Каштанов С.М. (Москва) Об игуменах, келарях и казначеях Павло-Обнорского монастыря в XV-XVII вв.

В настоящем сообщении делается попытка установить последовательность смены игуменов и келарей в Павло-Обнорском монастыре в XV-XVII вв. К изучению хронологии игуменств нас подтолкнули занятия актами Павло-Обнорского монастыря, тексты которых содержатся в монастырской копийной книге конца XVII в., хранящейся в музее-заповеднике «Ростовский Кремль»1. Сравнение сведений, почерпнутых из копийной книги, с хронологическим перечнем павло-обнорских настоятелей, имеющемся в классическом справочнике П.М. Строева2, показало, что Строеву были известны далеко не все павло-обнорские игумены. Список их отличается у него значительной неполнотой, а хронология – неточностью. Вместе с тем в этом списке указаны отдельные лица, не фигурирующие в копийной книге.

Самый ранний акт копийной книги датируется 1488/89 г.3 В книге нет документов, отражающих деятельность основателя монастыря – Павла Обнорского – и его преемника Алексея. Сам Павел Обнорский, ученик Сергия Радонежского, формально не был игуменом, хотя у Строева он значится в качестве такового. Согласно Строеву, Павел умер 10 января 1429 г., но еще задолго до смерти, в 1414 г., он поставил игуменом монастыря своего ученика Алексея4. Строеву был известен и следующий игумен – Никон5, получивший от Ивана III жалованную грамоту в 1488/89 г.6 По Строеву, Никон правил в монастыре с 1489 г. до 1 мая 1502 г., когда был хиротонисан в епископа Коломенского7. Далее у Строева идет Илларион. Его имя автор сопровождает многоточием и не указывает никаких дат – ни начала, ни конца игуменства. По актам копийной книги мы знаем только келаря Иллариона, подвизавшегося в монастыре в 40-х годах XVII в. при игумене Памве8.

Можно полагать, что после Никона игуменом Павло-Обнорского монастыря был Алексей. У Строева он отсутствует, а мы предлагаем называеть его Алексеем II для отличения от Алексея I, поставленного на игуменство Павлом Обнорским. В 1506 г. Алексей II получил жалованную двусрочную грамоту от Василия III. Она датирована 5-м февраля9.

Интересно, что в том же феврале другому павло-обнорскому игумену – Евстратию, которого также не знал Строев, – была подтверждена жалованная грамота Ивана III 1488/89 г. Подтверждение, сделанное от имени Василия III, подписал дьяк Болдырь Паюсов10. Все другие его подтверждения (в грамотах другим духовным корпорациям) датируются апрелем 1506 г.11 и апрелем 1507 г.12 По наблюдениям С.Б. Веселовского, Болдырь Паюсов был дьяком в 1503/04-1508 гг.13 Видимо, нет оснований сомневаться в том, что он мог подписать подтверждение в феврале 1506 г., хотя оно и оказывается наиболее ранним из всех подтверждений, подписанных им.

Судя по приведенным данным, и Алексей II, и Евстратий были игуменами Павло-Обнорского монастыря в феврале 1506 г. Но не могли же они находиться в этом сане одновременно! Значит, если в копийной книге верно передан текст грамот 1488/89 и 1506 гг., в феврале 1506 г. произошла смена игуменов в Павло-Обнорском монастыре. Кто же кого сменил? Поскольку жалованная грамота Василия III, выданная Алексею, относится к самому началу февраля, можно думать, что Алексей предшествовал Евстратию. Впрочем, полной уверенности в этом нет.

Куда поместить Иллариона, упоминаемого Строевым: в промежуток между 1502 и 1506 гг. или в период после 1506 г.? Может быть, следует вообще не учитывать эту фигуру? Следующим после Иллариона Строев называет Протасия, относя его игуменство к 1538-1546 гг. Однако перед Протасием игуменом Павло-Обнорского монастыря был Ефросин. Он упоминается в полюбовной разъезжей 1533/34 г.14 и в подтверждении Ивана IV марта 1534 г. на жалованной грамоте Ивана III 1488/89 г.15

Что касается Протасия, то документы копийной книги позволяют увеличить срок его игуменства, указанный Строевым. Наиболее раннее упоминание о нем относится к декабрю 1536 г. (разъезжая с землями Комельской волости)16. В полюбовной межевой 1677 г. имеется ссылка на межевание «7046» (1537/38) г., произведенное игуменом Протасием с кн. А.И. Кемским17. В апреле 1538 г. Протасий получил жалованную грамоту на монастырские вотчины в Костромском и Вологодском уездах, разоренные казанскими татарами18. Затем наступает большой (около 8 лет) перерыв в упоминаниях о Протасии. Снова появляется он в источниках в январе 1546 г.: 5 января ему подтверждают жалованную грамоту 1538 г.19, а 29 января дают, «по... слову» Ивана IV, оброчную грамоту на починки и займища в Комельской волости Вологодского уезда20. 11 февраля 1546 г. Протасий получает жалованную грамоту на деревни и починки в Вологодском, Костромском и Белозерском уездах21. Правда, в данной грамоте С.А. Рожнова Павлову монастырю, выданной не раньше сентября 1546 г. и не позже августа 1547 г., игумен не указан22.

