А.В. Кузьмин (Москва). Боярство Ростовской земли конца XII-нач.XV века. с.61. Часть 2

Постепенный переход крупных землевладельцев на службу к великому князю владимирскому и московскому в XIV в. можно наблюдать и в соседнем Белоозере. Так, сохранившиеся до сего дня источники позволяют судить, по крайней мере, о двух крупных родах – Лихаревых и Монастыревых. Землевладение обеих фамилий разобрано А.И. Копаневым. В общих чертах исследователь описал процесс постепенного раздела и перехода по частям большинства вотчин Лихаревых во владение Кирилло-Белозерского монастыря. По актам А.И. Копанев установил земли, которыми в XV в. владели Роман Иванович Лихарев, его сын Семен; в конце XV – первой половине XVI в. их ближайшие родственники – Федор Никитич Лихарев и его сын Угрим61. Однако при работе с источниками он не полностью проанализировал летописный материал. В результате от его внимания ускользнуло очень важное известие о службе у великого князя Василия († 1425) предка фамилии – Ивана Лихоря. 25 октября 1395 г. в Нижнем Новгороде во время его взятия войсками ордынского царевича Ентяка и князя Семена Дмитриевича Суздальского находилось трое московских воевод. Это были Владимир Данилович Красный Снабдя, Григорий Владимирович Холопище и Иван Лихорь62. Сын последнего – боярин Роман, как отмечает житие Кирилла Белозерского, материально поддерживал обитель, жалуя ей в разные годы от 50 до 100 мер зерна. После смерти игумена Кирилла Роман Лихарев передал свое село «манастырю Пречистыя, иже есть и донынh в память его»63.

Однако не все местные крупные землевладельцы поддерживали начинания Кирилла. В его житие содержатся примеры, как «нhкый же человhк, Андрhй именемъ» (Андрей Захарьич или Андрей Кормилицын?), а также «нhкый боляринъ Феодоръ именем», наоборот, им противодействовали64.

Не менее интересна судьба смоленского по происхождению рода Монастыревых. История землевладения и переход вотчин этой фамилии в распоряжение Кирилло-Белозерского монастыря подробно разобраны в трудах А.И. Копанева и С. Б. Веселовского65. По источникам хорошо известно, что во второй половине XIV в. Монастыревы стали активно родниться с представителями московской нетитулованной знати. Они служат великим князьям, в следствии чего теряют свой титул. Однако до этого у них была не менее интересная судьба, о которой до сих пор достоверно мало что известно, так как противоречивая версия А.И. Копанева при самом тщательном разборе родословных источников оказывается несостоятельной.

Дело в том, что А.И. Копанев фактически учел в работе сведения только одной – поздней, третьей (Пространной) редакции – росписи Монастыревых. Она была ему известна по тексту родословной, открывавшей приписные главы к Румянцевской редакции родословных книг (40-е гг. XVI в.), а они возникли не ранее 60-х гг. XVI в.66 Между тем, данные двух других редакций росписи Монастыревых, сохранившихся в большинстве списков редакций – 43 главы с приписными, Компилятивной, Патриаршей, редакции в 81 главу, им для исследования привлечены не были. Поэтому А.И. Копанев не смог проследить ни развитие, ни трансформацию легенды о родственных связях Монастыревых с княжескими семьями Северо-Восточной Руси в XIV в.

Между тем, в первой (Краткой или Сокращенной?) редакции росписи Монастыревых, размещенной в списках редакции в 43 главы с приписными и Компилятивной, кроме записи о выезде из Смоленска, нет ни слова о степени родства этой фамилии с правящей в Москве династией. Здесь находится лишь информация о браках дочерей Д.А. Монастырева († 1378).

