Церковь во имя Святителя Леонтия Ростовского Чудотворца являлась центром одного из старейших городских приходов, располагалась за р. Волгой и объединяла большую часть жителей левобережной стороны г. Углича и нескольких пригородных деревень (Мельничная, Сверчково, Подлужицы).
Наряду с социально-общественной функцией приходского центра Леонтьевский храм выполнял важную градостроительную функцию, будучи одним из главных объектов городской застройки заволжской части г. Углича и формируя архитектурный облик малой стороны города, особенно ее набережной вместе с прилегающими кварталами.
Поэтому история строительства этой церкви представляется небезынтересной. К тому же, исключая церкви в память Царевича Димитрия, Леонтьевский храм был единственным в городе, главный престол которого освящался в честь Ростово-Ярославского святого из сонма общерусских святых.
Святитель Леонтий епископ Ростовский и Суздальский (1054-1073) почитался как один из самых великих святителей земли Русской, его деяния приравнивались к равноапостольским как просветителя Ростовского края, как «всея страны Ростовския звезда пресветлая, осияющая чудесы вся верныя», «немощных врач», «болящих целитель», «маломощных помощник», «скорбящих же радостное утешение, молебник теплый и напястех страждущих». Его имя – наряду с великими вселенскими святителями, вслед за именами святителей Московских и св. Никиты Новгородского. Местное празднование св. Леонтию было установлено Ростовским епископом Иоанном II (1190-1213) с написанием службы1.
Почитание св. Леонтия существовало в разных формах, среди которых и освящение храмовых престолов, придельных или главных, как в г. Угличе.
Время строительства первого Леонтьевского храма в Угличе за р. Волгой неизвестно. Начало же строительства каменной церкви Святителя Леонтия Ростовского Чудотворца относится ко 2-й трети XVIII в., когда в ветхое состояние приходит средневековый деревянный храмовый комплекс, состоявший из отдельно расположенной колокольни и двух церквей – холодной и зимней в честь Святителя Леонтия и великомученика Никиты.
Перестройка ветхих зданий началась со строительства новой каменной колокольни, разрешение на которое последовало Указом из Духовного правления за № 725 от 25 мая 1743 г.2, а разрешение на храмовое строительство последовало лишь через 20 лет – Указом Духовного правления от 29 ноября 1763 г. за № 27353. Указ гласил о позволении возведения вместо обветшалых двух деревянных зданий нового 2-этажного каменного храма. Указом Духовного правления за № 528 от 5 марта 1764 г. определялось холодную деревянную церковь продать на слом, а теплую использовать на обжиг кирпича для новостроящейся каменной церкви4.
На этот период Углич имел дорегулярную планировку и средневековая застройка левобережной части города обуславливала каменной Леонтьевской церкви градостроительную доминанту, сохранявшуюся затем и при регулярном плане, конфирмованном Екатериной II 13 августа 1784 г.
В епархиальных справочниках при характеристике угличской Леонтьевской церкви годом ее строительства указывается «1778-й»5. Но следует предполагать, что это дата освящения одного из престолов новой церкви, поскольку многие внешние и внутренние строительные и перестроечные работы продолжались не одно десятилетие, что зависело от доходов прихода, потому как церковь строилась тщанием прихожан.
В 1780-е гг. проводятся активные работы по внутренней отделке и интерьеру нижнего этажа церкви, т.е. теплого храма великомученика Никиты: навешиваются и окрашиваются внутренние двери, делается кладка печей, мастерятся летние и зимние оконницы и стелятся полы, белятся стены (причем известью местного производства). Переклеивается и наново окрашивается иконостас (мастер – Алексей Переславцев). Поновляются старые образа, часть из них покрывается серебряными позолоченными ризами местного производства угличского чеканщика Василия Васильевича Хорхорина. В том числе поновляется храмовый образ Великомученика Никиты. Пишутся новые полотняные хоругви, шьются новые облачения (причем парча и отделочный позумент закупаются в г. Ростове)6.
В 1784 – начале 1785 гг. написан новый образ Леонтия епископа Ростовского Чудотворца, который покрывался ризой, а в начале 1787 г. риза золотится на сумму 72 рубля7.
