Т.Л. Никитина (Ростов). Надгробный комплекс преподобного Авраамия Ростовского. с.127-134.

Преподобный Авраамий Ростовский почитается как основатель и первый архимандрит ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря1. Мощи его покоились открыто в посвященном ему приделе монастырского собора.

Цель настоящей работы -- проследить историю развития надгробного комплекса преп. Авраамия Ростовского2. Термином "надгробный комплекс" (а более точным было бы "гробовой комплекс") мы обозначаем раку и те предметы и сооружения, которые составляли ее окружение -- иконы, реликвии, покровы, сени, светильники, постаменты и решетки.

Источниками для исследования послужили монастырские описи3, исследования и заметки, опубликованные в XIX в.4, ряд архивных документов советского периода5 и натурные данные.

В истории комплекса можно выделить несколько периодов. Первый из них продолжается с момента обретения мощей преподобного6 до времени построения каменного собора. Об этом периоде, за отсутствием источников, мы можем судить лишь предположительно. Несомненным является только то, что мощи в какой-то момент были поставлены открыто.

Второй период начинается в 1554/55 году, когда в монастыре на пожертвования Ивана Грозного был построен каменный собор7 с юго-восточным шатровым приделом во имя преподобного. В южной стене придела имеется аркосолий для установки раки8. На склонах арки сохранились остатки орнаментальной росписи9 и следы подтески кладки для удобства открывания крышки раки. Подтеска была сделана после исполнения росписи и повредила орнамент. Стесанная поверхность залевкашена и вновь расписана. Роспись эта заметно отличается по характеру от первоначальной. При этом утраты орнамента дополнены лишь со стороны возглавия раки, а со стороны изножья изображен круглый медальон без заполнения. Следы подтески указывают, во-первых, на то, что в какое-то время была осуществлена переделка первоначальной раки, и, во-вторых, на то, что вновь установленная рака имела форму не прямоугольную, а сужалась к изножью. Можно высказать предположение о времени этой переделки. Монастырская книга достопамятностей упоминает о находке в 1829 г. антиминса Авраамиевского придела с датой 22 октября 1655 г.10 Закономерно предположить, что освящение состоялось после какого-то обновления придела, возможно, включавшего и переделку раки.

В этот период с надгробным комплексом связано упоминание о реликвии -- "трости", полученной, согласно житию преп. Авраамия, от Иоанна Богослова. В составленной в середине XVII в. пространной редакции жития11 сообщается, что царь, присутствовав на освящении каменного собора, "у преподобного из гроба (выделено нами. -- Т. Н.) трость Богословлю взя на победу и одоление Казанского царства". Источник передает монастырское предание о событиях столетней давности, допуская путаницу в датах12. Утвердилось понимание слова "взя" в том смысле, что Грозный увез трость из монастыря13. О дальнейшей судьбе ее ничего не известно. Таким образом, в середине XVII в. было актуализировано предание о существовавшей и утраченной реликвии, что было обусловлено, видимо, тем, что при мощах в это время не хранилось никакой реликвии, а потребность в ней существовала.

Почти одновременно с появлением упоминания о трости в пространной редакции жития появляются и изображения ее на иконах. На них трость представлена в виде жезла, увенчанного крестом. При этом на более ранних изображениях14 этот крест изображен шестиконечным, сходным по пропорциям с древним медным шестиконечным крестом с рельефным изображением Распятия, широко известным ныне как "крест преп. Авраамия"15. Близкое к натуре воспроизведение креста, подписи у жезла на иконах16, положение жезла в центре композиции в сложившейся в это же время новой иконографии "Явления Иоанна Богослова преп. Авраамию" способствовали установлению в сознании зрителя неразрывной связи образа реально существующего креста с образами легендарной трости и давно утраченной монастырской реликвии. По-видимому, упомянутые факты отражают деятельность монастыря по прославлению новой святыни, которой и стал крест. Подчеркнем, что до середины XVII в. о кресте и связи его с "тростью" ничего не известно.

Крест преп. Авраамия во второй половине XVII в. становится широко известным, распространяются изображения его и отливки с пространными надписями на рукояти. К нему с почтением относились старообрядцы, поскольку на нем имеется древнее изображение креста восьмиконечной формы17. Однако при этом о местонахождении и почитании креста в самом Авраамиеве монастыре в XVII в. ничего не известно.

От этого периода сохранилось также несколько покровов с изображением преподобного18.