Более подробны Патриаршая и близкая к ней редакция в 81 главу. Они содержат вторую редакцию росписи Монастыревых. Здесь находится подробный рассказ о родственных связях фамилии с великокняжеской семьей, но не в том ключе, как это дано в Румянцевской редакции. В одном из списков росписи отмечается: «А у княз Федора С[вя]тославича брат был меньшои княз Юрье, а женился, взял за себя княз Васильеву дочь Ярославского. А у княз Юрья сын Олександр и после отца своего купил вотчину на Белеозере у княз Федора да у княз Романа. А жил княз Олександр Юрьевичь у бабки своеи у княгини Настасьи Ярославскои в монастыре, и потому и прозвали ево Олександръ Монастырь»67. Итак, оказывается, что первоначально в двух редакциях росписи Монастыревых нет ни слова о родстве с семьей белозерских князей. Более того, именно Александр Юрьевич, а не его бабка Анастасия покупает для себя вотчину у белозерских князей. Его прозвище вызвано не тем, что он был вскормлен в монастыре, а тем, что Александр позднее здесь жил сам. Таким образом, казалось бы стройная версия А.И. Копанева в ряде деталей по данной редакции росписи Монастыревых не находит подтверждения. И это неслучайно, ведь исследователь при работе с источниками сделал ряд весьма спорных отождествлений. Так, по мнению А.И. Копанева, княгиня Анастасия была женой князя Василия Васильевича, который умер после 1375 г., но до Куликовской битвы 1380 г. Однако, такой вывод не подтверждается источниками. На самом деле, князь Василий умер не позднее 1391 г. Правителем Ярославля в это время впервые был назван его сын Иван68. Поэтому незаслуженно отвергнутое А.И. Копаневым родство Василия Давыдовича Ярославского († 1345) и Ивана Калиты, как о том упоминает Комиссионный список середины XV в. младшего извода Новгородской I летописи, остается в силе69. Впрочем, источники знают Евдокию († 1342), а не Анастасию70. Следовательно, последняя не была женой Василия. Поэтому из всех ярославских князей на выбор остаются лишь двое, либо сын Всеволода Константиновича Василий († 1250), либо его внук Василий Васильевич.

Определенные сомнения вызывает и предложенная А.И. Копаневым реконструкция родственных связей Монастыревых с белозерскими князьями. Если Феодора-Феодосия – жена Федора Романовича, как на том настаивал исследователь, то у нее не могло быть сыновей по имени Федор и Роман, продавших земли Анастасии. А.И. Копанев оставил без внимания факт, что в данном случае речь идет о князьях, правивших на Белоозере в первой трети XIV в. С такими именами в это время в Северо-Восточной Руси действуют лишь дети Михаила Глебовича († 1293). Этот князь был женат на дочери ярославского князя из смоленской династии Федора Черного71. Если родословная Монастыревых не путает имен, то выясняется, что ее звали Феодорой. Правда, такое же имя носила и жена князя Глеба Васильковича. Никакого отношения к Феодосии († после 1389), дочери Ивана Калиты, она не имела72. Итак, оказывается, что отцом Александра Монастыря, если и был Юрий Святославич, то он точно никак не мог быть братом дорогобужско-вяземского князя Федора73. У последнего, согласно харатейному синодику московского Успенского собора, известны братья Иван, Михаил и Глеб († 1340)74. Однако данный источник ничего не знает о Юрии. Это весьма странно, если он, действительно, брат Федора Святославича и родственник великокняжеской семьи, но вполне объяснимо, если данного родства не было. Реальный Юрий, отец Александра Монастыря жил в конце XIII в. – начале XIV в., т.е. на несколько десятков лет раньше, чем это считал А.И. Копанев75. Появление этого выходца из Смоленска на Белоозере, возможно, обусловлено родством Юрия с князем Федором Черным, а, следовательно, и его зятем Михаилом. Таким образом, можно прийти к следующим выводам:

  1. к образованию вотчин Монастыревых на территории Белозерского княжества в первой трети XIV в. Иван Калита и его дочери никакого отношения не имели;
  2. составители первоначальной родословной легенды фамилии ничего не знали о земельной сделке предков Монастыревых;
  3. составители второй редакции, очевидно, использовали какой-то документ из семейного архива (купчую грамоту на землю?), где не было ни слова о княгине Феодоре и ее родстве с Иваном Калитой; сюда вписывается лишь летописное известие о втором браке Семена Гордого; при этом предок Монастыревых – Юрий Святославич – становится под пером автора данной редакции росписи родным братом тестя великого князя – Федора Святославича.
  4. составители третьей (Пространной) редакции росписи несколько изменяют характер ее информации, покупателем становится не Александр Монастырь, а его бабка Анастасия, причем у последней появляется сестра Феодора, мать князей Федора и Романа.
