Т.В. Колбасова (Ростов). Духовный портрет из собрания Ростовского музея. История комплектования и общая характеристика коллекции. с.196-201.

Духовный портрет является на сегодняшний день наименее известной, изученной и наименее оцененной частью коллекции портрета Ростовского музея. А между тем именно духовному портрету принадлежит одно из первых мест в коллекции Музея Церковных Древностей. И в настоящее время по своей художественной силе, исторической и иконографической ценности духовный портрет может быть назван в числе наиболее интересных и значительных коллекций Ростовского музея.

В собрании портрета это пожалуй единственная коллекция которую комплектовали специально, целенаправленно. Сотрудники музея А.А. Титов и И.А. Шляков, активные члены Московского Археолoгического общества сумели привлечь к комплектованию широкий круг ученых, общественных и церковных деятелей. Архиепископы Ярославский и Ростовский Ионафан, Тихон, Ярославский генерал-губернатор В.Д. Левшин, известные ученые члены Московского археологического общества -- И.А. Шляпкин, М.В. Толстой активно содействовали созданию этой коллекции.

Одним из первых в собрании духовного портрета и одним из первых экспонатов Музея Церковных Древностей стал портрет Митрополита Ионы Сысоевича, переданный в 1883 г. архиепископом Ионафаном. "...Прекрасно сохранившийся современный портрет митрополита зодчего, находившийся прежде в Ярославском Архиерейском доме, -- писал А.А. Титов, -- уступлен ныне Ростовскому музею древностей и находится в здании Белой Палаты, выстроенным этим митрополитом в 1670 году"1. Это поступление положило начало передачи целого ряда портретов из Ярославского Архиерейского Дома. Через год в 1884 г. архиепископ Ионафан передает в музей два парных портрета архиепископов Ярославских и Ростовских Авраама Шумилина и Евгения (Казанцева). Парные портреты продолжают традицию сложившуюся еще в конце 18 - и начале 19 века, когда "...в архиерейском портрете возникло новое направление, обогащенное тенденциями к соединению разновременных событий и раскрытию через прошлое дел настоящего. С пафосом, философического прославления"2. Портрет Авраама, написанный Н. Мыльниковым в 1840 г. был передан в 1928 г. в Ярославскую Художественную галерею в обмен на гравюры. Сохранившийся в музее портрет Евгения, исполненный вероятно несколько позднее, повторяет композицию портрета Авраама. Ахиепископ Евгений один из ближайших сподвижников знаменитого митрополита Платона Левшина, управлял Ярославской епархией почти семнадцать лет. Лично знавший его князь И.М. Долгорукий так писал о нем: "...Человек достойный в своем звании. Ума просвещенного нрава чувствительного.... Письма его все наполнены живости; в них видна вся душа его, как в чистом зеркале. И такие пастыри, каков он редко водятся в нашей иерархии"3.

Открытие музея 28 октября в день памяти св. Димитрия Ростовского обусловило появление портретов и икон святого в числе первых экспонатов музея церковных древностей. В 1883 г. И.А. Шляков передал в музей -- Образ Святителя Христова Димитрия митрополита Ростовского чудотворца. В 1884 г. из Ярославского Статистического Комитета в музей поступил Портрет первого архиепископа Ярославского и ростовского Арсения (Верещагина). Его Исключительная ценность в том, что написан он ростовским художником Н.С. Лужниковым, штатным живописцем Архиерейского дома, служившего при "дворе" трех архиереев. Через несколько лет, в 1888 г. Илья Александрович Шляпкин приобрел на родине архиепископа Арсения в Кашине еще один его портрет и передал его в дар Ростовскому музею. На обороте холста сохранилась надпись: "С натуры писан сей портрет в простом келейном одеянии 1785 году в октябре мце в Ростове". Написанный в Ростове портрет оказался в Кашине. Скорее всего это портрет на память, сохраняющий простые человеческие черты, в отличии от предыдущего парадного портрета. 1884 г. в дар от Петровского городского головы Николая Кузьмича Шахова поступили четыре портрета среди них портрет архиепископа Ярославского и Ростовского Симеона (Крылова-Платонова), управлявшего Ярославской епархией в течении трех лет.

