Л.И. Илларионова (Москва). Ростов Великий в творчестве фотографа И.Ф. Барщевского. с.192-195.

В истории отечественного фотоискусства кон. XIX в. едва ли можно найти личность равную по вкладу в историко-археологическую науку И.Ф. Барщевскому, в творческой жизни которого Ростов Великий сыграл исключительно важную роль. Истинный подвижник отечественной науки, с первых шагов в области профессиональной фотографии он сумел найти свое неповторимое лицо, выбрав объектами съемки архитектурные памятники. Фотоснимки многих памятников архитектуры и декоративно-прикладного искусства, сделанные мастером до их разрушения, явились ценнейшим документальным материалом для проведения последующих восстановительных и реставрационных работ.

На протяжении XIX в. архитекторы и историки России, пораженные красотой, созданной выдающимися мастерами-строителями, чтобы оставить на бумаге все увиденное во время путешествий по России, делали многочисленные зарисовки, чертежи, обмеры объектов исследования. Так, во 2-ой пол. XIX - нач. XX вв. работали Ф.Ф. Рихтер, Л.В. Даль, Д.И. Гримм, В.В. Султанов, М.В. Красовский и др. Некоторым удалось на основе этих зарисовок выпустить в свет альбомы и архитектурные увражи, другие размещали свои живописные (графические) впечатления на страницах периодических изданий ("Столица и усадьба", "Известия Общества гражданских инженеров", "Зодчий", "Ежегодник Московского архитектурного общества" и др.). Использование фотографирования для научных исследований привнесло новое, более высокое качество в области изучения исторического архитектурного наследия. Таким образом, немалое число ценнейших памятников русской архитектуры дошли до наших дней только в виде старых фотографий.

Воспроизводя памятники архитектуры России, Кавказа, раннехристианского востока, предметы декоративно-прикладного искусства, письменности И.Ф. Барщевский создал колоссальную коллекцию фотографий, организованную и систематизированную самим автором и, что особенно ценно -- выпущенной в свет специальным изданием в виде альбомов фотографий. Это дало возможность познакомиться с ними более широким кругам специалистов, которые высоко оценили труд фотографа и его вклад в отечественную науку.

И.Ф. Барщевский родился 16 (28) апреля 1851 г. в Лужском уезде Петербургской губернии в семье обедневшего отставного чиновника, обремененного большой семьей и не имеющего возможности дать своему сыну даже среднего образования, но под руководством отца Иван Федорович "освоил разные ремесла, рисование, а с 14 лет стал изучать фотографию. С 18-ти лет Иван Федорович поступил в мастерские Царскосельской железной дороги -- слесарем, но в одну из служебных поездок, ему паровозом повредило ногу и он должен был уйти из мастерских"1. В поисках работы И.Ф. Барщевский уехал в Петербург, где получил место ретушера в ателье лучшего фотографа того времени К.И. Бергамаско, и вскоре, освоив мастерство, становится лучшим ретушером Петербурга. В это же время И.Ф, Барщевский посещает Рисовальную школу Д.В. Григоровича при Обществе Поощерения художеств и попутно приватные классы Академии художеств, много и успешно занимается самообразованием.

Посетив однажды своего родственника в г. Ростове Ярославской губернии, Иван Федорович был поражен древними памятниками архитектуры Кремля и в 1877 г. переезжает в г. Ростов, где открывает свою портретную фотографию. Его портретные фотоработы отличались превосходными качествами, но съемка портретов уже не удовлетворяла художественным запросам молодого фотографа, он пробует свои силы в другой области фотоискусства -- съемке памятников архитектуры, которые произвели исключительно сильное впечатление на Ивана Федоровича.

В 70-е гг. в Ростове существовал кружок удивительных людей, разных по социальному положению, но объединенных интересом к истории. Во главе кружка стоял губернатор В.Д. Левшин, а в его состав входили такие почитатели русской старины как А.А. Титов, И.А. Шляков и др., в результате деятельности которых не только был сохранен Ростовский Кмль, но и на его территории впоследствии был создан первый историко-архитектурный заповедник2. Они привлекли к своей работе Ивана Федоровича.

В 1881 г. по просьбе Комиссии по восстановлению Ростовского Кремля Иван Федорович создает первую серию фиксационных фотографий памятников Кремля, требовавших первоочередной реставрации. С этого времени он постоянно работает как фотограф архитектуры, сотрудничая с крупнейшими организациями по изучению русской архитектуры -- Императорской Академией художеств, Московским археологическим обществом, Археологической комиссией. Эта первая серия фиксационных фотографий привлекла внимание академика архитектуры А.М. Павлинова, археолога А.С Уварова3, архитекторов В.В. Суслова и Н.В. Султанова, с которыми И.Ф. Барщевский осуществляет поездки по древним русским городам, ставя перед собой, казалось бы, непосильную задачу -- сфотографировать, по возможности, все выдающиеся памятники древней русской архитектуры в разных краях отечества. Эта работа потребовала больших средств и сил. Он приобретает объективы, дорожную камеру, партию бром желатиновых пластинок отечественного производства, конструирует фотоаппарат с кассетой размером 18х24 см. Это давало возможность печатать фотографии для издания непосредственно с негатива и, не прибегая к увеличению, достигать наилучшей четкости изображения4.

