Р.Ф. Алитова (Ростов). Церковь в селе Пужбол Ростовского района Ярославской области. с.141-146.

Село Пужбол расположено в 6 км к юго-западу от Ростова. Каменная церковь в Пужболе во имя великомученика Дмитрия Селунского с приделом свв. Димитрия Ростовского и Николая была построена в начале XIX в. "приходским иждивением и значительным пособием княжны Марии Андреевны Шаховской"1.

В справочных изданиях второй половины XIX - начала XX вв.2 содержатся сведения о дате возведения храма, его именовании и количестве престолов. В "Обозрении епархии Преосвященнейшим Ионафаном в 1882 г.", написанном в жанре путевых заметок, протоиерей Ф. Морев отмечает: "внутренность храма оказалась более благообразною, нежели его наружность"3. Памятник упоминается в путеводителе Т. Федотовой4 и в энциклопедии "Монастыри и храмы земли Ярославской5.

В документах, подтверждающих возведение церкви в Пужболе, прослеживаются основные этапы строительства. Помимо церковных описей сохранились прошение о постройке церкви, указ о строительстве и прошение об освящении храма.

В ноябре 1799 г. прихожане села Пужбола подали прошение о постройке каменной церкви вместо деревянной: "онаго села вотчинница, девица госпожа княжна Марья Андреева Шаховская и все онаго приходу приходские люди усердное желание имеют вместо приходящей в ветхость деревянной Дмитриевской церкви построить в том селе вновь каменную церковь настоящую в тож именование великомученика Димитрия Селунскаго с теплым по левую сторону пределом святителя Николая чудотворца ..."6 Предыдущую деревянную церковь предполагалось разобрать и использовать лес для обжига кирпича. 2 сентября 1800 г. с повторным прошением к архиепископу обратилась сама Шаховская: "Имея я, деревни епархии вашего высокопреосвященства Ерославской губернии ростовской округи село Пужболу, в котором селе и есть церковь деревянная, но уже давно построена, а желание моё есть построить в оном же селе каменною ... приход же к оному селу состоит из восьмидесяти шести дворов, хотя оные и не все мои, но я надеюсь, что и они помочь к созиданию храма с радостию не отрекутся ..."7

Прежде чем дать разрешение на строительство архиепископ Ярославский и Ростовский Павел предложил прихожанам перейти в приход села Шурскол "которое находится всего в двух верстах". Прихожане Пужбола отказались перейти в Шурскольский приход. 1 октября 1800 г. подписан указ о строительстве церкви, прихожанам велено представить в консисторию"... план и фасад, как они намерены ту церковь строить..."8. 15 июня 1801 г. в Ярославскую консисторию из Ростовского Духовного правления отправлен рапорт: "По требованию сего правления представленной Ростовской округи села Пужбола от приходских людей чрез священника онаго села Бориса Гаврилова как они намерены строить в том селе вновь каменную церковь; план и фасад в Ярославскую духовную консисторию препровождается при сем"9. 14 августа 1801 г. проект утвержден в консистории с небольшими поправками: "...с тем, чтобы ... приделаны были полатки для хранения ризничных вещей и церковнаго имущества"10. Впоследствии храмозданная грамота 1801 г., план и фасад были отданы в церковь на хранение.

Строительные работы начались, предположительно, весной - летом 1802 г. В 1806 г. церковь "кладкою кончена", освящён придел в трапезной. Холодную церковь освятили только в 1829 г., поскольку она "до селе оставалась по недостатку в церкви ... кошельковой суммы как должно неустроенною, а потому и неосвящённой"11.

В советское время, в конце 1936 - начале 1937 гг. церковь была "закрыта по линии НКВД"12. Окончательную её "ликвидацию" утвердил областной исполком решением от 25 июня 1941 г., здание купил колхоз "Красное знамя" за 8000 рублей для использования в качестве склада13. 23 октября 1997 г. церковь была передана в ведение Ярославской епархии. К этому времени в процессе самопроизвольного разрушения церкви были утрачены главы и покрытие на храмовом объёме.

Кирпичное оштукатуренное здание церкви с продольно-осевой композицией стоит на возвышении в центре села. Квадратный в плане двусветный четверик завершён восьмигранным объёмом второго яруса, перекрытым восьмидольным сомкнутым сводом на конических тромпах. Восьмигранник увенчан круглым световым барабаном с круглой главкой. Широкая трапезная и граненый алтарь перекрыты полулотковыми сводами.

Пластическая разработка фасадов выдержана в невысоком рельефе. С севера и юга четверик украшен пилястровыми портиками. Центральные оси фасадов подчеркнуты треугольными фронтончиками. Профилированные карнизы с сухариками опоясывают периметр здания. Углы восьмигранника, междуоконные проёмы барабана, стены трапезной и алтаря декорированы пилястрами, создающими размеренный ритм. Сдержанную внешнюю обработку разнообразят окна двух типов -- арочные и круглые, украшенные плоскими наличниками и замковыми камнями.