В 1790-е – начале 1800 гг. проводится огромный объем работ в верхней холодной Леонтьевской церкви и на покрытии храма. Доход прихода увеличивается, поскольку с 6 сентября 1794 г. по указу Духовного правления в приход Леонтьевской церкви из прихода Ильинской церкви переведена угличская писчебумажная фабрика8. А 7 ноября 1798 г. закрепляется право Леонтьевской церкви на доходную недвижимость выдачей из угличского Духовного правления 2-х межевых планов и межевой книги9.
Большие работы в верхней церкви развернулись по оформлению интерьера. В 1791 г. Указом Консистории за № 189 от 22 декабря разрешено строительство нового иконостаса «вместо старого»10. К концу 1794 г. основные работы по его изготовлению завершаются, включая золочение, и в марте 1795 г. главный иконостас установлен. Работы по золочению выполнял мастер Василий Шилов.
Одновременно с иконостасом делается столярной работы сень над престолом, украшается резьбой и золотится, а в клеймах над престольной сенью выполняются иконописные работы11.
Тем же, 1794-м годом, во всей верхней церкви вставлены двойные рамы и отбелены стены.
Отделочные работы главной части верхнего храма продолжаются вплоть до зимы 1796 г. В декабре 1796 г. священником Леонтьевской церкви из Ярославля привезен новый Св. антиминс12.
В течение 1797/98 гг. ведутся работы по внутреннему убранству верхнего храма с приобретением новой богослужебной утвари, а также в трапезе верхнего храма золотится иконостас (мастер – московский купец Дмитрий Евстафьев)13.
С 1799 г. встает вопрос о покрытии храмовых строений, а именно требовалось перекрытие деревянной крыши колокольни и замена временного покрытия самой церкви.
В октябре 1799 г. плотник, крестьянин Захар Федоров из д. Еросимова Мышкинского уезда перекрыл колокольню, получив за работу – 14 рублей14. Материал – тес и дрань – поставил угличский посадский Вас.Бор. Свешников, железную фурнитуру – угличский посадский Матвей Сурин.
Главной задачей следующего, 1800-го г., был сбор средств на покрытие церкви. С начала 1801 г. в огромных количествах начинается закупка разного вида железа – листового, резного, шинного, полуполосового, полосового. При этом поставщиками были ярославский купец Федор Вас. Кузнецов, угличский посадский Алексей Братцов, приказчик угличской писчебумажной фабрики Андрей Тулов, угличские купцы Вас.Вас. (Большой) Мехов, Филипп Стеф. Завьялов и Матвей Серг. Сурин. Общим весом насчитывалось более 500 пудов железа.
Указом Консистории от 17 декабря 1801 г. было разрешено покрытие Леонтьевской церкви железом. Старую крышу позволялось использовать на дрова для церкви15.
Чтобы обеспечить качественные и быстрые кровельные работы, специально была выстроена и оборудована кузница (мастер-плотник крестьянин Михаил Игнатьев из д. Сверчково Мышкинского уезда)16.
Верховые работы по покрытию начались с устройства глав. Еще годом ранее, в октябре 1800 г., ярославец Василий Яковлевич Рыбников по контракту обязался сделать все 5 глав на Леонтьевской церкви. В частности, в документе указывалось, что крыть следовало «черным листовым железом коробками, как сделано на угличской Предтечевской церкви, объем глав таковой же, как у Предтечи» (старые главы были меньшего размера и объема); причем железо вылудить оловом, выкрасить «на обе стороны». Сделать новые кресты и цепи. При этом старые главы снести артелью Рыбникова, а новые «обрешечивать на земле и аккуратно поднять». Все оценивалось в 350 рублей17.
После установки глав осенью 1801 г. крестьянин Петр Иванович Мунаев из д. Уркова Балахнинской округи Нижегородской губернии делает каменные шеи, а летом 1802 г. штукатурит их мастер Семен Матвеев из д. Мосца Ярославского уезда18.
Строительный материал для глав был и местный, и привозной: кирпич – известного угличского мастера Ив.Вас. Коновалова; известь поставили угличане В.И. Карамышев и Н.Я. Ожегов; олово – угличские купцы Дмит.Вас. Бычков и И.С. Свешников, который поставил золото и для крестов. Для крестов же и рукавов продал червонное и двойниковое золото крестьянин д. Житницына Рыбинского уезда Федот Григорьев.
2-й этап верховых работ – покрытие крыши – начался в летний строительный сезон 1804 г. Крестьянин д. Василево Мышкинского уезда Яков Кузьмин обрешечивает и кроет настоящую церковь, а трапезную часть он же покрывает в лето 1805 г., здесь ему помогает крестьянин с. Дубровы Корчевского уезда Тверской губернии Никита Киприянов19.