Наиболее поздние упоминания о Протасии относятся к 1550-1551 гг. Ему адресуется данная грамота И.А. Кутузова на с. Охметеково в Романовском уезде в Пошехонье, крайние даты которой – сентябрь 1550 г. – август 1551 г.23 На имя Протасия подтверждается в сентябре 1550 г. жалованная грамота Ивана IV от 11 февраля 1546 г.24 а в мае 1551 г. – жалованная грамота Василия  III от 5 февраля 1506 г.25 Майское подтверждение 1551 г. является последним точно датированным упоминанием о Протасии.

Протасий, возможно, был связан с Глинскими. Начало его игуменства (1536 г.) приходится на время правления Елены Глинской. Жалованная льготная и полетная грамота на разоренные монастырские земли была получена Протасием не раньше 25 апреля 1538 г. (дата грамоты), т.е. уже после смерти Елены Глинской (3 апреля 1538 г.). Однако с ходатайством о выдаче грамоты Протасий обращался к правительству наверняка еще при жизни Елены. Возобновление активной деятельности Протасия наблюдается в 1546 г., когда Глинские начали играть руководящую роль в правительстве.

Следующим после Протасия П.М. Строев называет Антония (с датами – 1568 и 1569 гг.)26. Однако до него игуменом был неизвестный Строеву Елисей. Он упомянут в данной грамоте кн. С.В. Дябринского (инока Герасима) Павлову монастырю на вотчинный лес в районе Нехминского починка в Пошехонье. Грамота датируется 7064 г., т.е. временем с сентября 1555 г. по август 1556 г.27

Антоний стал павловским игуменом намного раньше, чем считал П.М. Строев. Впервые он появляется в двух данных грамотах Павлову монастырю 1559/60 г.: 1) кн. А.И. Дябринского на дер. (пустошь) Лом Савин в Романовском уезде в Пошехонье28 и 2) С.А. Рожнова на дер. Новое Демятино и половину пустоши Малышева в Костромском уезде29. Затем, после некоторого перерыва, Антоний фигурирует в документах 1563-1564 гг. – межевой памяти кн. А.И. Дябринского от 1 мая 1564 г.30 и данной грамоте его жены, кнг. Марьи Ивановны, на деревни Васюково, Кузнецово и др. в Романовском уезде в Пошехонье31.

Упоминаний Антония под 1568-1569 гг., на которые указывает П.М. Строев, мы в актах копийной книги не находим. После Антония у Строева идет Иоанн. Его игуменство автор относит к 1579-1581 гг. Между 1569 и 1579 гг. в перечне Строева – лакуна. Вместе с тем документы копийной книги позволяют установить имена некоторых игуменов, управлявших Павловым монастырем во второй половине 60-х – 70-х годах XVI в.

В послушной грамоте Ивана IV от 26 февраля 1566 г. на село Богданово в Служнем стане Галицкого (до того – Костромского) уезда говорится, что царь «пожаловалъ... темъ селомъ и деревнями, и починком Павлова монастыря игумена Макарья з братьею по даной Семейки Потыкина»32. Данная Семена Потыкина, видимо, не сохранилась (в составе копийной книги ее текста нет), но факт пожалования царем в 1566 г. с. Богданова игумену Макарию сомнений не вызывает.

На посту павловского игумена Макарий продержался недолго. В данной грамоте 1567/68 гг. кнг. Марьи Ивановны Дябринской Павлову монастырю на сц. Крутое с деревнями в Шелешпале (в Белозерском уезде) игуменом назван Паисий33. Во время игуменства Паисия некий Макарий был строителем Покровского монастыря на р. Письме в Костромском уезде. Интересная информация о нем содержится в сотной выписи от 1 февраля 1600 г. на Покровский Писемский монастырь, находившийся в это время в составе вотчин Павлова монастыря34. В сотной упоминается данная грамота «76», т.е. 1567/68 г., «Покровского монастыря с Писмы реки строителя Макарья Писемского» и далее говорится: «а после того тот Макарей в Павлове монастыре был игумен»35.

