Почитание местных святых следует рассматривать как социо-нравственное явление бытоистории определенной территории определенной территории, заложенное в основе формирования местной культуры в аспекте православных традиций и религиозного воспитания. В этом явлении определяется не самоцель народа, а его самовыражение, самодостаточность и духовно-религиозный патриотизм, который был неотъемлемой частью патриотического самосознания нации.
Ореол святости, культ святого и чинопочитание в лике святых зависели не столько от мирской ипостаси почитаемой личности, сколько от ее персонификации в церковной иерархии и сонме общерусских святых. Хотя на восприятие образа святого и его территориальное почитание, безусловно, влияли некоторые доминирующие факторы мирской жизни. Как то -- прижизненные божественные видения святого, его страдания, христианское послушание, "дела мнози добры" и другие подобные моменты.
Следует отметить, что уровень и степень поклонения, ореал почитания святого не зависели от его положения в миру, чинов, сана, должностей, званий, социального происхождения, жизненного достатка и прочих бытийно-мирских условностей. Поскольку для культа святого единственными условиями являлись востребованность в народе, его массовая религиозно-духовная персонификация, его нравственная эквивалента приходской традиции. Ярким предметом в истории православия может служить фигура Иоасафа, немало достойного сделавшего при жизни, но не сподобившегося признания святости.
Огромное значение для почитания святого имел временной критерий, период канонизации, общегосударственные процессы и, в целом, духовно-нравственная ситуация в стране.
Примером вышеизложенного может служить культ святителя Димитрия митрополита Ростовского Чудотворца в углических церквях.
Святитель Димитрий (в миру Даниил Саввич Туптало) был шестым, и последним, ростовско-ярославским владыкой, причисленным к лику святых, после св. Феодора, Леонтия, Исайи, Игнатия, Иакова (в данном случае, не берется во внимание канонизация августа месяца 2000 г. с утверждением имен Ярославских новомучеников)1. Обретение нетленных мощей митрополита Димитрия в сентябре 1752 г. явило народу угодняка Божия, а вершившиеся чудеса при гробе утвердили народное мнение. Через 5 лет -- 22 апреля 1757 г. Димитрий митрополит Ростовский был причислен к лику святых. По поручени. Св. Синода Арсений митрополит Ростовский, тогда же, написал жизнеописание святого, а служба составлена Амвросием епископом Переславским, впоследствии архиепископом Московским2.
Служба разрешалась для богослужения во всех православных храмах. С этого же времени разрешалось прославление имени св. Димитрия и в образно-художественном исполнении -- в иконописи и стенной живописи. Поздняя по времени канонизация (середина XVIII в.) после Никоновских церковных реформ и Петровских государственных преобразований не играла препятствующей роли в прославлении имени Ростовского митрополита. Достаточно быстро имя святого утвердилось среди прихожан, охватывая широкий ареал почитания. Поскольку еще при жизни Димитрий снискал славу, почет и уважение среди паствы. Уже к рубежу XIX в. образ св. Димитрия был один из любимейших в сонме местных святых, в т.ч. и среди прихожан угличских церквей. А в XIX в. Димитрий -- неотъемлемый образ во многих храмах. На период сер. XIX в. в г. Угличе приходских и ружных церквей насчитывалось 23, по уезду -- 703, в большинстве из которых в той или иной форме почитался Димитрий Ростовский. Отмечается несколько форм почитания:
1) существование главного приходского храма или придела во имя Димитрия;
2) наличие образов с различными иконографическим сюжетом (житийные, в сонме местных углических и ярославских святых, в предстоянии и пр.);
3) изображение образа Димитрия Ростовского в стенных росписях (стенописание);
4) имянаречение (крещение младенцев в честь Ростовского митрополита);
и, 5-я, особая форма почитания -- признание богословского письменного наследия св. Димитрия. Почти в каждой церковной библиотеке и в домашнем пользовании прихожан имелись нравоучения, поучения, четьи Минеи Димитрия Ростовского.
В качестве примера остановимся на первых двух формах почитания Ростовского чудотворца.
Из всех углических церквей (городских и уездных) лишь одна имела придел св. Димитрия Ростовского. Это церковь Успения Божьей матери в с. Заозерье, приписанная в качестве кладбищенской к главной Казанской церкви этого села4.