Третий период в истории надгробного комплекса отмечен перемещением раки с мощами из аркосолия в арочный проем, соединяющий пространство придела с пространством соборного алтаря, то есть с южной стороны придела на северную. Когда осуществилось это перемещение, источники не сообщают. Известно, что в 1730 г. монастырь пострадал от пожара. В ходе восстановительных работ собор и придел преп. Авраамия в 1736 г. получили стенную роспись, которая покрывает и склоны арки проема, в котором находилась рака. Следовательно, проем для раки был подготовлен (пробит вновь или растесан существовавший) ранее 1736 г. На архивольте проема под слоем штукатурки с живописью 1736 г. находится слой известковой обмазки, уже изрядно загрязненной19. Видимо, в 1730 г. проем уже существовал. Наиболее возможной датой возникновения нового надгробного комплекса является, по нашему мнению, 1709 г., когда придел освящался в весьма торжественной обстановке митрополитом Димитрием Ростовским20.

Под аркой сохранилась кирпичная выстилка пола, позволяющая заключить, что размеры раки были близки к размерам аркосолия. Рака стояла в восточной части проема, с западной стороны между нею и стеной имелся проход.

Наиболее ранним из дошедших до нас документов, фиксирующих облик надгробного комплекса, является Опись ризничным и церковным вещам 1775 г.21 Местонахождение раки в описи не конкретизировано ("в той же церкви"), характеризуется она предельно кратко: "рака на ношках оловянных серебреная чеканная золоченая продувным золотом". Упомянуты отдельные предметы внутри раки -- "под главою подушка" и три покрова, из которых два находились внутри раки на мощах, и один покрывал раку сверху. Наружный покров и один из внутренних имели лишь изображение креста. Второй внутренний покров "отласу зеленого" был лицевым -- "на нем образ преподобного писан красками, венец и риза шито золотом и серебром"22. Более подробно описана надгробная сень: "сень резная деревянная золочена червонным золотом, на ней лица резные живописные Господа Саваофа да Спасителя и ангелов, да лица херувимов и серафимов. По сторонам две кароны с протчею разною резбою. Во оной сени четыре клейма, в клеймах писано живописью из жития и чудес преподобного". Под сенью у возглавия раки находилась икона Благовещения, а "по другую сторону" -- девять небольших богато украшенных икон в одном киоте. Светильник перед мощами описан всего один -- медная посеребренная лампада.

Судя по описанию, сень составляла ансамбль с иконостасом Богоявленского собора, который также был украшен резными деревянными фигурами ангелов23. (Фигуры ангелов с надгробной сени сохранялись в монастыре и во второй половине XIX в. -- две из них описывались на своих местах "по углам" сени24, две другие были перенесены в часовню25). Тем не менее, сразу датировать сень 1730-ми гг. мешает соотношение ее со стенописью придела. Высокая "корона" сени закрыла ряд композиций. Хорошая сохранность стенописи под ней заставляет заключить, что сень, видимо, соорудили вскоре после завершения росписи.

В дополнениях к Описи имеется запись 1776 или 1777 г., об изготовлении резного деревянного "клейма"-киота для установки близ раки креста преп. Авраамия26 (до этого крест употреблялся как напрестольный в Авраамиевском приделе27). По сторонам креста были изображены Иоанн Богослов и преп. Авраамий, резьба была позолочена и раскрашена. Тогда же у киота была сооружена металлическая решетка.

Более детально представить себе облик раки позволяют данные описи 1838 г.28 В ней упомянуто, что на раке вычеканено семь сцен жития преподобного. На кипарисной крышке раки был натянут упомянутый выше покров зеленого атласа, на котором лик и руки святого были написаны маслом, а одежды шиты золотом. Описана и внутренняя сторона крышки, обитая малиновым бархатом, с изображением Явления преподобному Иоанна Богослова. Четыре клейма с житийными сценами, ранее украшавшие сень, к 1838 г. были перенесены в иконостас придела, и на сени осталось только два клейма. На восточной стороне арки над ракой вместо иконы Благовещения стояла теперь икона Богоматери Печерской с предстоящими Иоанном Богословом и преп. Авраамием.

С середины XIX в. в описаниях надгробного комплекса отмечается новый элемент его -- "шапка преп. Авраамия". Почитание реликвии отметил архим. Иустин, упомянув, что "усердные богомольцы просят возлагать эту шапку на их главы в твердом уповании на ходатайство за них пред Богом преподобного"29. Помещалась шапка сначала на крышке раки, в ногах, под стеклянным колпаком30, позднее на особой подставке. Иустин описал реликвию, упомянув об изображении на ней Деисуса и вкладной надписи княгини Сицкой31. Однако, в описи 1860-х гг. эта шапка с Деисусом и надписью названа просто "древней митрой"32, а в качестве реликвии описана другая "шапка в ногах мощей, якобы преподобного"33. Изображение этой шапки с вышитыми голгофскими крестами и фигурами херувимов было приложено к одному из изданий книги М.В. Толстого34.