К пополнению музея церковных древностей сочувственно отнеслись и некоторые монастыри. В 1884 г. в музей были переданы древние портреты из Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря. "В последовавшем из Московской Святейшего Синода конторы на мое имя Указ. От 29 минувшаго Декабря за № 3104 изъяснено. Что. Святейшим Синодом слушан рапорт Синодальной конторы, от 25 октября 1884 года за № 2519, о передаче некоторых древних предметов из ростовского Спасо-Яковлевского монастыря. И по справке определено: согласно заявлению настоятеля со старшею братеею и представлению синодальной конторы Святейшим Синодом постановлено: разрешить передачу из означенного монастыря в музей церковных древностей города Ростова Ярославской губернии, следующих принадлежащие их Спасо-Яковлевскому монастырю предметов: Четырех портретов: Святителя Димитрия, Родителя его Саввы Туптало, Святителя Митрофана Воронежского и митрополита Стефана Яворского. 2. Ставленной грамоты, подписанной Святителем Димитрием и 3. Слюдяного фонаря. Настоятель монастыря архимандрит Илларион"4.

Таким образом, благодаря энергичным усилиям членов комитета Ростовского музея уже через несколько лет после его открытия была сформирована коллекция местных духовных деятелей. В "Путеводителе по Ростовскому музею церковных древностей", составленном Федором Афанасьевичем Бычковым было отмечено, что в состав Ростовского музея в настоящее время входят: 1) собственно музей церковных Древностей, помещающийся в Белых и Отдаточных Палатах. в котором находятся еще следующие собрания: а) портретов наиболее замечательных духовных деятелей; б) нумизматическое; в) рукописей; г) автографов и древних актов; и д) старопечатных книг...". В качестве приложения к путеводителю был опубликован "Указатель собрания портретов местных Ярославских духовных деятелей, находящихся в Белой Палате Ростовского музея". В него включены 18 портретов начиная с патриарха Филарета и заканчивая портретами архиепископов Ярославских и Ростовских Нила и Ионафана5.

Значительность и цельность собрания, его популяризация сделали его известными за пределами Ярославской губернии. В 1889 г. Д.А. Ровинский в перечне живописных портретов, находящихся в общественных собраниях и у частных лиц называет и портреты Ростовского музея церковных древностей6.

В первое десятилетие 20 в. наиболее крупным и значительным поступлением стал дар архиепископа Ярославского и Ростовского Тихона, передавшего в 1907 г. семь портретов преосвященных из Ярославского Архиерейского дома. "Его высокопреосвященсту Высокопреовященнейшему Архиепископу Тихону было благоугодно из сохраняющегося в Ярославском Архиерейском Доме собрания картин пожертвовать в Ростовский музей коллекцию картин и портретов, значущихся в особом списке. Представляя при сем списке поименованного пожертвования в музей, Комитет Музея покорнейше просит Ваше Высокопреподобие жертвуемую его высокопреосвященством в музей коллекцию в количестве девяти картин и портретов отпустить подателю сего, доверенному от комитета Дм. Ник. Чебоксарову. По приемке же означенных вещей в Музей, Комитет музея сочтет своим долгом представить Вашему Высокопреподобию надлежащую квитанцию. С этим же доверенным от комитета Чебоксаровым Комитет музея имеет честь представить в Ярославский Архиерейский дом портрет царя Михаила Федоровича, который Его Высокопреосвященству было благожелательно иметь в Спасском монастыре"7. Архиепископ Тихон передал из собрания Ярославского Архиерейского дома портреты Митрополита Киевского Варлаама Ясинского, Архиепископа Лазаря Барановича, епископа вологодского Афанасия Кондаиди, Феофана Прокоповича епископа Новгородского, митрополита Петра Могилы, св. архиепископа Иннокентия Иркутского и св. архиепископа Арсения Мациевича. В настоящее время в музее сохранились лишь два портрета -- Иннокентия Иркутского и Арсения Мациевича. Гравированные портреты Арсения имели широкое распространение. Однако здесь Арсений был изображен уже после лишения его святительского сана в крестьянском платье, в темнице. В конце 19 в. обнаружение портрета Арсения в архиерейском облачении было настоящим событием. Об этом В.И. Лествицын писал в "Ярославских губернских ведомостях": "Ярославский Статистический комитет готовит редкую вещь список с неизвестного доселе портрета ростовского митрополита Арсения Мациевича. Знаменитого страдальца прошлого века, известно, что портрет Мациевича издавал Платон Бекетов, Снегирев и граф Толстой. Из этих портретов два первые будучи одно и то же. А третий несколько большего размера одинаково представляют Мациевича в Тулупе и малахае, стоящем в тюрьме. Как бы то нибыло Евгений Иванович Якушкин будучи в Толгском монастыре узнал о неизвестном портрете и выпросил его на время для снятия копии. Затем остается лищь снять копию с картины "Открытие мощей Святителя Димитрия Ростовского" находящейся в церкви Ростовского Яковлевского монастыря, где Мациевич несомненно представлен в современном своем виде"8.

