Гадалова Г.С. (Тверь) Жития и Службы ростовских святых в хранилищах Твери

Тверскую и Ростовскую землю связывает имя св. благоверной великой княгини инокини Анны Кашинской, в миру – дочери князя Дмитрия Ростовского и жены великого князя Михаила Ярославича Тверского. Возможно, что, приехав в Тверь, Анна привезла с собой и какие-либо письменные свидетельства о святынях и святых своей родины. Однако войны, пожары, систематические изъятия по приказу светских и церковных властей в дореволюционной России, а также плановое изъятие ранних памятников в советское время опустошили тверские книжные хранилища. И, тем не менее, тверская земля хранит и по сей день достаточное количество литературных памятников.

В ходе реализации программы «Тверь рукописная» под научным руководством И.В. Поздеевой в хранилищах Государственного архива Тверской области (ГАТО), Научной библиотеки Тверского государственного университета, Тверской областной картинной галереи и Тверского объединенного музея (ТГОМ) сотрудниками этих хранилищ было выявлено 89 кириллических рукописей 14-16 вв. и 173 рукописи 17 в. Среди них большое количество занимают, прежде всего, рукописи с текстами Священного Писания, святоотеческая и литургическая литература.

Как свидетельствуют литургические источники, память ростовских святых почиталась на тверской земле издавна. Так, в состав самых ранних памятников рубежа 15-16 в. – в Святцы с тропарями и кондаками (ГАТО, ф.1409, оп.1, д. 930) и Устав церковный (там же, д. 1187) – входят памяти на день «обретения телеси» святителя Леонтия, еп. Ростовского (23 мая), и на день преставления епископа Игнатия Ростовского (28 мая). В Уставе 1549 г. (ТГОМ КОФ-1907) под 23 мая отмечена только память на «обретение телеси» еп. Леонтия Ростовского.

К сожалению, годовой комплект служебных миней 16 в. в тверских хранилищах не сохранился полностью, а Минея за май месяц представлена фрагментарно (ГАТО, ф. 1409, оп. 1, д. 69, т. 2). Из ростовских святых в майской Минее второй четверти 16 в. сохранились службы: под 14 мая на преставление святого и праведнаго Исидора уродиваго Христа ради, нарицаемаго Твердислова, Ростовьскаго чюдотворца. Начало (далее слово «начало» опускается): «Свhтло восияла есть, ако с(о)лнце свhтозарнаа памет (так!) твоя…» (л. 13 об.-33 об.), под 15 мая – свт. Исайи, Ростовьскаго: «ако добля во с(вяти)т(е)лехь бл(а)ж(е)ннаго Iсаия съшедшеся похвалимъ дн(е)с…» (л. 40 об.-51 об.). По сравнению с печатными изданиями миней в Службе св. Исидору два канона (гл. 8: «Выспрь житiе стажавъ бл(а)годhянiемъ б(о)ж(е)ственнымъ…» и гл. 2: «Высоко житiе имh въ исхоженiи б(о)ж(е)ствеными…»).

В Трефологионе, написанном в 60-е гг. 16 в. для тверского кафедрального Спасо-Преображенского собора (там же, д. 1319), под 23 мая находится Служба на «обретение честнаго телеси св. Леоньтья епископа, Ростовьскаго чюдотворца, делы равнаго апостолом: «Радоуися, пребл(а)ж(е)нне Леwньтие, с(вя)т(ите)льское ч(е)стное оукрашение…» (л. 129 об.-141). В состав этого сборника вместе со службами другим русским святым (Федора Смоленского и Ярославского и чад его, Михаила Черниговского и болярина его Феодора, Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского, Кирилла Белозерского, Стефана Сурожского, Никиты Столпника, митрополита Ионы, Александра Свирского; на обретение мощей митрополита Алексия, на перенесение мощей свв. Бориса и Глеба и митрополита Петра) входят также службы святым тверского края – благ. кн. Михаилу Ярославичу, еп. Арсению Тверскому и прп. Макарию Колязинскому.