Самой же распространенной формой почитания были иконы с изображением Димитрия Ростовского. Кстати, территориальое нахождение храма (вблизи или отдалении от г. Ростова) не влияло на наличие в нем подобных икон. Случалось, что храм дальнего прихода имел не один образ Димитрия и в более украшенном виде, чем ближайшие к Ростову церкви. Украшение образов было различное -- в ризах, окладах, с венцами, цатами, чистое письмо без украшений (зависело от сюжета иконы). Местоположение икон св. Димитрия, также, было разное -- в местном ряду иконостасов (главных и придельных), на клиросах, в настенных и пристенных киотах, без киот на стенах в холодных церквях, трапезах, на папертях и пр.
Итак, пример нескольких углических городских храмов:
-- в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы икона Архангела Михаила с изображением над ним коронования Божьей Матери, а по сторонам Иоанн Предтеча, свв. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Николай архиепископ Мирликийский, Димитрий митрополит Ростовский и преподобные Сампсон Странноприимец и Кирилл Белозерский5;
-- в церкви Обновления храма Воскресения Христова (при Воскресенско-Георгиевском городском кладбище) в холодном храме за правым клиросом образ Димитрия Ростовского с изображением Венецкой Божьей матери Чудотворной. Украшена серебряными полями, венцом и ризой6;
-- в церкви Иоанна Богослова на сухом пруду в приделе Николая Чудотворца икона Димитрия Ростовского без украшения7;
-- в церкви Корсунской Божьей матери штилистовый (пядичный) образ Димитрия над смежными арками в трапезу. Украшен чеканным серебряным венцом, пред ним лампада8;
-- в теплой церкви Печерской Божьей матери (при Благовещенском храме) в паперти образ св. Димитрия Ростовского. Пред ним стеклянный фонарь9;
-- в Казанской церкви в трапезе нижнего храма Сретения Господня образ Димитрия Ростовского с 3-мя святителями10;
-- в церкви Успения Пресвятой Богородицы икона Димитрия Ростовского, украшена чеканным серебряным венцом. Кстати, образ Димитрия был и в росписях этой церкви в клеймах с Игнатием и Леонтием Ростовскими, Иоанном Златоустом, Ионой и Петром святителями Московскими. Росписи выполнялись в 1818 г. Тимофеем Медведевым11.
Далее приведем примеры наличия икон св. Димитрия по церквям углического уезда.
Приход близ Углича:
-- церковь в с. Чурьякове -- образ Димитрия в трапезе12.
Приходы дальние от Углича и, тем более, от Ростова:
-- с. Новое (при р. Юхоть), церковь св. Леонтия епископа Ростовского чудотворца -- икона Димитрия в трапезе13;
-- с. Георгиевское в Юхти -- первый образ Димитрия Ростовского в настоящей церкви в серебряной золоченой ризе с 3-мя венчиками, в приделе св. Георгия -- икона в 3-х лицах -- едино с Димитрием Роствоским изображены св. Иоанн Кущник и мученица Надежда14;
-- с. Угольники -- церковь во имя святителя и чудотворца Николая -- в местном ряду главного иконостаса за северной дверью образ Димитрия Ростовского вместе с преподобным Сергием Радонежским, над ними Спаситель. Икона украшена серебряными венцами15;
-- в с. Петрозаручье -- икона Димитрия Ростовского в полотняной ризе16;
-- иконы Димитрия Ростовского простой работы были в церквях с. Никольского в Курбице, с. Богоявленского в Игрищах, с. Звенячева (в приделе Николая Чудотворца храма во имя св. Архистратига Михаила), с. Малахова (в приделе св. великомученика Димитрия Селунского Благовещенской церкви)17;
-- простой же работы икона св. Димитрия Роствского в местном ряду иконостаса придела св. Апостола и евангелиста Луки в церкви Одигитрии Божьей Матери Смоленской в с. Лучинском18;
-- икона св. Димитрия Ростовского с чудесами имелась и в местном ряду Никольского придела Казанской церкви на погосте Никольское на Вороме19.
