным ракурсным построением, при котором пространственная глубина подчеркнута перспективно сокращающимися линиями. Большое значение приобретает фактура самой живописи. Моделирование формы происходит при помощи ярко выраженных мазков, сообщавших форме "движение". Художник не останавливается на изображении частных деталей, широким обобщенным письмом он добивается цельности восприятия.

В творчестве мастеров "Союза русских художников" значительную роль играл жанр интерьера. П.И. Петровичев писал интерьеры на протяжении всей своей жизни, а в начале 1910-х гг. это были интерьеры древнерусских храмов. К данному периоду творчества художника относится картина "В Богословской церкви Ростова" (Кат. № 9), в которой изображена часть алтаря кремлевской церкви Иоанна Богослова.

Другому церковному интерьеру -- новгородского храма Успения на Волотовом поле (Кат. № 7) свойственны сложный колорит, тщательная передача деталей иконостаса и композиций фресковых росписей. Храм был разрушен во время Великой Отечественной войны, поэтому интерьеры, написанные П.И. Петровичевым в Новгороде, имеют не только художественное, но и историко-культурное значение.

В 1917 г. состоялась первая персональная выставка П.И. Петровичева. Она экспонировалась с 7 октября по 5 ноября в Художественном салоне на Большой Дмитровке, там, где регулярно проходили выставки "Союза русских художников". Выставка стала итогом двадцатипятилетней работы художника. Здесь экспонировалось свыше двухсот пятидесяти его работ, в том числе и две картины, вошедшие впоследствии в собрание Ростовского музея (Кат. №№ 1, 3).

С 1917 г., чтобы прокормить семью П.И. Петровичев был вынужден сдавать свои произведения в антикварные магазины, делать иллюстрации по заказам издательств. "По ночам, вспоминала О.Э. Петровичева, он просиживал с лупой, исполняя скрупулезную работу, хотя для него, живописца, эта работа не приносила настоящего морального удовлетворения"19.

К первым послереволюционным годам относится создание портрета Бориса Ивановича Казначеева, который учился у П.И. Петровичева, но профессиональным художником не был. Теснота, сдавленность пространства, тусклые серо-коричневые краски делают портрет свидетельством нелегкой жизни тех лет.

Следующий раздел коллекции -- этюды, выполненные во второй половине 1920-х-начале 30-х гг. (Кат. № 14, 15, 16). Эти небольшие работы свидетельствуют о том, как точен был П.И. Петровичев в фиксации различных состояний природы. В 1926 г. Петр Иванович со всей семьей ездили в Крым, в Ялте он создал серию ночных пейзажей. Этюд "Ночь в Ялте" (Кат. №14) передает густую синеву южной ночи. Большой популярностью пользовались его пейзажи с цветущими яблонями и вишнями, написанные в подмосковном Реутове. Этюд "Цветущий уголок" (Кат. № 15) -- один из этого цикла. Этюд "Поздняя осень" (Кат. № 16) не датирован.

К 1930 г. относится создание картины "Семейный портрет. Жена и дети" (Кат. № 13). Художник изобразил свою жену Ольгу Эрнестовну и дочерей Нину и Ольгу в интерьере дачного дома в подмосковной Малаховке. В композиции -- отзвуки усадебных интерьеров "Союза русских художников", с камерностью композиционного решения, свободной манерой письма, передающей цветовые нюансы, движение света, с вовлечением пейзажа в интерьер через открытые окна.

В 1930-х гг. П.И. Петровичева командируют в Сталинград для сбора материалов о строительстве первого тракторного завода, затем в Сибирь, Среднюю Азию, в Донбасс. Советская критика расценивала появление новых тем в творчестве художника "как поворот в развитии его общественного сознания"21. По свидетельству жены, "посылал домой грустные письма"22. Этот период творчества в коллекции представлен индустриальным пейзажем "Донбасс. Мариуполь" (Кат. № 17). Не смотря на неорганичность этой темы для самого художника, картина отличается добротностью живописи, интересно построенным ритмом, проработанностью цветовых решений.

К последним годам жизни художника относится создание картины "Натюрморт. Цветы" (Кат. № 18). Розы в фарфоровых позолоченных вазах, чаще всего на темном фоне -- излюбленный мотив П.И. Петровичева, который вошел в его творчество еще в 1900-е гг.