В составе Святцев, написанных в 90-е гг. 16 в. (там же, д. 410), под 29 октября дан тропарь прп. Авраамию Ростовскому («W тебh wтче..») и под 23 мая указана память еп. Леонтия Ростовского. В святцах богослужебного сборника конца 16 в. (там же, д. 940) среди русских святых уже упоминаются памяти многих святых ростовской земли и среди них тропари и кондаки на день памяти прп. Авраамия Ростовского (29 окт.), Исидора Христа ради уродивого, Ростовского чудотворца (14 мая), на день перенесения мощей свт. Исаи, еп. Ростовского (15 мая), на день обретения мощей еп. Леонтия Ростовского (23 мая); на день преставления Игнатия, еп. Ростовского под 28 мая дан тропарь гл. 4 «Бл(а)гопоживъ в мирh..».

Агиографические памятники представлены всего несколькими рукописями, среди них – сборник типа Минейного Торжественника (там же, д. 1623), написанный в первой четверти 16 в., из русских памятников в его состав входят только житие св. кн. Михаила Черниговского и болярина его Феодора (20 сент.), чудо св. Николы, бывши в Киеве, и под 23 мая Житие 2 ред. свт. Леонтия1 под заглавием: «Обретенье ч(е)стнаго телиси с(вя)т(о)го с(вя)тителя Левонтеа, еп(и)с(ко)па Ростовского», начало: «Сеи бh бл(а)ж(е)ныи wт Коньстянтина града родися и воспитанъ, за премногую ег(о) м(и)л(о)сть и поставленъ быс(т)ь еп(и)с(ко)пом Ростову Граду…» (л. 367 об.-369 об.; конец утрачен).

Особый интерес представляет рукопись первой половины 16 в. из коллекции ТГОМ (КЗМ). КОФ-853, в состав которой помимо житий русских святых входят Евангелие Никодима, отдельные слова и поучения отцов Церкви. Из русских памятников в сборнике находятся: под 4 ноября проложная статья освящение св. Софии в Киеве; 20 декабря – преставление Петра митрополита (автор жития ростовский епископ Прохор); под 26 декабря память Стефана Пермского (житие Пахомиевской редакции), дважды под 24 мая разными почерками Житие Никиты Переяславскаго, 11 февраля – Житие прп. Димитрия Вологодского, 20 сентября – страсть свв. вмчч. вел. кн. Михаила Черниговского и боярина его Феодора, 27 ноября – Слово о новгородской иконе Знамения Богородицы в Новгороде, а также 5 житий ростовских святых: л. 1-10 (15 мая) Житие св. Исаи еп., Ростовского чудотворца: «Вhнець qбо мнwг(о)цвhтныи, всякым qкрашенiемъ цвhтовным qкрашенъ…» (текст Жития 2-й ред.2); л. 10-12 об. (28 мая) Слово на преставление св. Игнатия еп., Ростовского чудотворца: «Прославимъ всем(и)л(о)стиваго Б(о)га и прес(вя)тую его М(а)т(е)рь…» (текст Жития)3; л. 12 об.-21 об. (29 окт.) Преставление прп. Авраамия Богоявленского архимандрита, Ростовского чудотворца: «Пр(е)п(о)д(о)бныи о(те)цъ нашь Аврамеи бh родителю бл(а)гоч(е)стивq с(ы)нъ…» (текст Жития 1-й ред.4; повтор текста на л. 213-221 об.); л. 21 об.-34 об. (14 мая) Память св. Исидора уродиваго Христа ради, нарицаемаго Твердислова: «Сеи блаженныи, яко же поведают неции, от западных убо стран…» (Житие 2-й ред.5 с утратами, в начале – стих «Твердисловов правду тезоименно нареч(е)ся», в конце – Похвала святому); л. 102-116 (29 июня) Житие блаженного Петра, братанича царева (зовомого) Беркина, како прииде в страх Божии и умилися душею и пришед из Орды в Ростов и крестися, и како видение виде свв. апп. Петра и Павла на поле идеже ныне церковь стоит свв. апп. Петра и Павла: «С(вя)томq архiеп(и)с(ко)пq Ростовскомq Кирилq ходящу въ татары съ честiю къ царю Беркh за домъ с(вя)тыя Б(огороди)ца…»6.