  5. Таким образом, как и в случае с выходцами из Ростова, крупные землевладельцы из Белоозера постепенно в XIV в. переходят на службу к великим князьям владимирским. Отсюда становится понятным великое оскудение людьми и богатством местных князей, их временные кормления, а затем и постоянная служба в пределах и за границами Московского княжества.

    Приложение № 1
    Глава 77.
    Род Долъгих-Сабуровых.
    Прииде из Болшие Орды со князем Федором Мстисловичем Атул-Мурза Алдановичь, а с ним пришло тотар дватцать тысечь царева двора в Ярославь провожати княз Федора Мстисловича. И Отул-Мурза в Ярославъле крестился, а во крещение имя ему Борис. А тотар отпустил из Ярославля в Болшую Орду, а сам Борис приехал из Ярославля в Володимер к великому князю Олексанъдру Невъскому. И княз великии у себя велел ему быт[ь] в боярех. А у Бориса сын Осип. А у Осипа сын Матвеи. А у Матвея сын Федор Сабур.
    А у Федора дети: Петр, был околничеи у великого князя Дмитрея Ивановича Дансъкова, да Федор, да Григореи, да Симон, да Яков, да Иван; и у тех четырех детеи не было.
    А у Петра Федоровича дети: Микита да Яков. А у Микиты дети: Онъдреи да Дмитреи. А у Якова дети: Данило да Темер, да Пятои.
    А у Федора Федоровича дети: Дмитреи Голова, да Федор, да Тимофеи Клюр, да Костенътин, да Роман, да Иван. А у Федора Федоровича сын Тимофеи. А у Тимофея дети: Юрье да Захар[ь]я. И Захарья был в Суздоле у Спаса в чернцах, детеи у нево не было.
    (См.: РГАДА. Ф.181. Рукописное собрание библиотеки МГАМИД. № 173/278. Родословная книга 1664 г. князя А.И. Лобанова-Ростовского. Л.393.)
    Приложение № 2 (а)
    Глава1 12.
    РОД МАНАСТЫРЕВЫХ БЕЛОЗЕ-
    рьцов.
    Из Смоленска пришли. Александр Монастырь, а у него были три сына: большои Дмитреи, другои Иван, третеи – Василеи.
    А у Дмитрея сынов не было, 6 дочерей была у него: 1-я – Огрофена – за Иваном за Ондреевичем за Хромово, другая – за Чепенком2 , третья – за Олександром за Белеутовым, четвертая – за Семеном за Меликовым. // 
    А у Ивана дети: Федор да Григореи.
    А у Василья дети: Василеи да Дмитреи, да Давыд, да Роман.
    А у Федора Иванова сына Олександрова дети: Василеи, бездетен, другои Олександр, третеи Борис, четвертои Судук3 , пятои Костентин, шестои Василеи Безногои, семои Микула.
    А у Григорья дети: Иван Ельда да Федор, да Юрьи, да Иван Манастырев.
    А у Васильева сына у Василья Александрова сын Данила.
    А у Дмитрея дети: Ондреи да Иван.
    (См.: РГАДА. Ф.181. Рукописное собрание библиотеки МГАМИД. № 174/280. Л.112-112 об.)
    Приложение № 2 (б)
    Род1 Манастыревых Белозерцов.
    Из Смоленьска пришли. Александро Манастырь, а у него были 3 сыны: большои Дмитреи, 2-й Иван, 3-й Василей.
    А у Дмитрея сынов не было. А было у него 6 дочерей: 1-я Огрофина – за Иваном за Ондреевичем за Хромым, 2-я – за Чепечкою, 3-я – за Олекса[н]дром Белеутовым, 4-я – за Семеном за Ми[лю]ковым.
    А у Ивана дети: Федор да Гаврила.
    А у Василья дети: Василеи да Дмитреи, Давыд да Роман.
    А у Федорова сына Александрова дети: Василеи, бездетен, 2-й Александр, 3-й Борис, да Судок, 5-й Костянтин, 6-й Василеи Безнос, 7-й Микула.
    А у Григорья дети: Иван Елда, да Федор, да Юрьи, да Иван [Мона]стырев.
    А у Василья Васильевича Александрова сына сын Данило.
    А у Дмитрея дети: Ондреи да Иван. // 
    А у Петра2 дети: Григореи да Василеи, да Александро Кнут, да Повивъка, да Иван Чорнои, да Бируха3 , да Онъдреи Горбатои, да Онъдреи Немои, да Михаило, да Васюк.