Происхождение этой шапки, ее датировка и время установки у мощей неясны. В заметке составителя описи середины XIX в. высказывается предположение, что шапка эта была приложена к мощам митрополитом Ионою Сысоевичем35. Шапка находилась у мощей, по-видимому, до самого закрытия собора36. В акте освидетельствования мощей 1929 г.37 она не упоминается, однако поступила в фонды музея.

В 1851 г. тщанием ростовского купца М.М. Плешанова вокруг раки была устроена медная решетка38.

В 1857 г. монастырь заключил контракт с известным петербургским мастером Ф.А. Верховцевым на изготовление новой раки для мощей преп. Авраамия39. В 1860 г. рака была доставлена в монастырь и установлена в соборе в ожидании освящения40. Еще до освящения в печати появилось ее описание41. Торжество переложения мощей в новую раку совершилось 29 июня 1862 г.42

Рака имела размеры в длину 2 аршина 15 вершков и в высоту 14 3/4 вершков, и вес 4 пуда 11 фунтов и 28 золотников. Боковые стенки и крышка раки были серебряными позолоченными, нижняя доска кипарисной. На крышке помещалось рельефное изображение фигуры преп. Авраамия в митре и облачении архимандрита, со сложенными на груди руками и закрытыми глазами, покоящегося на возглавии. Одежды были богато отделаны, чеканка имитировала жемчуг, шитье и парчу. На митре был вычеканен Деисус, на епитрахили кресты и херувимы. На опубликованной А.А. Титовым гравюре43 рака показана открытой, так что видна лишь внутренняя сторона крышки. Опись 1860-х гг. уточняет, что чеканное изображение преподобного находилось с наружной стороны крышки, а с внутренней стороны помещалось другое изображение святого, шитое золотом44. Кроме того, на раке имелась резная надпись.

На боковых стенках раки размещались рельефные изображения четырех сцен жития преп. Авраамия "Сокрушение идола Велеса", "Преставление преп. Авраамия", "Явление преп. Авраамию Иоанна Богослова", "Беседа Авраамия с иноком". Рельефы на боковых сторонах, разворачиваясь по горизонтали, занимали почти всю поверхность стенок. Гирлянды прикрывали боковые грани раки. Узорными были сделаны и четыре ножки, на которые опиралась рака. Верхний карниз, на котором лежала крышка, поддерживался по углам херувимами. Ф.А. Верховцев вложил в монастырь лампаду, видимо, собственной работы, оформление которой составляло ансамбль с украшением раки45.

После создания новой раки старая не была упразднена, хотя первоначально это предполагалось, и в контракте с Ф.А. Верховцевым было записано, что серебро старой раки пойдет в уплату за его работу46. Однако вскоре к тексту контракта была сделана приписка о выплате мастеру денег взамен серебра, которое оставлено на прежней раке47. Старая рака была перенесена во Введенскую церковь и поставлена там за левым клиросом48. В таком виде надгробный комплекс просуществовал до 1922 г.

26 апреля 1920 г. было произведено вскрытие мощей преп. Авраамия49. В июле 1922 г. в ходе кампании по изъятию церковных и монастырских ценностей обе раки были изъяты, серебряные оклады с них сняты, деревянные корпуса возвращены общине50. В деревянной раке мощи оставались на своем месте до 1929 г., когда собор перешел в ведение Ростовского музея. От этого времени сохранился акт обследования мощей51, в котором зафиксировано до мельчайших деталей состояние раки с мощами, перечислены все предметы, находящиеся в ней, описаны и сами святые мощи.

После передачи в музей отдельные фрагменты надгробного комплекса выставлялись в экспозиции антирелигиозного отдела52, в разделе о крещении Ростова. Указаний на то, что экспонировались мощи, нам не встретилось. Мощи находились в музее до 1991 г., когда были переданы церкви.

В исследовании надгробного комплекса мы постарались с наибольшей возможной полнотой реконструировать его историю. Не все аспекты проблемы в равной мере поддаются изучению. Однако, нам удалось выделить несколько периодов в истории комплекса, обрисовать круг памятников, составлявших его в различные периоды. С накоплением подобного материала станет возможным исследовать такую нераскрытую пока проблему, как почитание святых, как в частном, так и в более общем плане. Частный характер нашей работы не позволяет пока делать какие-либо обобщения, которые станут возможными лишь при более широком исследовании поставленной проблемы.

