Колбасова Т.В. (Ростов) Иконография архиепископа Ростовского и Ярославского Арсения (Верещагина)

22 сентября 1783 г. на место переведенного в Киев архиепископа Самуила (Миславского) на древнюю ростовскую кафедру был назначен епископ Тверской и Кашинский Арсений (Верещагин)1. Ему принадлежит особое место в истории ростово-ярославской иерархии. При нем после 793 – летнего пребывания в Ростове по указу императрицы Екатерины II данному св. Синоду в 1788 г. архиерейская кафедра была перенесена в Ярославль. Владыка Арсений принадлежал к числу наиболее просвещенных иерархов своего времени, опытный проповедник, имеющий вес и значение в кругу духовных властей, хорошо известный императрице Екатерине II. Неслучайно, один из первых биографов архиепископа С.А. Венгеров отмечал, что «Арсений не принадлежал к духовным лицам старого закала, усвоил светскую культуру русского общества второй половины XVIII столетия…»2.

Портреты архиепископа Арсения (Верещагина) много раз публиковались уже в конце XIX века. Биографические очерки, посвященные владыке, завершаются ссылкой на известные его изображения3. Цель данного сообщения – выявить сохранившиеся и известные лишь по письменным источникам портреты архиепископа. Это позволит сделать ряд наблюдений дающих представление о характере бытования архиерейского портрета в конце XVIII в. Кроме того, для нас эта тема особенно важна, поскольку большинство сохранившихся портретов связаны с творчеством последних штатных живописцев Ростовского Архиерейского дома. Это поможет дополнить наше представление о художественной культуре Ростова XVIII в.

Самый ранний, известный на сегодняшний день, портрет Арсения (Верещагина) относится к 1783 г. в бытность его епископом Тверским. Эта гравюра, исполненная Галаховым4 (рис. 1), одним из учеников Тверской семинарии. Портрет заключен в овальную раму, которая в XVIII веке кроме чисто декоративной функции, имела информационное и символическое значение, так как в нее включались символические и аллегорические изображения, а также надписи. В ободках овальной рамы на портрете вписаны важнейшие события в жизни преосвященного Арсения: рождение, пострижение в монашество, поставление епископом Архангелогородским и, наконец, Тверским. Вверху изображены атрибуты архиерейского сана. Внизу в медальоне - сплетение инициал епископа Арсения А.В.Е.Т. Ниже – на простом постаменте – цоколе двустишие: «В кратких сих чертах изображен Арсений/ В добрых же душах он будет не в забвении/ 1783 года Марта 2 дня». Святитель изображен в клобуке и мантии с архиерейским посохом и благославляющей десницей. В. Колосов в «Истории Тверской духовной семинарии» говоря об этом портрете, отметил, что, «выражение лица преосвященного Арсения… вполне подтверждает свидетельство современников, говорящих, что преосвященный Арсений был характера доброго, но вспыльчивого»5. Гравированный портрет владыка вклеивал в тома своей грандиозной библиотеки, которая, по словам современников, насчитывала несколько тысяч томов6.

В 1783 г. Арсений был переведен в Ростовскую епархию и здесь 25 марта 1785 г. возведен в сан архиепископа. 20 апреля этого года он пишет в Ростов из Ярославля: «Преподобнейший Отец Економ Игумен Порфирий! Благодарю Вам за Ваше писание, равно и вас поздравляю со всерадостным святой Пасхи праздником. … Если же сами служители пожелают переноситься на Ильинскую, то дозвольте однак лучше подождать действительно переноситься потому, что может быть скоро выйдет повеление жить в губернских Городах Архиереям: В таком случае и они должны оставить Ростов и переселиться сюда, Однако для всякого случая назначьте на Ильинской им места, дабы другим не были заняты, о чем объявите и Господину Городничему и письмо мое ему вручите и чтоб сделал служителям по их бедности снисхождение, попросите. Лужникову велите как можно поскорее окончить портреты и вложив их в дощаной ящик пришлите с ним ко мне, так же и разные краски …для письма портретов, … запечатав в ящик пришлите и велите ему взять с собой все нужные к Ево мастерству инструменты, здесь он может и другим портреты писать для своей пользы…»7.