    А у Михаила дети: Лета да Обора, да Федор.
    А у Олександра сын Александр же Сирота да Федор, // да Башина.
    А у Судока дети: Василеи Ерш да Федор, да Офонасеи.
    А у Костянътина дети: Федор да Онъдреи, да Матфеи, да Онъдреи Меньшик.
    А у Васил[ь]я дети: Тимофеи да Иван.
    (См.: РГАДА. Ф.181. Рукописное собрание библиотеки МГАМИД. № 67/90. Л.99 об., 106-106 об.)
    Приложение № 2 (в)
    Глава 66.
    Род Монастыревых Белозерцов.
    В лето 6853-го году княз великий Семион Ивановичь Гордои женился у княз Федора С[вя]тославича. И княз Федор С[вя]тославичь приехал к великому князю Семиону Гордому служит[ь] с Вязмою и з Дорогобужем. И княз великий дал князю Федору вотчину Волокъ со всем.
    А у княз Федора С[вя]тославича брат был меньшои княз Юрье, а женился, взял за себя княз Васильеву дочь Ярославского. А у княз Юрья сын Олександр и после отца своего купил вотчину на Белеозере у княз Федора да у княз Романа. А жил княз Олександр Юрьевичь у бабки своеи у княгини Настасьи Ярославскои в монастыре, и потому и прозвали ево Олександръ Монастырь. А у него три сына: болшои Дмитреи, да Иван, да Василей.
    А у Дмитрея сынов не было, а было у нево шесть дочереи: первая – Огрофена – была за Иваном Ондреевичем Храмова, другая – за Иваном за Пенъкою, трет[ь]я – за Олександром за Белеутом, четвертоя – за Семеном за Милюковым.
    А у Ивана дети: Федор да Григореи.
    А у Васил[ь]я дети: Василеи, да Дмитреи, да Довыд, да Роман.
    А у Федора Иванова сына Олександрова дети: Василеи, бездетен, да Олександр, да Борис, да Иван Судок, да Костентин, да Василеи Безносои, да Микула.
    А у Григор[ь]я дети: Иван Елда, да Федор, да Юрье, да Иван Монастырев.
    А у Васил[ь]я Васильева сына Олександрова сын Данило.
    А у Дмитрея дети: Ондреи да Иван.
    А у Давыда дети: Василеи, да Олександр Внук, да Полинка, да Иван Чернои, да Буруха, да Ондреи Горбатои, да Ондреи Немои, да Михаило, [да] Васюк.
    А у Романа Васил[ь]ева сына Монастырева дети: Лето, да Обора, да Федор.
    А у Олександра Федорова сына дети: Олександро Сорока, да Федор, да Бошина.
    А у Ивана Судака дети: Василеи Ерш, да Федор, да Офонасеи.
    А у Костентина Федорова ж сына дети: Ондреи, да Мотвеи, да Ондреи Меньшои. А у брата их у Васил[ь]я дети: Тимофеи да Иван.
    (См.: РГАДА. Ф.181. Рукописное собрание библиотеки МГАМИД. № 173/278. Родословная книга 1664 года князя А.И. Лобанова-Ростовского. Л.359.)
    1. ПСРЛ. Т.I. Вып.2. М.,1997. Стб.381. Л.129.
    2. Там же. Стб.382. Л.129; См. также: Там же. Т.VI. Вып.1. М.,2000. Стб.242-243. Л.209 («Михея Шибутовича»); Т.XV. Вып.1. М.,2000. Стб.261; Т.XXIV. М.,2000. С. 83. Л.118 об. и др.
    3. Там же. Т.XXV. М.; Л.,1949. С. 117. Л.145; См. также: Там же. Т.XV. Вып.1. Стб.331, под 6729 г.
    4. Там же. Т.X. М.,2000. С. 99.
    5. Там же. Т.I. Вып.3. Стб.493. Л.220; Т.VI. Вып.1. Стб.264-265. Л.228-228 об. и др.
    6. Там же. Т.I. Вып.2. Стб.441. Л.151.
    7. Там же. Т.XXV. С. 116. Л.143 об.