Композицию завершает трёхъярусная колокольня из убывающих в плане четвериков. Детальная разработка её фасадов также плоскостна. Два нижних яруса декорированы фронтонами, верхний -- украшен люкарнами, размещёнными по странам света. Арочные проёмы второго и третьего ярусов обработаны двойными нишами, углы обозначены пилястрами, верхний ярус завершён сложнопрофилированным карнизом. Колокольню завершает трибун (венчающая трибун круглая главка в настоящее время утрачена).

В описи имущества 1829 г. указаны размеры здания: "... пространство ея первое во святом олтаре от горняго места до царских врат в длину и в ширину семь аршин, в вышину шесть аршин. Второе от царских врат до арки, разделяющей настоящую церковь от трапезы, в длину и в ширину десять аршин, в вышину восемнадцать аршин. Третье в трапезе от арки до западных дверей в длину тринадцать аршин, в ширину двенадцать, в вышину семь аршин ..."14 Кроме того, опись позволяет восстановить первоначальный вид (формы и окраску) утраченных покрытий и характер второстепенных архитектурных деталей: " ... пред оной церковию находится паперть ... с лица паперти двои двери ... В настоящей по правую и левую сторону двери стекольчатые, а снаружи деревянные ... На главе церкви крест железной вызолочен, поддерживаем четырьмя цепями железными. Колокольня оная возвышена над папертью четыреугольная о двух слухах, в верхних слухах с четырёх сторон решётки железные, на оной колоколне шпиль деревянной обит белым железом, крест и яблоко железныя позолоченныя, под оной колоколней складена кладовая для церковного имущества в коей одно окошко с железною решеткою из деревянными дверми ... Олтарь и трапеза покрыты тесом. В настоящей кумпол и глава покрыты железом и выкрашены зеленою краскою. Снаружи как церковь, олтарь, колокольня, паперть, вся общекотурена и покрыта частию желтою краскою из мумии"15. Из описи следует, что первоначально колокольня была увенчана шпилем; церковь, по всей видимости, была окрашена в два цвета, основным был жёлтый.

Существующие описания интерьера дают приблизительное и далеко не полное представление о характере внутреннего убранства церкви. Известно о наличии росписей, в описи подробно описано размещение икон в двух иконостасах. В описи 1829 г. сообщается: " ... в оной церкви олтарь росписан живописью, настоящая и трапеза подштукатурена. Пол в олтаре и настоящей наслан тесом, в приделе и трапезе кирпичной."16

Об интерьере церкви пишет Ф. Морев в своём "Обозрении епархии ...": "Четырех-ярусный по голубому фону иконостас представляет вид большой арки над царскими дверьми и местными иконами, которыя покрыты апликовыми ризами. На стенах и сводах храма очень приличная живопись и красивая по местам уборка довершают благолепие церкви. Своды теплой трапезы также покрыты живописью, а алтарь отделен двухъярусным иконостасом, в котором иконы нижняго ряда также покрыты ризами"17.

На территории бывшего Ростовского уезда немало близких архитектурных аналогов Пужбольской церкви. Её объёмно-пространственное решение сопоставимо с Петропавловским собором в Петровске (1783 г.)18, храмами в сёлах Подлеснове (церковь Иоанна Богослова, 1795 г.)19, Савинском (церковь Троицы,1803 г.)20, Семеновском (церковь Ризположения Богородицы, 1784 г.)21. В композициях зданий использованы: форма "восьмерика на четверике" с двусветным четвериком, одноглавие, гранёный алтарь (Подлесново); однотипно решение фасадов.

Документально подтверждено, что на средства М. А. Шаховской в Ростовском уезде была построена ещё одна каменная церковь -- в селе Ивакине, расположенном в 12 км к западу от Ростова. В литературе церковь датируется 1798 г.22 До её возведения Ивакино было деревней, приход принадлежал церкви Никольского погоста в Согиле, бывшей вотчине Ростовского Троице-Варницкого монастыря. Прежняя церковь в Согиле была деревянной. Прошение о строительстве каменной церкви было подано 13 сентября 1791 г. В документе необходимость строительства храма в Ивакине обосновывается плохим состоянием церковного здания в Согиле и желанием Шаховской построить церковь именно в её вотчинном владении: " ... в означенном де Согильском погосте Николаевская церьковь имеется деревянная, и от давняго построения приходит уже в ветхость. Почему она и желает вместо ее построить собственным своим коштом не заимствуя ни от кого в тож именование с приделом Казанския пресвятыя богородицы каменную церьковь, но не в том, однако в Согильском погосте, а в состоящем не более двух сот пяти десяти сажен от означенной деревянной церкви, в вотчинном её сельце Ивакине ..."23.

7 марта 1937 г. церковь в Ивакине закрыли, а в 1941 г. передали колхозу "Привет" для использования в качестве зерносклада24. 23 октября 1997 г. здание церкви (одновременно с Пужбольской) отдано в ведение Ярославской епархии.