В отношении Макария, который стал игуменом Павлова монастыря после 1567/68 г., можно высказать два взаимоисключающих предположения: либо это был прежний павловский игумен, перешедший в 1566/67 г. из Павлова монастыря в Покровский монастырь на Письме, либо это был другой человек, получивший после 1567/68 г. пост павловского игумена впервые. Текст сотной 1600 г. склоняет в большей степени ко второму предположению, ибо здесь не говорится, что строитель Макарий Писемский был до выдачи данной грамоты 1567/68 г. игуменом Павлова монастыря, – иначе его наверняка определили бы как «бывшего» павловского игумена. Наоборот, автор известия подчеркивает, что строитель Макарий Писемский стал павловским игуменом «после того». Поэтому мы будем называть Макария, фигурирующего в послушной грамоте февраля 1566 г., Макарием I, а Макария, перешедшего в Павловский монастырь из Покровского монастяря с Письмы, – Макарием II.

Сохранились ли какие-нибудь сведения о функционировании Макария II в качестве павловского игумена? Известна общая жалованная грамота Ивана IV игумену Павлова монастыря Макарию на вотчины в Вологодском, Пошехонском, Ярославском и Костромском уездах, датированная в списке конца XVII в. 27-м сентября «7053» (1544) г.36 Формуляр грамоты содержит выражения и термины, невозможные для 1544 г.: царский титул Ивана IV, упоминание «дворян» среди ездоков.

В нарративно-петиционной части грамоты дается ссылка на «ветхую» грамоту Василия III «7055» (1546/47) г. Тут опять-таки искажена дата. Василий III умер в 1533 г. и не мог выдать грамоту в 1546/47 г. Кроме того, грамоте Василия III приписывается большой вотчинный раздел, где фигурируют монастырские владения в четырех указанных выше уездах. Нам неизвестны грамоты Василия III такого содержания. В копийной книге приведена только одна жалованная грамота Василия III – двусрочная 1506 г., но в ней нет перечня монастырских вотчин37.

Особенно маловероятно, чтобы в какой-либо грамоте Василия III упоминались названные в ее «пересказе» с. Богданово, приобретенное Павловым монастырем в 1566 г.38, и Покровский монастырь на Письме, поступиший в состав павловских владений в 1567/68 г.39 В «пересказе» грамоты Василия III сц. Богданово и сц. Скалино отнесены к Ярославскому уезду40. Ярославский уезд фигурирует и в диспозитивной части изучаемой грамоты Ивана IV41. Однако в XVI в. ни Богданово, ни Скалино не числились в Ярославском уезде.

Сельцо Скалино – это бывшая деревня Скалиново Костромского уезда. Она упоминалась в жалованных грамотах Ивана IV Павлову монастырю 1538 и 1546 гг.42 В жалованной грамоте 1546 г. сказано, что дер. Скалиново находится «в Костромскомъ уезде в Ыледоме в Троицкой трети»43. Позднее в этом районе возник Служень стан. В послушной грамоте 1566 г. с. Богданово характеризуется как расположенное в Служнем стане, который перешел из Костромского уезда «к Галичю»44. Служень стан был включен в состав опричного Галицкого уезда, вероятно, еще в 1565 г., при создании опричнины45. В выписи из галицких писцовых книг 1579 г. с. Богданово и сц. Скалино показаны «в Служне стану» Галицкого уезда46.

В первой половине XVII в. Служень стан являлся частью Ярославского уезда. Согласно писцовым выписям и другим документам 1616-1645 гг., с. Богданово и сц. Скалино находились в Служнем стане Ярославского уезда47. Когда точно Служень стан перешел из Галицкого уезда в Ярославский, нам неизвестно. Ю.В. Готье указывает его в составе Ярославского уезда48. При этом автор основывался, конечно, на материалах XVII в. Во времена Ивана IV, по крайней мере до 1579 г. включительно, Служень стан и находившиеся в нем с. Богданово и сц. Скалино не числились в Ярославском уезде.

Поэтому мы полагаем, что в оригинале грамоты Ивана IV, выданной на имя игумена Макария, Ярославский уезд не должен был фигурировать. Недаром в грамоте упоминаются наместники вологодские, белозерские, пошехонские и волостели костромские, но не названы наместники ярославские49. Указание на Ярославский уезд могло быть внесено в список XVII в. для того, чтобы привести текст жалованной грамоты Ивана IV в соответствие с той административно-территориальной принадлежностью сел Богданова и Скалина, которая существовала в последней четверти XVII в., когда составлялась копийная книга.

Итак, искажение дат и модернизацию текста жалованной грамоты Ивана IV игумену Макарию мы объясняем – с позиций умеренного скептицизма – недосмотром переписчика и произволом редактора копийной книги. С точки зрения крайнего скептицизма можно было бы заподозрить, что мы имеем дело вообще с фальсификатом XVII в. От этого удерживают, во-первых, нежелание терять источник XVI в. (аргумент сугубо эмоциональный), во-вторых, наличие в конце текста трех позднейших подтверждений, достоверность которых нуждается в проверке.