Подаренный архиепископом Тихоном портрет принадлежит редкой иконографии еще до лишения сана в бытность свою епископом Ростовским. Это "классический архиерейский портрет, представляющий иерарха в полном архиерейском облачении", благословляющим паству.

Духовный портрет имел бытование не только в монастырях, Архиерейских домах, но и у частных лиц. В Ростове широкое распространение имели портреты гробового старца Амфилохия, служившего при мощах св. Димитрия 40 лет. "...Современники говорят, -- писал А.А. Титов, -- что когда 26 мая 1824 года, старец Амфилохий скончался, то плакал весь город и уезд.... Прошло 66 лет со дня его кончины, но память о старце Амфилохии еще довольно свежа и в редком старом ростовском доме нет его портрета. Который у многих находится даже в божнице, как образ..."9. В музей дарили портрет Амфилохия Д.А. Булатов, А.А. Титов. В настоящее время в коллекции сохранился лишь один его портрет подаренный Андреем Ивановичем Верре в июне 1890 г.

Новая после революции 1917 г. политическая ситуация, изменившая цели и задачи музея не прекратила пополнение этой части собрания. Собиранием духовного портрета не занимались специально, но был стихийный приток экспонатов из закрывающихся ростовских монастырей. В 1920 г. "...в связи с самоликвидацией общин монахов и монахинь, а также ввиду острого жилищного кризиса в г. Ростове почти все жилые помещения в монастырях заняты рабочими или служащими, или приспособлены для нужд тех или иных учреждений. И только лишь самое незначительное количество монахов и монахинь проживают в целях охраны церквей... Все жилые помещения означенных выше церквей муниципализированы еще в 1918 году"10. В данной ситуации необходимо было сохранять произведения искусства, в частности портретную галерею, находящуюся в Спасо-Яквлевском монастыре. Это собрание было известно уже в середине 19 века. Ученый С.П. Шеверев, побывав в Ростове в 1847 г., так его описывал: "После вечерни в соборе монастыря Яковлевского, достопочтенный архимандрит отец Поликарп пригласил меня к себе. Покои в которых он живет старинные... В них замечательное собрание портретов. В одной комнате вы находите портрет Святителя Димитрия, с котораго пишутся иконы его, также портреты Варлаама Ясенскаго (Ясинского) и Лазаря Барановича, двух седовласых старцев величавой и доброй наружности. В зале портрет Стефана Яворского, черноволосого, с выразительною южною физиономией, писан каким-то живописцем Стефаном: внизу стихи, воспевающие дружбу Яворскаго со Святителем Димитрием. В кабинете отца архимандрита замечательные портреты: Саввы Туптало... отца Святителя Димитрия... и Тимофея Архипова, который был иконописцем при дворе Царицы Прасковьи Федоровны... Последний портрет написан довольно искусно"11.