Кирпичное оштукатуренное здание церкви в Ивакине построено по осевой трёхчастной схеме. Одноглавый двусветный четверик с круглым алтарём увенчан световым барабаном, который покоится на высоком сомкнутом своде. Трапезная расширена в 1859 г. на средства прихожан25. Наружная декорация отличается сдержанностью. В центре северного и южного фасадов выступают ризалиты невысокого профиля, завершённые треугольными фронтончиками увенчанными люкарнами. Подобные же фронтончики с люкарнами размещены на восточном и западном фасадах храмового объёма. Здание опоясывает широкий антаблемент. Прямоугольные окна обрамлены рамочными наличниками.

Колокольня двухъярусная с полуярусом в центре. Полуярус украшен двойными нишами. Ярус звона завершён сильнопрофилированным карнизом, углы раскрепованы, арочные проёмы обрамлены нишами.

Обзор церковных памятников Ростовского уезда позволяет обнаружить явное сходство композиции церковного здания в Ивакине с церквями сёл Первитина (церковь Рождества Богородицы, 1781 г.)26 и Протасьева (церковь Флора и Лавра, 1795 г.)27 В пластическом решении использованы двусветные четверики с высокими покрытиями крутого "барочного" ската, одноглавие, круглые алтари.

О заказчице обеих церквей известно немного. "... Престарелая девица и безродная ..."28 Мария Шаховская имела вотчинные владения в сёлах Ростовского уезда -- Пужболе и Ивакине. Её отец, лейб-гвардии конного полка ротмистр, князь Андрей Афанасьевич, был сыном Афанасия Федоровича, стольника царицы Прасковьи Фёдоровны с 1687 г., представителя первой ветви рода Шаховских, ведущей начало от князя Данило Андреевича29.

Документальные свидетельства ограничивают участие Шаховской в строительстве подачей прошений и вложением средств. Причём, прихожане и священнослужители в документах выступают не менее действенными просителями. Именно "приходские люди" подают первое прошение о строительстве и прошение об освящении церкви в Пужболе 1829 г. (возможно, заказчица к этому времени скончалась).

Остальные, существенные для понимания роли заказчицы, факты установить невозможно. Неизвестны причины, обосновывающие желание Шаховской строить церкви. Доподлинно не установлено принимала ли заказчица участие в выборе архитектурных проектов будущих церквей.

Объёмно-пространственное решение зданий существенно различается. В одном случае -- это "восьмерик на четверике", в другом -- одноглавый четверик. Однако отдельные элементы декора использованы в убранстве обеих церквей -- это люкарны (в Пужболе на колокольне, в Ивакине на храмовом объёме), небольшие фронтончики в центре, применение ниш в обрамлении арочных окон и проёмов, использование рамочных наличников с замковыми камнями.

Церкви в Пужболе и Ивакине имеют близкие по времени строительства аналоги на территории бывшего Ростовского уезда. Оба храма являются типичными образцами провинциального зодчества. В архитектуре церквей наблюдается свойственное для провинции смешение художественных приёмов, когда композиция и конструкции зданий сохраняют традиционные черты, типологически связанные с архитектурой барокко, а внешняя обработка тяготеет к классицизму.

  1. Краткия сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль. 1908. С. 138.
  2. Крылов А. Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии. Ярославль. 1861. С. 207; Титов А. А. Ростовский уезд Ярославской губернии. М., 1885. С. 449; Краткия сведения ... С. 138.
  3. Морев Ф. Обозрение епархии Преосвященнейшим Ионафаном в 1882 г.// ЯЕВ. 1883. Часть неоф. С. 391.
  4. Федотова Т. Вокруг Ростова Великого. М., 1987. С. 27.
  5. Монастыри и храмы земли Ярославской. Ярославль-Рыбинск, 2000. Т. 1. С. 144.
  6. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 13. Л. 1.
  7. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 13. Л. 20.
  8. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 13. Л. 17-17 об.
  9. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 13. Л. 47.
  10. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 13. Л. 47 об.
  11. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 10851. Л. 1.
  12. РФ ГАЯО. Ф. Р-6. Оп. 3. Д. 61.Л. 49.
  13. РФ ГАЯО. Ф. Р-6. Оп. 3. Д. 132. Л. 16.
  14. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 13. Л. 4-4 об.
  15. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 10851. Л. 4 об.
  16. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 10851. Л. 4 об.
  17. Морев Ф. Обозрение епархии ... С. 391.
  18. Ростовский район Ярославской области.
  19. Ростовский район Ярославской области.
  20. Борисоглебский район Ярославской области.
  21. Борисоглебский район Ярославской области.
  22. Крылов А. Указ соч. С. 205 ; Титов А. А. Указ. соч. С. 448 ; Краткия сведения ...С. 146.
  23. РФ ГАЯО. Ф. 197. Оп. 2. Д. 2561. Л. 4-4 Об.
  24. РФ ГАЯО. Ф. Р-6. Оп. 3. Д. 132. Л. 13.
  25. Краткия сведения ... С. 146.
  26. Ростовский район Ярославской области.
  27. Борисоглебский район Ярославской области.
  28. РФ ГАЯО. Ф. 197. Оп. 2. Д. 2561. Л. 1.
  29. Дворянские роды Российской империи. СПб., 1993. Т. 1.




Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!