Довольствуясь ограниченной долей скептицизма, мы склонны думать, что дата грамоты в списке XVII в. – 7053 год – явилась результатом неверного прочтения поврежденных или выцветших буквенных цифр. В дате списка ошибочна, скорее всего, буква, обозначающая число десятков: «Н» (50). Вместо нее могут быть подставлены следующие буквенные цифры: кси (60), что дает 1554 г.; «О» (70), что дает 1564 г.; «П» (80), что дает 1574 г. На «Н» больше других похожа буква «П». Она же приводит нас к наиболее правдоподобному результату. Даты 1554 и 1564 не подходят, поскольку в грамоте упомянуты с. Богданово и Покровский монастырь, вошедшие в состав павловской вотчины не ранее 1566-1568 гг. Остается 1574 г. как самая вероятная дата грамоты.

В дате грамоты Василия III – 7055 год – ошибочным выглядит то же самое число десятков – «Н» (50). Более уместны были бы здесь «К» (20), что дает 1516/17 г., или «Л» (30), что дает 1526/27 г. Буква «К» больше, чем «Л», похожа на «Н». Но это еще не позволяет с уверенностью считать, что ссылка в грамоте Ивана Грозного была сделана на какую-то несохранившуюся грамоту Василия III 1516/17 г.

Наш конечный вывод сводится к тому, что жалованная грамота Ивана IV игумену Макарию II могла быть выдана в сентябре 1574 г.50 Макарий II стал игуменом после Паисия, т.е. не раньше 1567/68 г. Его игуменство окончилось не позже 1577/78 г., ибо в это время появляется новый игумен – Давыд. Он выступает в качестве адресата данной грамоты кн. С.Д. Согорского Павлову монастырю на сц. Гульнево и поч. Тюшков в Дябрине (в Пошехонье)51. Грамота была составлена в 7086 г., который охватывает время с 1 сентября 1577 г. по 31 августа 1578 г. В копийной книге имеется интересное указание о подписании «списка» этой грамоты: «А у списка позади пишет: К сему списку бывшей архиепископъ старецъ Давыдъ руку приложилъ»52.

По Строеву, Давид являлся ростовско-ярославско-белозерским архиепископом в 1578-1583 гг., затем он был «лишен сана». Его предшественник Авраамий занимал ростовскую кафедру в 1577 г., а преемник Евфимий – в 1583-1585 гг.53 По-видимому, старец Давыд поставил свою подпись на списке данной грамоты кн. С.Д. Согорского не случайно. Можно думать, что игумен Давыд и старец Давыд, бывший архиепископ, – это одно и то же лицо. Вероятно, Давыд был поставлен в архиепископы ростовские из игуменов Павло-Обнорского монастыря, куда он и вернулся после смещения с поста архиерея. Список с грамоты, выданной ему как игумену в 1577/78 г., Давыд подписал, наверное, в 1583 г. или позже, будучи уже просто старцем Павлова монастыря. В связи с какими обстоятельствами потребовалась его подпись, нам неизвестно.

Согласно Строеву, в 1579-1581 гг. игуменом Павлова монастыря был Иоанн, в 1582-1587 гг. – Мисаил, в 1589-1590 гг. – Исидор, в 1597-1603 гг. – Иоиль54. У нас нет никаких данных, подтверждающих или опровергающих факт игуменства Иоанна и Исидора. Вместе с тем имеются сведения об игуменстве Мисаила в 1584 г. и Иоиля в 1599-1600 гг. Мисаилу 20 октября 1584 г. была подтверждена жалованная грамота Ивана IV 1546 г.55 Та же грамота была подтверждена Иоилю 1 марта 1599 г.56 3 марта 1599 г. он получил жалованную грамоту на исток Вексу на устье р. Вологды57. На его имя были даны также сотная от 1 февраля 1600 г.58 и изустная память (духовная) от 29 мая 1600 г.59

В жалованной грамоте Ивана IV игумену Макарию [1574 г.] приводятся подтверждения Иоилю от 12 июня 1584 г. и Митрофану от 9 августа 1599 г.60 Если верить этим сведениям, получается, что Иоиль был игуменом еще в 1584 г., за четыре месяца до Мисаила, а потом исчез с политической арены на 16 лет, чтобы вернуться к руководству монастырем в марте 1599 г., при Борисе Годунове. Однако в августе 1599 г. он почему-то должен был покинуть пост игумена, уступив его некоему Митрофану, неизвестному, кстати, Строеву. Впрочем, перерыв оказался недолгим, и в феврале 1600 г. Иоиль снова занимает место игумена.

Теоретически такая динамика возможна, но все же зигзаги в карьере игуменов кажутся странными, особенно предполагаемый перерыв в игуменстве Иоиля в 1599-1600 гг. Не говорят ли эти странности о недостоверности текста подтверждений к грамоте Ивана IV игумену Макарию [1574 г.], имеющей и в основном тексте ряд несообразностей и анахронизмов?