  1. О монастыре и связанных с ним памятниках существует довольно обширная литература церковно-исторического и искусствоведческого характера. Назовем лишь некоторые работы: Толстой М.В. Древние святыни Ростова Великого. М.,1847. С.60-66; Иустин, архим. Описание Ростовскаго Богоявленскаго Авраамиева мужескаго второкласснаго монастыря Ярославской епархии. Ярославль,1862; Макарий, митр. История Русской Церкви. Т.1. Спб.,1868. С.261-265, 269-273; Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.,1871. С.26-37; Титов А.А. Ростовский Богоявленский Аврамиев мужской монастырь Ярославской епархии. Сергиев Посад,1894; Соколов М.И. О редакциях жития Авраамия Ростовского // Труды 8-го Археологического съезда. М.,1895. Т.2. С.236-241; Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М.,1904. Т.1. Ч.2. С.762-775; Титов А.А. Ростов в его церковно-археологических памятниках. М.,1911. С. 104-123; Эдинг Б.Н. Ростов Великий. Углич. М.,1913. С.64-65.
  2. Нами уже была дана краткая характеристика комплекса: Никитина Т.Л. Надгробные комплексы ростовских святых XVIII - начала XIX вв.: опыт предварительного описания // Минувших дней связующая нить (5-е Тихомировские чтения). Ярославль, 1995. С. 20-22.
  3. РФ ГАЯО, ф.232, оп.1. Д. 48 (опись 1775 г.); Д.157 (опись 1804-1808 г.); Д. 206 (опись 1808 г.); Д. 313 (опись 1838 г.); Д. 357 (опись 1853 г.).
  4. О новой раке для почивания мощей преп. Аврамия Ростовскаго чудотворца // ЯЕВ, 1861. Ч. неоф. С.452-454 (перепеч. из журнала "Странник" 1861, №9). Иустин, архим. Описание Ростовскаго Богоявленскаго Авраамиева мужескаго второкласснаго монастыря Ярославской епархии. Ярославль, 1862; Титов А.А. Ростовский Богоявленский Аврамиев мужской монастырь Ярославской епархии. Сергиев Посад, 1894.
  5. ГМЗРК, А-1033. Описи имущества Авраамиева монастыря 1920-х гг.
  6. Известие об обретении мощей в 6683 (1175) г. содержится в рукописи, содержащей службу и житие преподобного, принадлежавшей Авраамиеву монастырю (ГМЗРК, Р-162. Л. 54об.-55). Названной дате не доверяет Титов (Титов А.А. Ростовский Богоявленский... С.17-18).
  7. Библиография вопроса содержится в работе: Мельник А.Г. К вопросу о первоначальном облике Богоявленского собора Ростовского Авраамиева монастыря // ИКРЗ 1992. Ростов, 1993. С. 174-198.
  8. Аналогичные ниши в южной стене с расположенным над ними окном имеются в других ростовских постройках XVI в. - в Успенском соборе (аркосолий для раки св. Леонтия) и в ц. Вознесения (аркосолий для раки блаж. Исидора). См.: Мельник А.Г. О церкви Вознесения в Ростове // Мельник А.Г. Исследования памятников архитектуры Ростова Великого. Ростов, 1992. С.26.
  9. Формы орнамента находят аналоги в орнаменте XVI в.
  10. ГМЗРК. Р-536. Книга для записок о случающихся достопамятностях исторических, служить могущих к продолжению Российской истории Ростовского Богоявленского Аврамиева монастыря (далее - Книга достопамятностей...). Л. 19.
  11. (Соколов М.И.) Пространное житие преподобного Авраамия Ростовского чудотворца. Ярославль, 1890. Стб. 19. Никитина Т.Л. О третьей редакции жития преп. Авраамия Ростовского (в печати).
  12. Известная из документов дата постройки собора - 1554/1555 г., тогда как Казань была взята в 1552 г. На противоречие обратил внимание еще А.А. Титов (Титов А.А. Ростовский Богоявленский... С. 21)
  13. Книга достопамятностей... Л. 3об. Иустин, архим. Описание... С. 23.