И теперь несколько примеров по территориально близким к Ростову приходам:
-- с. Троицкое в Устье, церковь св. Живоначальной Троицы -- в местном ряду главного иконостаса за северной дверью образ Димитрия Ростовского с серебряным венцом20;
-- в Никольской церкви с. Нефедьева в разное время упомянуто три образа Димитрия -- в иконостасе, в холодной части храма (в серебряной ризе) и в трапезе на одной доске с пророком Илией21;
-- в церкви Обновления храма Воскресения Христова в с. Воскресенское в Поречье -- образ Димитрия Ростовского с позолоченым венчиком в серебряной ризе с простыми сибирскими камнями (помещался в дубовом киоте), -- в приделе св. Леонтия Ростовского Чудотворца этой церкви -- икона с изображением Димитрия Ростовского и св. Григория Богослова22;
-- в храме пророка Илии в с. Ильинское в Поречье, в приделе св. Нила Столбенского -- икона Димитрия Ростовского в посеребряной ризе23;
-- в с. Зубареве в церкви святителя и Чудотворца Николая два образа: первый -- в главной иконостасе; второй -- в приделе св. Леонтия Ростовского в иконостасе за северной дверью, св. Димитрий в окружении Ростовских чудотворцев Леонтия, Исайи, Игнатия, Иакова с житием св. Леонтия Роствоского24.
Таким образом, вышеизложенное определяет следующие выводы:
1) Несмотря на позднюю канонизацию, Димитрий Ростовский в Угличском Верхневолжье стал одним из самых почитаемых святых;
2) Доминирующая роль в прославлении и почитании св. Димитрия принадлежала комплексу субъективных факторов, зависящих от социо-культурных, нравственно-этических и духовно-религиозных традиций приходского общества;
3) Ореол святости и почитания исторической личности в лике святых есть качественный показатель позитивного социо-культурного развития общества в целом и Углического Верхневолжья в частности;
4) Прославление святого может рассматриваться как один из основных критериев бытоистории и православного воспитания;
5) Изучение культа Димитрия Ростовского в углических церквях расширяет знание иконографии данного святого.
- Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства). Изд. Репринтное. Ч.2. М., 1993. С.14717-1418
- Жития русских святых. Сентябрь-октябрь. Кн. 4. М., 1994. С.189, 195.
- Крылов А. Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии. Ярославль, 1861.
- Там же.
- УФ ГАЯО. Ф.43. Оп. I. Ед.хр. 40. Л. I об.
- Там же. Ед.хр. 120. Л.4 об.
- УФ ГАЯО. Ф.18. Оп.3 Ед.хр.197 Л.10 об.
- УФ ГАЯО. Ф.43. Оп.I. Ед.хр.212. Л.7 об.
- Там же. Ед.хр.3. Л.9.
- Там же. Ед.хр.207. Л.6.
- УФ ГАЯО. Ф.18. Оп.3. Ед.хр.207. Лл.5, 14.
- УФ ГАЯО. Ф. Р-113. Оп.I. Ед.хр.881. Л.13.
- УФ ГАЯО. Ф.43. Оп.I. Ед.хр.846. Л.3 об.
- УФ ГАЯО. Ф. Р-27. Оп.I. Ед.хр.188. Лл.16, 23 об.
- УФ ГАЯО. Ф.18. Оп.3. Ед.хр.205 Л.4 об.; Ф.43. Оп. 2а. Ед.хр.8. Л.3 об.
- УФ ГАЯО. Ф. Р-27. Оп.I. Ед.хр.190. Л.116.
- УФ ГАЯО. Ф.18. Оп.3. Ед.хр.151 Л.10; Ед.хр.153. Л.10; Ф. Р-27. Оп.I. Ед.хр.183. Л.34 ед.хр.199. Л.56.
- УФ ГАЯО. Ф.43. Оп.I. Ед.хр.750 Лл.15, 66..17 об.
- УФ ГАЯО. Ф.18. Оп.3. Ед.хр.215 Лл.7 об. - 8.
- Там же. Ед.хр.217. Лл.5, 21, об.
- УФ ГАЯО. Ф.43. Оп.I. Ед.хр.783 Л.4 об.; Ф. Р-27. Оп.I. Ед.хр.198. Л.197 об.
- УФ ГАЯО. Ф.43. Оп.I. Ед.хр.486 Л.16 66.; Ф. Р-27. Оп.I. Ед.хр.187. Л.6.
- УФ ГАЯО. Ф. Р-27. Оп.I. Ед.хр.189 Л.127.
- УФ ГАЯО. Ф.18. Оп.3. Ед.хр.216 Лл.3, 4 об.