    8. Там же. Т.I. Вып.2. Стб.460. Л.159 об.-160; См. также: Там же. Вып.3. Стб.515-516. Л.239 об.-240; Т.VI. Вып.1. Стб.290. Л.251 об.-252; Т.II. М.,1998. Стб.779. Л.263; Т.III. М.,2000. С. 75. Л.122-122 об., 287. Л.159 об. и др.
    9. Там же. Т.II. Стб.338. Л.124 об.
    10. Там же. Т.I. Вып.2. Стб.389; См. также: Там же. С. 90. Л.110-110 об.
    11. «Ростовъ же и Суждаль разидеся розно» (Там же. Т.III. С. 76. Л.124). Мнение А.Н. Насонова о том, что, помимо Ростова и Углича, монголам без боя сдались Ярославль и Тверь не подтверждается источниками и результатами археологических исследований (Насонов А.Н. Монголы и Русь (История татарской политики на Руси). М.; Л.,1940. С. 35, 36-37, 39).
    12. ПСРЛ. Т.I. Вып.2. Стб.467. Л.163.
    13. Там же. Т.I. Вып.2. Стб.469. Л.164-164 об.; Вып.3. Стб.521. Л.244 об.-245.
    14. Там же. Т.I. Вып.2. Стб.465-466. Л.162 об.-163. Вып.3. Стб.520-521. Л.244-244 об.
    15. Там же. Т.I. Вып.2. Стб.476. Л.167 об.-168; Вып.3. Стб.524. Л.247 об.
    16. Кроме Ярославля, Долгие-Сабуровы имели вотчины в Костроме (Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. М.,1963. С. 208). Это наводит на мысль, что они первоначально могли служить у великих князей владимирских, чья власть на костромские земли была безусловной.
    17. Подробнее см.: Приложение № 1.
    18. О татарах в Ростовском и Ярославском княжествах и взаимоотношениях местных князей с Ордой подробнее см. в кн.: Насонов А.Н. Указ. Соч. С. 56, 58-68.
    19. Сказание о блаженном Петре, царевиче ордынском // Православный собеседник. Казань,1859. Ч.I. С. 360-376; Повесть о Петре, царевиче ордынском // Памятники литературы древней Руси: Конец XV – первая половина XVI века / Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. М.,1984. С. 20-37.
    20. Дмитриева Р.П. Повесть о Петре, царевиче ордынском // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.2 (вторая половина XIV-XVI в.). Ч.II: Л – Я / Отв. ред. Д.С. Лихачев. Л.,1989. С. 257.
    21. Титов А.А. Синодики XVII и XVIII веков Ростовского Успенского Собора. Ростов Великий,1903. С. 17.
    22. Сазонов С. В. Синодики надвратных церквей ростовского архиерейского дома // Сообщения Ростовского музея. Т.III. Ростов,1992. С. 142. Л.13 об., 149. Л.13 об.
    23. ГМЗ «Ростовский Кремль». Р-225. Синодик Ростовского Успенского собора [рукопись середины XVII в.]. Л.143 об. В связи с этим интересно отметить, что реальный предок Ельчаниновых жил в конце XIV – начале XV в. Правда, сами они об этом толком не знали, полагая, что выезд «ис Полши» состоялся только «во дни великого князя Василья Васильевича Московского». Однако это не совсем верно, так как внук легендарного Александрока – Константин Александрович – служил у волоцкого князя Бориса Васильевича († 1494). О кровных связях Ельчаниновых с потомками царевича Петра в их родословной не говорится (РГАДА. Ф.286. Герольдмейстерская контора. Опись 1. Книги решенных дел. Кн.259/I. Л.127 (список 1741 г.)).
    24. ПСРЛ. Т.III. Вып.3. Стб.528. Л.251.
    25. Конев С. В. Синодикология. Ч.II: Ростовский соборный синодик // Историческая генеалогия. Вып.VI. Екатеринбург; Нью-Йорк,1995. С. 106. Л.68 об.
    26. Сазонов С. В. Указ. Соч. С. 142. Л.13 об., 149. Л.13 об.
    27. Там же. С. 132, 147. Прим.7-7, 161. Прим.17-17.
    28. РГАДА. Ф.196. Рукописное собрание Ф.Ф. Мазурина. Опись 1. № 1710 («Книга-синодикъ града Коломны с(вя)тыu обители преподобнаго отца нашегw Сергiu чудотворца, Голутвина монастыря»).