Каждое лето Иван Федорович осуществляет все новые и новые экспедиции. География его поездок поражает нас и сегодня. Это Ярославль, Ростов, Москва, Вологда, Владимир, Юрьев-Польской, Суздаль, Переславль-Залесский, Кострома (1882-1884), Санкт-Петербург, Астрахань, Новгород, Псков (1885-1886), Углич, Александров, Крым, (1887-1888), Кавказ (1888-1889), Муром, Галич (1889-1890), Ярославль, Ростов, Новгород, Псков (1891-1894), Ярославль, Москва, Старица (1895-1896). В этих экспедициях И.Ф. Барщевского привлекали памятники в основном XVII столетия, в яркой декоративности которых ученые и архитекторы того времени видели наиболее полное проявление национального своеобразия русского зодчества. Кроме того, он фотографировал и произведения декоративно-прикладного искусства, особое внимание уделял орнаментам. В его коллекции много снимков древних резных иконостасов, утвари, предметов быта. К съемке архитектуры он подходил как археолог и историк искусства, стремясь по возможности точно, документально передать памятники старины5. Фотографии И.Ф. Барщевского (около 3 тыс. ед.хр.) точно и скрупулезно передают особенности памятника, подробно и обстоятельно фиксируют общие виды, интерьеры, фрагменты и детали. Качество его фотографий находилось на высшем техническом уровне конца XIX в.6 "Этот очень искусный и старательный фотограф решился <...> снимать все замечательное по части древней русской архитектуры, все, что в ней важно и интересно для этой науки, но до сих пор нигде не было издано"7 -- пишет В.В. Стасов в 80-е гг.

Эта поистине грандиозная работа началась с памятников архитектуры Ростова Великого -- первой большой серией фотографий. Он снимает: Успенский собор; церкви -- Воскресения Христова, Божией Матери, Иоанна Богослова, Спаса на Сенях, Григория Богослова; здание музея Белая палата, его экспонаты; монастыри -- Рождественский, Борисоглебский, Петровский; различные украшения, изразцы, церковную утварь, плащаницу, золотые оклады Евангелия, кружево и т.д.

В 1886 г. Иван Федорович переезжает в Ярославль, где становится одним из энергичных собирателей древностей, начинает заниматься историко-литературным трудом -- пишет "Исторический очерк города Ярославля" (Ростов-Ярославский: типо-лит. А. Барщевского, 1900). Вслед за этим столь высоко оцененным специалистами трудом выпускает еще четыре небольшие книги, свидетельствующие о его таланте историка и писателя: "Иконопись" (Ростов-Ярославский: тип. А. Барщевского, 1914), "Какие предметы разумелись под названием "цениных" (Ростов-Ярославский: тип. А. Барщевского, 1914), "Несколько слов из истории искусства скоморохов" (Ростов-Ярославский: тип. А. Барщевского, 1914), "Каталог музыкальных инструментов, находящихся в Смоленском историко-этнографическом музее археологического института, собранном кн. М.К. Тенишевой" (М., печатня А.И. Снегиревой, 1915).

В течение 15 лет (1882-1896) Иван Федорович издает на собственные средства альбомы отснятых им фотографий -- "Русская архитектура" (47 тт.), которые приобретались как частными лицами, так и крупными архивами и библиотеками8. Этот уникальный труд подвижника своего дела не знает аналога. Одно время он, доведенный почти до полного отчаяния, хотел бросить это дело и возвратиться к съемке портретов. Но страстная любовь к своим занятиям и поддержка нескольких близких людей помогли ему завершить столь необычный труд9, начатый в Ростове Великом. Фотографии из коллекции И.Ф. Барщевского, начиная с 80-х гг. XIX в., постоянно использовались в качестве иллюстраций к различным периодическим изданиям (например, в журнале "Зодчий"), книгам, в том числе ими была проиллюстрирована "История русского искусства" И.Э. Грабаря (1911-1916)".

В 1897 г. Иван Федорович получает приглашение от известной меценатки М.К. Тенишевой переехать в Смоленск. Она случайно увидела фотографии Ивана Федоровича и была очарована видами Ростовского Кремля. Долгие годы были отданы созданию музея "Русская старина" в Талашкино. Он был собирателем коллекции, хранителем, а впоследствии директором этого музея, завоевавшего мировое признание на выставке в Париже. Правительство Франции наградило его орденом "Пальма Академии" 2 степени за художественные и научные заслуги. В 1882 г. ему было присвоено звание фотографа Императорской Академии художеств, он был фотографом и действительным членом Русского Археологического общества, а также членом других научных обществ.

С 1933 по 1948 гг. И.Ф. Барщевский работал хранителем в музее-усадьбе Коломенское. В 1946 г. фотографу было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств. 11 марта 1948 г. "оборвалась почти вековая жизнь энтузиаста родной старины и труженика в деле ее охраны и популяризации..."10.

  1. Барановская М.Ю. Барщевский Иван Федорович. РГАЛИ. Ф.218, Оп.1, Ед.хр.149. Л.1.
  2. Календарь // Архитектура и строительство России. 1991. №8 С.19.
  3. См. Примеч. 1. - л.1 об.
  4. Памятники архитектуры в фотографиях И.Ф. Барщевского (Проспект выставки). М., 1982. С.2.
  5. Морозов С. Русская художественная фотография. М., 1961. С.56.
  6. См. прим.4.
  7. Стасов В.В. Фотографическая и фототипическая коллекция Императорской Публичной Библиотеки. СПб., 1885. С.70.
  8. См. примеч. 4.
  9. Морозов С.А. Первые русские фотографы-художники. М., 1953. С.54.
  10. Барановская М.Ю. Иван Федорович Барщевский (1851-1948) // Институт истории материальной культуры. Краткие сообщения. 24. М.-Л., 1949. С.121.




Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!