Таким образом, Ростовский музей сейчас обладает одной из наиболее крупных (18 единиц) коллекций произведений П.И. Петровичева (для сравнения, в ГТГ хранится 22 его живописных работы). Учитывая же художественный уровень работ, время их создания и жанровый диапазон можно говорить о достаточной полноте и представительности коллекции, заслуживающей дальнейшего изучения и развития.

Иллюстрации и более подробную информацию можно получить в виртуальном музее П.И. Петровичева.

КАТАЛОГ

1. Деревня летом. 1906
Холст (дублирован), масло. 57,5х101,5
Справа внизу подпись и плохо читаемая дата: Петровичевъ190(?)
Пост.: 1995 приобретен у семьи П.И. Петровичева
Ж-574

2. Весенние сумерки. 1907
Холст, масло. 79,5х125
Слева внизу подпись и плохо читаемая дата: Петровичевъ190(?)
Пост.: 1994 приобретен у Н.П. Петровичевой
Ж-572

3. Ненастная осень. 1909
Холст, масло. 68х104
Слева внизу подпись: Петровичевъ
Пост.: 1981 приобретена у Н.П. Петровичевой (Москва)
Ж-123

4. Портрет сестры художника Марии Ивановны. Середина 1900-х
Холст на двп, масло. 63,5х69
Пост.: 1992, дар дочерей П.И. Петровичева (Москва)
Ж-561

5. Ростов зимой. 1910-е
Картон, гуашь. 70х98,5
Справа внизу подпись: Петровичевъ
Пост.: 1925 из Государственного музейного фонда, ранее в собрании И.С. Исаджанова
Г-347

6. В Ростовском Борисоглебском монастыре. Конец XIX-начало ХХ
Бумага на картоне, акварель. 25,5х34,5
Слева внизу подпись: Петровичевъ
Пост.: 1921 от Совета Ростовских педагогических курсов
Г-205

7. Уголок Ростовского кремля. 1909
Картоне, масло. 17х24
Пост.: 1921 от Совета Ростовских педагогических курсов
Ж-518

8. Вид на Ростовский Яковлевский монастырь. 1909
Картон, масло. 17,5х40
Справа внизу подпись и дата: Петровичевъ1909
Пост.: 1921 от Совета Ростовских педагогических курсов
Ж-517

9. В Богословской церкви Ростова. 1910
Картон, масло. 68х47
Справа внизу подпись и дата: Петровичевъ1910 г.
Пост.: 1927 из Государственного музейного фонда, ранее в собрании И.А. Морозова
Ж-519

10. Интерьер церкви Успения на Волотовом поле. (Новгород) 1911
Картон, гуашь. 97х81
Справа внизу подпись и дата: П. Петровичевъ1911
Пост.: 1933 из ГТГ, ранее в собрании С.П. Рябушинского
Г-344

11. Вид на Ростовский кремль с озера. Этюд. 1913
Картон, гуашь. 29х71,5
Справа внизу подпись: Петровичевъ
Пост.: 1921 из Государственного музейного фонда, ранее в собрании Ф.М. и М.Е. Пермяковых
Г-348

12. За уроком рисования. Портрет ученика Б. И. Казначеева. 1919
Картон, масло. 35х31
Справа внизу подпись и дата: Петровичев1919
Пост.: 1992, дар дочерей П.И. Петровичева (Москва)
Ж-560

13. Семейный портрет. Жена и дети. 1930
Фанера, масло. 49х51
Пост.: 1992, дар дочерей П.И. Петровичева (Москва)
Ж-562

14. Ночь в Ялте. Этюд. 1926
Картон, масло. 20х29
Пост.: 1992 приобретен у О.П. Петровичевой (Москва)
Ж-566

15. Цветущий уголок. Этюд. 1932
Картон, масло. 18х28,5
Пост.: 1992 приобретен у О.П. Петровичевой (Москва)
Ж-565

16. Поздняя осень. Этюд.
Картон, масло. 17,3х29,8
Пост.: 1992 приобретен у О.П. Петоровичевой (Москва)
Ж-564

17. Донбасс. Мариуполь. 1937
Холст, масло. 64,5х99,5
Справа внизу подпись и дата: Петровичев 1937 г.
Пост.: 1982 приобретена у Н.П. Петровичевой (Москва)
Ж-198

18. Натюрморт. Цветы. 1945
Холст, масло. 90х70
Справа внизу подпись: Петровичев
Пост.: 1982 приобретена у Н.П. Петровичевой (Москва)
Ж-199

Иллюстрации и более подробную информацию можно получить в виртуальном музее П.И. Петровичева.




Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!