    29. См. например: ГМЗ «Ростовский Кремль». Р-226. Синодик Ростовского Успенского собора [рукопись 1-й трети XVII в.]. Л.55 об.
    30. Столярова Л.В. Записи исторического содержания XI-XIV веков на древнерусских пергаменных кодексах // Древнейшие государства Восточной Европы: Материалы и исследования. 1995 год / Отв. ред. Е.А. Мельникова. М.,1997. С. 33-34, 68-69. № 12; Она же. Древнерусские надписи XI-XIV веков на пергаменных кодексах. М.,1998. С. 178.
    31. Николаева С. В. Троице-Сергиев монастырь в XVI – начале XVIII века: состав монашеской братии и вкладчиков: Автореферат диссертации <…> канд. ист. наук. М.,2000. С. 20-21.
    32. Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI вв. Ч.I / Подг. к печати Л.В. Черепнин; Отв. ред. С. В. Бахрушин. М.,1951. № 201. С. 180. Л.241.
    33. Цит. по кн.: Клосс Б.М. Избранные труды. Т.I: Житие Сергия Радонежского. М.,1998. С. 304. Л.300.
    34. Житие Сергия Радонежского // Библиотека литературы древней Руси. Т.VI. XIV – середина XV века / Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. СПб.,1999. С. 284-285.
    35. Прохоров Г.М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л.,1978. № I-III. С. 195-202 (Приложения).
    36. За передачу данных земель в распоряжение митрополита Киприана Юрий Юрьевич просил его «написати въ вечное поминание и у святаго Василья священникомъ напишетъ мене поминати и мою жену и мои дети во векъ» (АФЗиХ. Ч.I. № 10. С. 28). Недавно Г.В. Семенченко высказал предположение о подложности данного акта, находящегося в одной из книг митрополичьей кафедры 1520-х гг. Безусловно, признавая наличие в нем поздней интерполяции – включения упоминания митрополита Алексия «чудотворцем», тем не менее, все же заметим, что приводимых исследователем аргументов (весьма, кстати, косвенных) в пользу подложности данного документа явно недостаточно. Отсутствие анализа формуляра данной грамоты делает его вывод весьма шатким (Семенченко Г.В. Митрополичья кафедра в борьбе за землю (об одной подделке 1460-1490-х годов) // Церковь, общество и государство в феодальной России: Сборник статей / Отв. ред. А.И. Клибанов. С. 164-167).
    37. Цит. по кн.: Клосс Б.М. Указ. Соч. С. 303. Л.299.
    38. См. например: Кучкин В.А. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы // Церковь, общество и государство в феодальной России. С. 103-126; Он же. Сергий Радонежский // ВИ. 1992. № 10. С. 75-97; Он же. Сергий Радонежский и борьба за митрополичью кафедру всея Руси в 70-80-е годы XIV века // Культура славян и Русь: Сборник статей / Ред. кол.: Ю.С. Кукушкин и др. М.,1998. С. 353-360; Клосс Б.М. Указ. Соч. и др.
    39. Никон, архимандрит. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. Изд. 5-е, испр. и доп. Троице-Сергиева Лавра,1904. С. 243. Прим.36.
    40. Сазонов С. В. Указ. Соч. С. 142. Л.13 об., 149. Л.13 об.
    41. Никон, архимандрит. Указ. Соч. С. 240. Прим.9.
    42. Там же. С. 1, 240. Прим.9.
    43. Титов А.А. Историческое описание Троице-Варницкого заштатного мужского монастыря близ Ростова Великого, Ярославской губернии. Родина преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца. С приложением двух рисунков. Сергиев Посад,1903. С. 16.
    44. ПСРЛ. Т.XXIV. С. 182. Л.254 об., 184. Л.257.
    45. ГМЗ «Ростовский Кремль». Р-1135. Л.2.
    46. Никон, архимандрит. Указ. Соч. С. 243. Прим.38.
    47. Житие Сергия Радонежского. С. 318-320.
    48. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI века / Сост. С. Б. Веселовский; Отв. ред. Б.Д. Греков. М.,1952. Т.I. № 15-17. С. 33-35, № 81. С. 69, № 255-256. С. 184-186, № 425-426. С. 314-315.