По данным П.М. Строева, в 1604-1605 гг. игуменом Павлова монастыря был Феодор, в 1607-1612 гг. – Филарет, в 1614 г. – Памва61. О Феодоре в копийной книге сведений нет. Что касается Филарета, то самое раннее из выявленных нами свидетельств о нем датируется 28-м февраля 1607 г.62, самое позднее – 11-м августа 1616 г.63 Фларет был у кормила власти в Павлове монастыре дважды: сначала в 1607-1609 гг.64, затем в 1615-1616 гг.65 В промежутке между игуменствами Филарета роль игумена некоторое время (по крайней мере, в феврале 1614 г.) исполнял Памва66.

По Строеву получается, что следующий игумен, Алимпий, сменил Памву. На самом же деле он пришел к власти через некоторое время после второго игуменства Филарета (1615-1616 гг.). П.М. Строев датирует игуменство Алимпия 1616-1632 гг.67 Однако приходу Алимпия предшествовал период межигуменства. Если Филарет упомянут в последний раз в выписи из дозорных книг от 11 февраля 1616 г.68, то в данной грамоте от 9 октября 1616 г. игумен вообще не фигурирует69.

Деятельность Алимпия нашла отражение в документах 1617, 1618, 1621, 1622, 1625, 1627 и 1629-1631 гг.70 К лету 1617 г. Алимпий уже наверняка был игуменом. 10 июня 1617 г. он получил царскую жалованную грамоту на всю монастырскую вотчину71. В последний раз мы встречаем его в сотной, датированной 30-м декабря 1631 г.72

После Алимпия игуменом был Памва (вероятно, Памва II). П.М. Строев относит его игуменство к 1633-1649 гг.73 Наши данные позволяют говорить только о 1640-1647 гг. В документах копийной книги Памва II фигурирует в 1640, 1643-1644, 1646 и 1647 гг.74 Впервые он появляется в сотной выписи декабря 1640 г.75 Позднейшее упоминание о нем содержится в отказной памяти от 5 ноября 1647 г.76

Можно полагать, что между правлениями Алимпия и Памвы был довольно длительный период межигуменства. За 1632-1639 гг. сведений о павловских игуменах у нас нет. Межигуменство наступило и после ухода Памвы. Уже в выписи из костромских переписных книг 1650/51 г. игумен не указан77.

Кто стал игуменом Павлова монастыря после Памвы II, неясно. П.М. Строев считал, что в январе 1652 г. игуменом был Варлаам78. Нам известен лишь келарь Варлаам, упомянутый в царской указной грамоте от 10 октября 1633 г.79 Возведение этого Варлаама в сан игумена в 1652 г. возможно, но документами, имеющимися в нашем распоряжении, не подтверждается.

По Строеву, после Варлаама павловским игуменом в сентябре 1652 г. и в 1653 г. был Афанасий80. В копийной книге фигурирует только келарь Афанасий, причем в более позднее время – в октябре 1662 г. и в июле 1665 г., при игумене Иосифе81.

Согласно Строеву, Иосиф Андреяновский являлся следующим после Афанасия игуменом Павлова монастыря: его игуменство началось в 1654 г. и закончилось 5 октября 1679 г. переводом Иосифа в Спасо-Прилуцкий монастырь82. В копийной книге Иосиф упоминается в документах 1656, 1662, 1669, 1673, 1674, 1676 и 1677 гг.83 Самое раннее свидетельство о нем – в купчей (продажной) грамоте стремянного конюха А.М. Лодыгина Павлову монастырю на двор в Москве за Сретенскими воротами (26 марта 1656 г.)84, самое позднее – в полюбовной межевой с Кирилло-Белозерским монастырем на земли сел Инжевара и Кукобоя в Пошехонском уезде (около 15 сентября 1677 г.)85.

Сменивший Иосифа Ефрем был игуменом, по мнению П.М. Строева, в 1679-1683 гг.86 В копийной книге он выступает в качестве действующего лица только в документах 1680-1681 гг.87 Впервые мы встречаем его имя в указной грамоте царя Федора Алексеевича от 22 июля 1680 г.88 Ровно через год, 21 июля 1681 г., Ефрем упоминается в последний раз – в третейской межевой М.П. Беклемишева89.

Самым последним игуменом Павлова монастыря в пределах хронологии копийной книги был Пахомий. Его игуменство П.М. Строев датирует 1684-1686 гг.90 В копийной книге Пахомий фигурирует трижды: в подтвердительной подписи от 28 февраля 1684 г. к жалованной грамоте 1677 г.91, в полюбовной межевой монастыря со стольником Ф.А. Казаковым от 9 июня 1684 г.92 и в записи Ф.А. Казакова от 27 июня 1684 г.93

Закончив рассмотрение состава игуменов Павлова монастыря в XV-XVII вв., дадим их сводный перечень до 1684 г. включительно. В нем мы сопоставляем сведения, почерпнутые из документов копийной книги, с информацией П.М. Строева (см. таблицу 1).