Наличие в сборнике ТГОМ (КЗМ). КОФ-853 большого количества житий ростовских святых, возможно, объясняется тем, что он был переписан с ростовской рукописи. Более точных сведений нет, т.к. ранняя запись на нижней крышке переплета рукописи ТГОМ стерта, а на л. 243 об.-245 скорописью 17 в. – запись о принадлежности Троице-Колязинскому монастырю, последнему форпосту Тверского княжества на юго-востоке и близкому соседу ярославских земель.

К сожалению, все выявленные рукописные Прологи 16 в. первой половины года и содержат статьи с сентября по февраль месяц, в них нет житий русских святых за исключением св. князя Глеба, св. Михаила Черниговского, св. благ. кн. Федора Смоленского и Ярославского и прп. Варлаама Хутынского. Рукописи 17 в. не расписаны постатейно, и сегодня можно говорить лишь о предварительных шагах исследования по данной теме. Так, например, в Прологе (март-август) из коллекции ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 1246 среди русских статей мы находим под 14 мая память св. блаженнаго и Христа ради уродиваго Сидора Ростовьскаго (л. 275 об.), под 23 мая (л. 302 об.-304 об.) Житие свт. Леонтия под заглавием: Обретение честнаго тела преподобнаго отца нашего Леонътиа, епископа Ростовъскаго: «Сеи бл(а)женныи Леwнтiи Костянтина града роженiе и воспитанiе имh…» (1-я ред.)7; в конце сборника на л. 583-585 под 15 мая приписано Житие еп. Исаи под заглавием: Память иже во святых отца нашего Исаи епископа Ростовскаго, новаго чюдотворца: «Сеи qбо блаженныи Исаiя wт земля рускiа wт области Киевъскiа рож(е)нiе и воспитанiе имh…» (1-я ред.8).

Рукописи 18-19 вв. также не расписаны постатейно, но среди них есть монографические сборники, посвященные ростовским святым. Так, рукопись 90-х гг. 18 в. из коллекции ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 1633 содержит Житие Петра Ордынского. Начало Жития: «Бл(а)женныи Петръ рода бяше цареи wрдинскихъ братанiчь цара(!) Беркая...». Рукопись в 4о на 13 л., написана красивым полууставом на ярославской бумаге с белой датой «1789», обложка рукописи той же бумаги. Чернилами и киноварью на л. 1 об. дано изображение Петра царевича на фоне церкви, а на л. 13 об. – концовка, конец текста колофоном. В XIX в. рукопись принадлежала воронежскому купцу Илье Рындину, о чем свидетельствует запись на обложке и штамп на л. 13 об.

Несомненно, для тверитян представляло интерес Житие прп. Иринарха, сообщавшее о желании отрока постричься в монахи под влиянием жизни и подвигов прп. Макария Колязинского. В коллекции ГАТО (д. 21) сохранился монографический сборник, в состав которого входит Житие прп. Иринарха Ростовского под заглавием: «Месяца иануариа в 30 день. Житие и подвизи преподобнаго отца нашего, и воздержателя, и столпа креста, страдалца, наставника, и учителя, и затворника Борисо-Глебского монастыря, иже есть на Устье, старца праведнаго мужа Иринарха. Списано бысть тояже обители учеником его, старцом Александром, иже бысть с ним 30 лет при животе его. Житие святаго отца нашего Иринарха преподобнаго». Начало жития: «Сеи преподобныи отецъ Илинархъ родися града Ростова в селе Кондакова wт христиан родителя отца благочестива Анкидин и матери Ирины, i наречено бысть имя ему во с(вя)томъ крещении Илия...». Помимо Жития в состав сборника входят 13 посмертных чудес от мощей прп. Иринарха, две молитвы и Слово похвальное.