Произведения живописи, графики в том числе и портрет поступали из Спасо-Яковлевского монастыря в 1920, 1922, 1924 гг. Из настоятельских покоев и ризницы монастыря поступила обширная портретная галерея включавшая портреты патриархов, Московских и Петербургских митрополитов. ростовских святителей, архимандритов Спасо-Яковлевского монастыря. Особую группу составляли иконы и прижизненные изображения Святителя Димитрия Ростовского, сохраняющие подлинные портретные черты святого, собрание которых, в монастыре где были обретены мощи святого было весьма значительным. В 1860 г. ростовский купец известный меценат, собиратель рукописей П.В. Хлебников писал своему московскому корреспонденту Полепову, собирающемуся посетить Ростов: "В монастыре Яковлевском Вы изволите увидеть Иконы Св. Димитрия -- одну в ногах его гробницы, а другую за нею на стене -- первая в числе двух экземпляров прислана после переложения мощей из Пбурга от духовника государыни Екатерины 2й. А вторая написана живописцем Шебуевым ассигнациями за 5000 руб. -- Но ни одна из них на святого не похожа. -- А изволить обратить внимание на портрете Св. находящегося в церкви, выстроенной графиней Орловой; в ней в притворе с левой стороны находится портрет Святителя. -- Он ему современен"12.

В 1926 г. при обследовании ризницы Рождественского монастыря сотрудниками музея были обнаружены несколько портретов. Это небольшое поступление интересно тем, что собрание обогатилось образами женского православного монашества -- игуменьи Рождественского монастыря Марии и старицы Рождественского монастыря Амфилохии.

Таким образом к концу 1920-х гг, в музее состоялась обширная и значительная коллекция портретов духовных деятелей. Музей вобрал почти полностью собрание портретов Ярославского Архиерейского дома, портретные собрания монастырей. Она достаточно полно отражала иконографию ростовских преосвященных епископов архиепископов и митрополитов. Однако, впоследствии в 1960- гг, значительная часть этого собрания была уничтожена13. Не смотря на это на сегодняшний день это наиболее крупная коллекция духовного портрета среди музеев Ярославской области.

  1. Титов А. "Митрополит Иона III Сысоевич и его постройки в Кремле Ростова Великого".// Исторический вестник. 1885. т. 10. с. 88.
  2. Хромов О.Р. Зеленина Я.Э. Русский духовный портрет и икона в XVIII - начале XX века.// Духовны светочи России. М., 1999, с. 22.
  3. Долгорукий И.М. Капище моего сердца. М., 134 - 135.
  4. ГМЗ "ростовский кремль". А-1 л.
  5. Бычков Ф.А. Путеводитель по Ростовскому музею церковных древностей. Яр. 1886, с. 5. с.19 - 27.
  6. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПБ.,1889. с. 297 -298. "В Ростовском музее Церковных Древностей. Портреты: Патриархов Филарета Никитича и Никона? Стефана Яворского; Св. Дмитрия Ростовского, два; один из них современный, с надписью: "Персона преосвященного Димитрия Митрополита Ростовского и Ярославского"; отца его Саввы Туптало; аримандрита Иннокентия (Спасо-Яковлевского монастыря) + 27 февраля 1847; гробоваго иеромонаха Амфилохия (+ 26 мая 1824, 7 лет); Арсения Мациевича. - Ярославских Архиепископов: Арсения Верещагина (род. 27 янв. 1763 + 23Дек. 1799); Павла Пономарева (+ 19 марта 1806); Филарета Митрополита Московского; Симеона Крылова-Платонова (18 апреля 1844), Евгения Казанцева (+ 27 июня 1871, 93 лет); Нила Исааковича (21 Июня 1874); Ионафана (архиепископ с 28 Февраля 1877).
  7. ГМЗ "Ростовский кремль". А-54. Дела и отчеты по Ростовскому музею. 1905 - 1907. л. 163.
  8. Лествиын В.И. "Книжные новости".//ЯГВ.1868. №46.
  9. Nero. А. Родные картинки. СПБ.,1899, с. 37.
  10. ГМЗ "Ростовский кремль". А-126. л. 42.
  11. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь в вакационные дни профессора С. Шеверева в 1847 году. М., 1850, с. 78 - 79.
  12. РФ ГАЯО. Ф. 699. Оп. 1. Д. 3. Книга черновых писем почетного гражданина П.В. Хлебникова. 1860. Г. Полепову. Ростов. 6 июля 1860 г.
  13. Колбасова Т.В. История комплектования живописи Ростовского музея.// ИКРЗ. 1993. Ростов, 1994. с. 39.




Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!