Таблица 1

Перечень игуменов Павло-Обнорского монастыря XV-XVII вв. (до 1684 г. включительно)

№ п/пИмя игуменаДаты игуменства
по данным автора статьипо Строеву
IIIIIIIV
1Павел Обнорский (официально не был игуменом)[до 1414]умер в 1429 янв. 10
2Алексей I1414 - ?1414 - ?
3Никон1488/89 - 1502 мая 11489 - 1502 мая 1
4Алексей II1502 мая 1 - 1506 февр. 5?отс.
5Евстратий1506 февр. - ?отс.
6Илларионотс.без даты
7Ефросин1533 - 1534отс.
8Протасий1536 - 1538, 1546, 1550 - 15511538 - 1546
9Елисей1555/56отс.
10Антоний1559/60, 1563 - 15641568-1569
11Макарий I1566отс.
12Паисий1567/68отс.
13Макарий II[1574]отс.
14Давыд1577/78отс.
15Иоаннотс.1579 - 1581
16Иоиль I (?)1584 июня 12отс.
17Мисаил1584 октября 201582 - 1587
18Исидоротс.1589 - 1590
19Иоиль II1599 марта 1-31597 - 1603
20Митрофан (?)1599 августа 9отс.
21Иоиль II (вторично?)1600 февр. 1, мая 291597 - 1603
22Феодоротс.1604 - 1605
23Филарет1607, 16091607-1612
24Памва I1614 февр. 141614 февр.
25Филарет (вторично)1615 - 16161607 - 1612
26Алимпий1617 - 16311616 - 1632
27Памва II1640 - 1644, 1646 - 16471633 - 1649
28Варлаамотс.1652 янв.
29Афанасийотс.1652 сент., 1653
30Иосиф Андреяновский1656, 1662, 1669, 1673, 1674, 1676, 16771654 - 1679 окт. 5
31Ефрем1680 - 16811679-1683
32Пахомий16841684 - 1686

Теперь необходимо коснуться вопроса о келарях Павло-Обнорского монастыря. Хронологически первый известный нам келарь Павлова монастыря Филипп присутствовал на разъезде земель в 1531/32 г.94 Игумена в монастыре тогда, по-видимому, не было, и Филиппу принадлежала функция руководителя корпорации. Как будто тот же Филипп, но уже не в должности келаря, участвовал в июне 1541 г. в обмене землями между великим князем и Павловым монастырем. Три представителя монастыря, занимавшиеся оформлением этой сделки, упомянуты в меновной грамоте пять раз в одной и той же последовательности, и каждый раз на первом месте указан старец Филипп, на втором – старец Елинарх и только на третьем месте – келарь Кирилл95, хотя по рангу он должен был бы быть на первом месте.

Кирилл стал келарем, вероятно, при игумене Ефросине, в 1533-1534 гг., и оставался на этом посту в 1541 г. В 1540/41 г. старец Филипп и келарь Кирилл участвовали в разъезде земель с князьями Угольскими96. Первенство Филиппа в 1540/41 г. объясняется, может быть, тем, что в 1539-1545 гг. возник какой-то перерыв в игуменстве Протасия и фактически обязанности игумена исполнял Филипп.

Некоторые сведения имеются у нас о келарях XVII в. Келарь Варлаам Ухтомский, фигурирующий в указной грамоте от 10 октября 1633 г.97, управлял монастырем, вероятно, в промежутке между игуменствами Алимпия и Памвы II. Келарь Илларион действовал наряду с игуменом Памвой II в 1640, 1643/44, 1644 и 1646 гг.98, но в период межигуменства, наступившего после ухода Памвы, Иллирион выступает в качестве главы монастыря. Об этом свидетельствует последний документ, упоминающий Иллариона, – указная грамота царя Алексея Михайловича от 11 апреля 1649 г. В ней предписывалось закрепить спорную землю за Павловым монастырем в лице келаря Иллариона с братьею99.

Келарь Никон действовал совместно с игуменом Иосифом (1656 г.)100. При том же игумене и наряду с ним в управлении монастырем участвовали келарь Афанасий в 1662 и 1665 гг.101, келарь Феодосий в 1669 г.102, келарь Мисаил в 1673 и 1676 гг.103 Келарь Феодосий (тот же?) вновь появляется при игумене Иосифе в 1677 г.104

Келарь Тарасий фигурирует в межевой выписи от 12 июня 1679 г., в которой игумен не назван105. Видимо, в это время Иосиф уже не исполнял обязанности игумена, а нового игумена еще не было (им стал Ефрем в 1680 г.). Келарь Иона упоминается в подтверждении 1684 г. к грамоте 1677 г.106

Таким образом, судя по нашим отрывочным и неполным сведениям, в XVI в. келари чаще всего играли активную роль в периоды отсутствия игумена, в то время как в XVII в. они обычно действовали вкупе с игуменами, хотя иногда, в условиях межигуменства, выступали и в роли главы монастыря.