    49. Цит. по кн.: Клосс Б.М. Указ. Соч. С. 304. Л.300. В тексте жития Сергия Радонежского, который составил Пахомий Логофет, этот фрагмент текста отсутствует (Там же. С. 347. Л.214 об., 382. Л.78).
    50. РИИР. Вып.2 / Сост. М.Е. Бычкова. М.,1977. С. 65. Л.620 об.
    51. Клосс Б.М. Указ. Соч. С. 304. Л.299-299 об.
    52. Кучкин В.А. Сергий Радонежский. С. 76.
    53. Конев С. В. Указ. Соч. Ч.II. С. 106. Л.69.
    54. ПСРЛ. Т.XV. Вып.1. Стб.58-59. Л.280.
    55. Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М.,1969. С. 60-62 и др.
    56. Кузьмин А.В. Московский посол и наместник в Новгороде в середине XIV века (историко-генеалогические заметки) // Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Материалы научной конференции / Сост. В.Ф. Андреев. Новгород,1998. С. 55-56.
    57. ПСРЛ. Т.XV. Вып.1. Стб.39-40. Л.267.
    58. Там же. Т.I. Вып.3. Стб.528. Л.250 об.
    59. Там же. Т.XV. Вып.1. Стб.65-66. Л.284-285.
    60. Житие Кирилла Белозерского // Библиотека литературы древней Руси. Т.VII: Вторая половина XV века / Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. СПб.,1999. С. 140.
    61. Копанев А.И. История землевладения Белозерского края XV-XVI вв. М.; Л.,1951. С. 176-177.
    62. ПСРЛ. Т.IV. Ч.I. Вып.2. Л.,1925. С. 379. Л.250 об.-251.
    63. Житие Кирилла Белозерского. С. 178.
    64. Там же. С. 154, 156, 158.
    65. Копанев А.И. Указ. Соч. С. 24-36; Веселовский С. Б. Указ. Соч. С. 374-396.
    66. Бычкова М.Е. Родословные книги XVI-XVII вв. как исторический источник. М.,1975. С. 19-31.
    67. РГАДА. Ф.181. № 173/278. Л.359. Подробнее см.: Приложение № 2 (а-в).
    68. Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. М.,1984. С. 288. Прим.139.
    69. ПСРЛ. Т.III. С. 349-350. Л.206-206 об.; См. также: Там же. Т.VI. Вып.1. Стб.410. Л.352.
    70. Там же. Т.XV. Вып.1. Стб.54. Л.277; Т.X. М.,2000. С. 215.
    71. Кузьмин А.В. Генеалогия ростовских князей XIII – середины XIV века // История и культура Ростовской земли. 1999 / Гл. ред. А.Г. Мельник. Ростов,2000. С. 115-116.
    72. Имя Феодора отсутствует в перечне белозерских княгинь, находящегося в синодике Череповецкого музея. Первой здесь была упомянута Анна, затем Феодосия и Мария Голендука (Копанев А.И. Указ. Соч. С. 35. Прим.2). Очевидно, что если Феодосия – дочь Ивана Калиты и жена Федора Романовича, то стоящая перед ней Анна, скорее всего, ее теща – жена Романчука Михайловича или его брата – Федора.
    73. Среди смоленских князей середины – начала второй половины XIII в. известны «Князь Святослав» и «Князь Святослав другий во крещении Стефан» (Родословная книга по трем спискам // Временник имп. МОИДР. 1851. Кн.X: Материалы. С. 37). Последний из них вполне мог быть отцом князя Юрия, дедом Александра Монастыря.
    74. ДРВ. 2-е изд. М.,1788. Ч.VI. С. 449.
    75. Синодик Спасо-Преображенского монастыря г. Рязани // Вышенский паломник. 1998. № 1 (6). С. 87. Л.99 («Род Никиты Васильевича Оладьина: князя Юрья (курсив мой – А.К.), Александра, Дмитрея убиеннаго, Ивана, Василия, Данила, Льва, Феодора, Григория, Ивана, Федора, Василья» и т.д.).
    1. Буква «Г» в этом слове выделена киноварью.
    2. Так в ркп., должно быть: «за Чепочкою».
    3. Так в ркп., должно быть: «Судок».
    1. Буква «Р» в этом слове выделена киноварью.
    2. Так в ркп., должно быть: «А у Давыда».
    3. Так в ркп., должно быть: «Буруха».




Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!