На ряде листов владельческие записи писца, в том числе оригинально исполненная на л. 3 об.-8 об.: отдельные буквы в тексте написаны киноварью и составляют запись: «Пiсалъ сию тетърать города Твери (на левом поле л. 4 об.) тьверъскои посацкоi челwвека Александръ Никiтiнъ». По л. 1-40: «Писалъ сию тетрадь города Тьвери заволжскаго посаду церкви Благовещения пресв. Богородицы, что в Волыняхъ, диякона Никиты Дмитриева сынъ егw – тверскои посацкои человекъ Алеkандръ Никитинъ. Сие слогом написана 1794-го году м(е)с(я)ца ноемрия 28 числа, писалъ самъ своеручно Алеkандръ Никитинъ». На л. 68 об. латинскими и русскими буквами запись Александра 1799 г. о принадлежности первой части рукописи (л. 1-40) – «Жития прп. Иринарха» ему, а второй части (л. 41-77), написанной в 1798 г. – «Чудеса некая б(о)годухновенная о божественной тайне тела и крови Хр(и)стовы…» – его брату Ивану.

Монографический сборник конца 18 в. в архивной коллекции (там же, д. 887) содержит Житие святителя Димитрия Ростовского, новоявленного чудотворца, начало которого: «Сеи с(вя)т(ите)ль Христов Димитрiи митрополит Ростовскiи, новыи всея Росьсiи чудотворецъ…»9. Кроме Жития в сборник входят статьи: «Копия с репорту о явлении мощеи святителя Димитрия Святеишему Правительствующему Синоду доношение», «О свидетельстве мощей святителя Димитрия Святеишему Правительствующему Синоду доношение», три молитвы свт. Димитрию Ростовскому.

Среди рукописей Тверского музея есть монографический сборник (см.: ТГОМ. КОФ-10616), написанный в 80-е. гг. 18 столетия на ярославской бумаге с белой датой «1781». В состав сборника входят: Житие свт. Димитрия: «Сеи святитель Хр(и)стов Димитрiи, новоявленыи чудотворецъ, аще и недавным временами въ живыхъ wбрhтался…» (л. 1-16 об.); Духовная грамота иже во святых отца нашего Димитрия, митрополита ростовского чудотворца, юже он прежде смерти своея рукою своею написа сице: «Се азъ, смеренныи архiереи Димитрiи митрополитъ Ростовскiи и Ярославскiи, слушая гласъ Г(о)с(по)да моегw во святомъ Евангелiи…» (л. 16 об.-18). На л. 18 об. карандашом почерком 19 в. приведены сведения о св. Димитрии Ростовском: «Сеи Димитрии Ростовский родился 1651, ум. 28 октября 1709. Мощи его открыты въ 1752, а въ 1754 причисленъ къ лику отцевъ (?). Тетр[адь] эта писана в 1757 г. »10.

В составе Сборника ТГОМ. КОФ-4634/3, написанного во второй половине 18 столетия без киновари, сохранилось только Доношение Святеишему Правительствующему Синоду о свидетельстве мощей святителя Димитрия (л. 1-4 об.). Возможно, в сборнике были и другие статьи, посвященные ростовскому митрополиту, поскольку рукопись сохранилась без переплета и не имеет кириллической нумерации.