Малярные работы медянкой и зеленью выполняют угличане Михаил Гаврилович Кошкин и Иван Иванович Буренин.
В этом же, 1805 г., кладется паперть (поставщик кирпича и сам мастер – угличанин Иван Васильевич Коновалов)20.
Следующий, 1806 год, нужно считать годом окончания строительства Леонтьевского храма, когда оформление экстерьера завершается колерным раскрасом церкви (мастер-подрядчик Семен Матвеев из д. Мосца Ярославского уезда)21.
В 1801-1806 гг. одновременно с крупным строительством, ведутся мелкие внутренние работы: починка и поновление образов (мастера – Петр Петрович Буренин и Дмитрий Вас. Пятунин); резьба малых иконостасов и киот (мастера – Семен Иванович Стрелков крестьянин с. Заозерья Угличского уезда, Афанасий Иванов – дворовый генерала Супонева, Гаврила Дмитриев – крестьянин д. Муравьева Мышкинского уезда); переплетаются и украшаются богослужебные книги (мастера – священник угличской Царевской-на-поле церкви Иван Александрович Куницын и профессиональный переплетчик угличский посадский Прокопий Иванович Щипалкин)22.
С 1806 г. Леонтьевская церковь существует без крупных перестроек. Ведутся лишь небольшие внешние и внутренние ремонты, необходимые, в основном, интерьерные работы. К примеру, в 1816 г. калязинский мастер Александр Иванович Шадеев золотит червонным золотом на полимент иконостас и клиросы нижней церкви Великомученика Никиты (эскиз иконостаса был утвержден в консистории под № 5174)23.
Леонтьевская церковь существовала до конца 1930-х гг., когда в связи со строительством угличского гидроузла ее разобрали, а кирпич использовали для бута гидросооружений и строительства гражданских зданий.
Для города Леонтьевская церковь имела немалое значение: как градообразующий объект, как элемент городского ландшафта, как социальная составляющая городского быта.
О значении Леонтьевской церкви для жителей левобережной части Углича можно судить по записи 1925 г. по описанию этого храма (ни в одной церкви города так не были описаны престолы, как в Леонтьевской), а именно:
«Верхний храм освящен во имя Святителя Христова Леонтия Ростовского Чудотворца просветителя края светом истинной веры Христовой, по мнению всех просвещенных людей и истинно ученых, утвердившей и укрепившей Землю Русскую и неоднократно спасавшей ее во время тяжелых бедствий народных.
Нижний храм посвящен св. мученику Никите твердому исповеднику веры и обличителю жестокого гонителя христиан готского вождя Афанариха»24.
Этими словами и резюмируем все вышеизложенное.
- Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей (сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства). Изд. репринтное. Ч. I. М., 1993. С. 200-201; Жития святых. Май-июнь. М., 1994. Кн. 2. С. 256-258.
- УФ ГАЯО (Угличский филиал Государственного архива Ярославской области). Ф. 43. Оп. 1. Д. 225. Л. 1 об.
- Там же. Л. 12 об.
- Там же.
- Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль, 1908. С. 197; Крылов А. Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии. Ярославль, 1861. С. 297.
- УФ ГАЯО. Ф. 43. Оп. 1. Д. 226. Л. 2-4 об.
- Там же. Л. 3 об., 5 об.
- Там же. Д. 225. Л. 19 об.
- Там же. Д. 227. Л. 6 об.
- Там же. Д. 225. Л. 18.
- Там же. Д. 227. Л. 3.
- Там же. Л. 4.
- Там же. Л. 6.
- Там же. Л. 7 об.
- Там же. Д. 225. Л. 21 об.; Д. 227. Л. 19 об.
- Там же. Д. 227. Л. 10.
- УФ ГАЯО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 317. Л. 48 об.-49.
- Там же. Ф. 43. Оп. 1. Д. 227. Л. 11 об.-12.
- Там же. Л. 17, 18 об.
- Там же. Л. 19.
- Там же. Л. 21.
- Там же. Л. 10-21 об.
- УФ ГАЯО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 677. Л. 11; Ф. 18. Оп. 1. Д. 595. Л. 1; Ф. 43. Оп. 1. Д. 225. Л. 22 об.
- УФ ГАЯО. Ф. Р-27. Оп. 1. Д. 194. Л. 80.