Совсем мало сведений у нас о казначеях Павлова монастыря. В разъезжей 1533/34 г. упомянут казначей Паисий. Он входил в руководящую элиту монастыря вместе с игуменом Ефросином и келарем Кириллом107. Далеко отстоящий от него по времени казначей Ефрем заключил в августе 1644 г. договор с келарем Лопотова монастыря о поновлении старых межей108. Не исключено, что в этот момент казначей располагал полномочиями игумена. Дело в том, что после марта 1644 г. и до февраля 1646 г. нет сведений о функционировании игумена Памвы II и келаря Иллариона. Правда, существует одна грамота, датированная только годом (7152), без месяца и числа, где оба эти деятеля фигурируют109. Она может быть отнесена к периоду между 1 сентября 1643 г. и 31 августа 1644 г.

В заключение надо подчеркнуть, что обилие лакун в известиях об игуменах, келарях и казначеях Павлова монастыря XV-XVII вв. придает весьма гипотетический характер многим нашим выводам о хронологии смены властей в этом монастыре.

  1. ГМЗРК. № Р-169 (далее – Р-169).
  2. Строев П.[М.] Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви. СПб., 1877. Стб. 746. № 6.
  3. Каштанов С.М. Очерки русской дипломатики. М., 1970. С. 452-453. № 67.
  4. Строев П.[М.] Указ. соч. Стб. 746; ср.: Будовниц И.У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян (по «житиям святых»). М., 1966. С. 141-145.
  5. Строев П.[М.] Указ. соч. Стб. 746.
  6. Каштанов С.М. Очерки... С. 452-453. № 67.
  7. Строев П.[М.] Указ. соч. Стб. 746; ср.: ПСРЛ. СПб., 1901. Т. 12. С. 255 (о поставлении Никона в коломенские епископы).
  8. Об этом см. ниже.
  9. Каштанов С.М. Из истории русского средневекового источника. Акты X-XVI вв. М., 1996. С. 139. № 1.
  10. Каштанов С.М. Очерки... С. 453. № 67.
  11. Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI веков. М., 1951. Ч. 1. С. 76, 105, 124, 269. № 70, 113, 134.
  12. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI в. М., 1958. Т. 2. С. 359, 361, 381, 389. № 364, 366, 381, 396.
  13. Веселовский С.Б. Дьяки и подьячие XV-XVII вв. М., 1975. С. 403.
  14. Каштанов С.М. Из истории... С. 143-145. № 5.
  15. Каштанов С.М. Очерки... С. 453. № 67.
  16. Каштанов С.М. Из истории... С. 146-148. № 7. Протасий был в 1533/34 г. дьяконом Павлова монастыря (Там же. С. 144. № 5).
  17. Р-169. Л. 210. Гл. 47. См. также: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга актов Павло-Обнорского монастыря // ИКРЗ 2001. Ростов, 2002. С. 382, 391 (примеч. 28).
  18. Каштанов С.М. Из истории... С. 148-149. № 8.
  19. Там же. С. 149.
  20. Там же. С. 153-154. № 11.
  21. Там же. С. 154-157. № 12.
  22. Р-169. Л. 280 об.-281. Гл. 72; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 386, 391 (примеч. 37).
  23. Р-169. Л. 228-230. Гл. 51; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 383.
  24. Каштанов С.М. Из истории... С. 156. № 12.
  25. Там же. С. 139. № 1.
  26. Строев П.[М.] Указ. соч. Стб. 746.
  27. Р-169. Л. 230-230 об. Гл. 52; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 383.
  28. Р-169. Л. 234-236. Гл. 56; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 383.
  29. Р-169. Л. 281-282 об. Гл. 73; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 386.
  30. Р-169. Л. 231 об.-233. Гл. 54; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 383.
  31. Р-169. Л. 224-225 об. Гл. 49; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 382.
  32. Каштанов С.М. Из истории... С. 162. № 14.
  33. Р-169. Л. 225 об.-228. Гл. 50; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 382-383.
  34. Р-169. Л. 314-321. Гл. 80; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 387.
  35. Р-169. Л. 314 об.; ср.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 391, примеч. 41.
  36. Каштанов С.М. Из истории... С. 157-162. № 13.
  37. Там же. С. 139. № 1.
  38. Там же. С. 162-163. № 14.
  39. Р-169. Л. 314 об.; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 391, примеч. 41.
  40. Каштанов С.М. Из истории... С. 158. № 13.
  41. Там же. С. 159. № 13.
  42. Там же. С. 148, 155. № 8, 12.
  43. Там же. С. 155. № 12.
  44. Там же. С. 162-163. № 14.
  45. Каштанов С.М. Финансовая политика периода опричнины // Россия на путях централизации. М., 1982. С. 77, примеч. 4.
  46. Каштанов С.М. Из истории... С. 163-165. № 15.