Среди тверских рукописей сохранилось большое количество списков творений как самого Димитрия Ростовского (в том числе молитва: «Б(о)же преблагiи, благости источниче…», см.: ГАТО, ф. 1409, оп. 1, д. 1047), так и отдельных сборников с литургическими памятниками, ему посвященными. Например, среди рукописных списков служб свт. Димитрию (там же, д. 2, д. 523 и д. 1399) в тверском архиве сохранился список Службы ему с акафистом: «[Е]гда божественное раченiе наиде на тя, святителю Димирiе…» (там же, д. 409, л. 2-16), созданным в феврале 1763 г. кашинским священником Воскресенского собора Димитрием Михайловым. Напомню, что в Воскресенском соборе г. Кашина в тот период покоились мощи св. благоверной великой княгини инокини Анны Кашинской, ныне пребывающие в Вознесенской церкви – Кашинском кафедральном храме.

В указанном списке Службы с акафистом и в Молитве (там же, л. 16-17) упоминаются: государыня императрица Екатерина Алексеевна (1762-1796 гг.), ее сын Павел с супругой – вел. кн. Марией Федоровной, и их дети: Александр с супругой – кн. Елисаветой Алексеевной, Константин, Александра, Елисавета, Мария, Екатерина и Ольга. Даты жизни княжны Ольги (1792-1795 гг.) и бумага с белой датой «1791» позволяют датировать этот список началом 90-х гг. 18 столетия.

В другой рукописи 18 в. ГАТО (ф. 1409, оп. 1, д. 19, л. 136-137) вписано послесловие Акафиста свт. Димитрию Ростовскому («Азъ недостоиныи и гршныи священноинокъ Димитрии за тмочисленные моя беззакония посещением Божиим одержим былъ всетяжчайшею болезнею…»), содержащее рассказ Димитрия Михайлова о своем чудесном исцелении в 1761 г. и о данном обете – прославить святителя-чудотворца.

Разумеется, вышеупомянутые рукописи – это неполный список памятников, посвященных ростовским святым, созданных или бытовавших на тверской земле. Постатейное исследование рукописных сборников 17-19 вв. непременно откроет новые страницы почитания ростовских святых в тверском крае, где не только чтили память святых малой родины св. благоверной великой княгини инокини Анны Кашинской, но и сами, подобно кашинскому священнику Воскресенского собора Димитрию Михайлову, прилагали свою душу и талант для их прославления.

  1. Филипповский Г.Ю. Житие Леонтия Ростовского // Словарь книжников и книжности Древней Руси, Л., 1987. Вып. 1 XI – первая половина XIV в. С. 159-161.
  2. Каган М.Д. Житие Исайи // Словарь книжников и книжности Древней Руси, Л., 1988. Вып. 2. Вторая половина XIV – XVI в. Ч. 1. А-К. С. 278.
  3. См.: Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Стб. 209; Дмитриева Р.П., Семенченко Г.В. Житие Игнатия Ростовского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. С. 150-151.
  4. Начало текста аналогично списку Жития еп. Авраамия в Сборнике перв. четв. 16 в., указанного В.О. Ключевским, см.: ГИМ. Синод. 555. Л. 193; Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 26. Прим. 2 (репринт: 1989); Барсуков... Стб. 2.
  5. Каган М.Д. Житие Исидора Твердислова // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. С. 280-284.
  6. Барсуков... Стб. 454; Дмитриева Р.П. Повесть о Петре, царевиче ордынском // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2. Вторая половина XIV – XVI вв. Ч. 2. Л-Я. С. 256-259. Публикацию текста см.: Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. В 9 кн. М., 1995. Кн. 3. Т. 4. Приложение. С. 432-433.
  7. Филипповский Г.Ю. Житие Леонтия Ростовского. С. 160.
  8. Каган М.Д. Житие Исайи. С. 277; Барсуков... Стб. 229.
  9. Барсуков... Стб. 160-162.
  10. В 1757 г. Указом Св. Синода было повелено ростовскому митрополиту Арсению сочинить Житие и службу мирополиту Димитрию, см.: Барсуков... Стб. 161.




Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!