  14. Таковы изображения креста на житийной иконе XVII в. (Иконография ростовских святых. Каталог выставки. Сост. А.Г. Мельник. Ростов, 1998. С. 38-39. № 21), на иконе из ц. Иоанна Богослова на Ишне 1683 г., на изображении в стенописи 1715 г. в соборе ростовского Рождественского монастыря.
  15. О кресте см.: Пуцко В.Г. Крест преподобного Авраамия Ростовского // ИКРЗ. 1994. Ростов,1995. С.96-104.
  16. На житийной иконе подпись "Трость иже даде апостол Аврамию", на изображениях Явления Иоанна Богослова преп. Авраамию в надписи кратко пересказывается сюжет жития, связанный с сокрушением идола.
  17. Так, крест преп. Авраамия упомянут среди подборки изображений древних восьмиконечных крестов в одном из сборников собрания П.И. Щукина ( Яцимирский А.И. Опись старинных славянских и русских рукописей собрания П.И. Щукина. М., 1897. Вып. 2. С. 141).
  18. Вахрина А.Л. Шитые надгробные покровы Авраамия Ростовского // СРМ. Ярославль, 1995. Вып. 8. С.113-128.
  19. Приношу благодарность А.Г.Мельнику за консультацию.
  20. Известие об освящении придела содержится в "Диариуше" св. Димитрия под 1709 г. (Древняя Российская Вивлиофика. М., 1774. Т. 6. С. 407).
  21. РФ ГАЯО. Ф.232. Оп.1. Д. 48. Опись церковным и ризничным вещам 1775 г. Л. 9-10.
  22. Покров сохранился, история его сложна - позднее был снят с раки, укреплен на южной двери иконостаса в качестве иконы.
  23. РФ ГАЯО. Ф.232. Оп.1. Д. 206. Опись церковным и ризничным вещам 1808 г. Л. 2об. К началу XIX в. эти скульптурные изображения были убраны с иконостаса, хранились в ризнице до 1839 г., когда были уничтожены.
  24. РФ ГАЯО. Ф. 232. Оп. 1. Д. 313. Л. 7.
  25. РФ ГАЯО. Ф. 232. Оп. 1. Д. 313. Л. 59.
  26. РФ ГАЯО. Ф.232. Оп.1. Д. 48. Л. 50об.
  27. РФ ГАЯО. Ф.232. Оп.1. Д. 48. Л.7об.
  28. РФ ГАЯО. Ф. 232. Оп. 1. Д. 313. Л. 6об.-7.
  29. Иустин, архим. Описание Ростовскаго Богоявленскаго Авраамиева мужескаго второкласснаго монастыря Ярославской епархии. Ярославль,1862. С.39.
  30. Иустин, архим. Описание Ростовскаго... С. 47.
  31. Иустин, архим. Описание Ростовскаго... С. 47.
  32. РФ ГАЯО. Ф. 232. Оп. 1. Д. 357. Л. 66.
  33. РФ ГАЯО. Ф. 232. Оп. 1. Д. 357. Л. 66об.
  34. Толстой М.В. Древние святыни Ростова Великого. 2-е изд. М.1860. Вкладка.
  35. РФ ГАЯО. Ф.232. Оп.1. Д. 357. Опись церковных и ризничных вещей 1853 г. Л. 66об.
  36. Она упоминается в описи 1928 г. (ГМЗРК. А-1033. Л. 7)
  37. ГМЗРК. А-177. Л. 61.
  38. ГМЗРК, Р-536. Л.36об.
  39. РФ ГАЯО. Ф.232. Оп.1. Д. 273. Контракты, заключенные монастырем с разными лицами. Л. 24-25.
  40. (Иустин, архим.) Ростовский Богоявленский Аврамиев монастырь // ЯЕВ. 1861. Ч. неоф. С. 391-392.
  41. "Странник", 1861, N9; ЯЕВ. 1861. Ч. неоф. С. 452-454.
  42. Торжество переложения святых мощей преп. Аврамия Ростовскаго чудотворца, из прежней раки в новую, бывшее в Ростовском Богоявленском Аврамиевом монастыре 29-го июня 1862 года // ЯЕВ, 1862. Ч.неоф. С. 291-295.
  43. Титов А.А. Ростовский Богоявленский ... С. 51.
  44. РФ ГАЯО. Ф. 232. Оп. 1. Д. 357. Л. 11об.
  45. РФ ГАЯО. Ф. 232. Оп. 1. Д. 357. Л. 22об.
  46. РФ ГАЯО. Ф.232. Оп.1. Д. 273. Л. 24об.
  47. РФ ГАЯО. Ф.232. Оп.1. Д. 273. Л. 25об.
  48. Титов А.А. Ростовский Богоявленский... С.53.
  49. Виденеева А.Е. К истории ростовского Спасо-Яковлевского монастыря // СРМ. Ростов, 1993. Вып. 5. С. 54-55.
  50. ГМЗРК. А-1033. Л.49об.
  51. ГМЗРК. А-177. Л.60, 61.
  52. ГМЗРК. А-266. Тематико-экспозиционный план антирелигиозного отдела. 1941 г. Л. 9об.




Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!