  47. Р-169. Л. 263-277. Гл. 65-68; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 385.
  48. Готье Ю.В. Замосковный край в XVII веке. М., 1937. С. 407. № 12.
  49. Каштанов С.М. Из истории... С. 159. № 13.
  50. Ср.: Там же. С. 161. № 13; Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 376, 390 (примеч. 11-11).
  51. Р-169. Л. 233-234. Гл. 55; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 383.
  52. Р-169. Л. 233 об.-234.
  53. Строев П.[М.] Указ. соч. Стб. 332.
  54. Там же. Стб. 746.
  55. Каштанов С.М. Из истории... С. 156. № 12.
  56. Там же.
  57. Р-169. Л. 46-47. Гл. 9; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 377.
  58. Р-169. Л. 314-321. Гл. 80; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 387.
  59. Р-169. Л. 283-285 об. Гл. 74; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 386.
  60. Каштанов С.М. Из истории... С. 160. № 13.
  61. Строев П.[М.] Указ. соч. Стб. 746.
  62. Каштанов С.М. Из истории... С. 156. № 12 (подтверждение к грамоте 1546 г.); Р-169. Л. 43-46. Гл. 8 (жалованная грамота ц. Василия Ивановича – см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 377).
  63. Р-169. Л. 275 об.-277. Гл. 68 (выпись из дозорных книг на с. Богданово); см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 385.
  64. Жалованная грамота и подтвердительная подпись от 1 февраля 1607 г. (см. выше, примеч. 62); подтвердительная подпись от 10 марта 1609 г. на грамоте Ивана IV иг. Макарию [1574 г.] (Каштанов С.М. Из истории... С. 160. № 13).
  65. Подтвердительная подпись от 1 января 1615 г. на грамоте 1546 г. (Каштанов С.М. Из истории... С. 157. № 12); выпись из дозорных книг от 11 августа 1616 г. (Р-169. Л. 275 об.-277. Гл. 68; ср. выше примеч. 63).
  66. Подтверждение от 14 февраля 1614 г. на жалованной грамоте ц. Василия Шуйского иг. Филарету 1607 г. (Р-169. Л. 43-46. Гл. 8; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 377).
  67. Строев П.[М.] Указ. соч. Стб. 746.
  68. См. выше, примеч. 63.
  69. Р-169. Л. 321-322 об. Гл. 81; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 387.
  70. Р-169. Гл. 2-4, 6, 8, 20, 21, 23, 28, 29, 41, 42, 46, 82; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 376-377, 379-382, 387.
  71. Р-169. Л. 25-25 об. Гл. 4; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 376-377.
  72. Р-169. Л. 157-171. Гл. 42; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 381.
  73. Строев П.[М.] Указ. соч. Стб. 746.
  74. Р-169. Гл. 2, 3, 24, 31, 32, 63, 64; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 376, 379, 380, 384-385.
  75. Р-169. Л. 105 об.-111. Гл. 32; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 380.
  76. Р-169. Л. 261 об.-262 об. Гл. 64; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 385.
  77. Р-169. Л. 323 об.-327. Гл. 83; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 387.
  78. Строев П.[М.] Указ. соч. Стб. 746.
  79. Р-169. Л. 76-78. Гл. 17; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 378.
  80. Строев П.[М.] Указ. соч. Стб. 746.
  81. Р-169. Гл. 22, 59; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 379, 384.
  82. Строев П.[М.] Указ. соч. Стб. 746.
  83. Р-169. Гл. 1, 12, 22, 25, 26, 36, 37, 47, 59, 60; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 376, 378, 379, 381, 382, 384.
  84. Р-169. Л. 91-93. Гл. 26; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 379.
  85. Р-169. Л. 209-217. Гл. 47; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 382, 391 (примеч. 27).
  86. Строев П.[М.] Указ. соч. Стб. 746.
  87. Р-169. № 13, 18, 19, 27; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 378-379.
  88. Р-169. Л. 78-80. Гл. 18; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 378.
  89. Р-169. Л. 64-68. Гл. 13; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 378.
  90. Строев П.[М.] Указ. соч. Стб. 746.
  91. Р-169. Л. 9-17 об. Гл. 1; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 376.
  92. Р-169. Л. 308-312. Гл. 78; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 386-387.
  93. Р-169. Л. 312 об.-314. Гл. 79; см.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга... С. 387.
  94. Каштанов С.М. Из истории... С. 142. № 4.
  95. Там же. С. 151-153. № 10; ср.: Каштанов С.М., Столярова Л.В. Коп




Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!