Николай Семенович Лужников8 (1745 – не ранее 1796) штатный живописец ростовского архиерейского дома с 1763 г. Он обучался иконописному и живописному мастерству при Архиерейском доме у специально приглашенного иеродиакона Троице-Сергеевой Лавры Климента, поляка по национальности, освоившего азы художественного мастерства в Киевозлатоверхом монастыре9. Арсений (Верещагин) высоко оценил талант и мастерство уже зрелого художника. За короткий период с конца 1785 по конец 1780 г. художник написал несколько портретов Арсения (Верещагина).

Портрет архиепископа Арсения (Верещагина)10 (рис. 2) в келейном одеянии написан в октябре 1785 г. На лицевой стороне в картуше из двух ветвей перевязанных лентой монограмма Арсения: А.А.Р. На обороте холста: монограмма Арсения и надпись: «Родился 1736 г Генваря 27 го.», окруженная змеей, кусающей свой хвост. На голове змеи – голубь с ветвью. Ниже в картуше надпись: «съ натуры Писанъ Сей Портретъ въ Простомъ Келейномъ одеянии 1785 года октября дня в Ростове». Этот портрет принадлежит к редкому в русском искусстве типу камерного архиерейского портрета. Сорокадевятилетний иерарх, представлен здесь не в церковном облачении, но «по-домашнему», «в простом келейном одеянии». Произведение отличается тщательным воспроизведением внешнего облика портретируемого, отсутствием идеализации и парадности. Портрет происходит из Кашина, родного города Арсения и, вероятно, первоначально хранился у кого-то из его родственников.

Через два месяца в декабре 1785 г. Лужников написал еще один портрет Арсения, хранящийся в настоящее время в собрании Тверской областной картинной галереи (рис. 3). Надпись на обороте свидетельствует: «Писанъ Сей портретъ 1785 Года Декабря дня в Ростове»11. И, наконец, 1 января 1786 г. Лужников написал портрет Арсения из собрания Ростовского музея (рис. 4)12. Эти портреты, созданные с интервалом в один месяц объединяет нечто общее. Портреты поясные на плоскостном темном фоне. Лицо Арсения с правильным округлым овалом, большими темными глазами под длинными дугообразными бровями, прямым носом, короткой негустой, разделенной на двое и разобранной отдельными прядями бородкой имеет бесстрастное отрешенное выражение, неподвижный проницающий взгляд. Фигура архиепископа поставлена репрезентативно фронтально лицом к лицу со зрителем. Художник раскрывает образ владыки Арсения не через характер и темперамент, но очень опосредованно через предметы, имеющие символическое значение. Поэтому такое большое значение придается облачению архиерея – мантия, панагия, архиерейский жезл спортретированы не менее точно, чем черты лица архиепископа. Большое значение в портрете придается вензелю архиепископа, монограмме, надписям как комментирующим изображение деталям, которые призваны дополнить зрительный образ.

Вероятно, к концу 1780-х гг. относится портрет Арсения (Верещагина) с братией архиерейского дома (местонахождение неизвестно) о чем свидетельствует сравнительно молодой возраст изображенного владыки (рис. 5)13. В описи имущества Ярославского Архиерейского дома 1830 г. среди предметов находящихся в архиерейских комнатах отмечен «портрет на холсте преосвященного Арсения Архиепископа с изображением штата духовных лиц, певчих и прочих без рам»14. Впервые об этом портрете написал в 1881 г. ризничий иеромонах Владимир в книге «Описание Спасо-Преображенского монастыря»: «Из любопытных вещей, сохранившихся в архиерейских покоях, замечателен портрет преосвященного Арсения, первого архиепископа Ярославского. Портрет этот на холсте вышиною два аршина 10 вершков, шириною три аршина 10 вершк., в раме выкрашенной черной краской; с изображением штата духовных лиц, певчих и прочих…»15. В 1886 г. А.А. Титов в «Историческом вестнике» опубликовал портрет и подробно описал его. «Снимок с этой картины, при сем приложенный, – пишет он в заключении, – нам подарен высокопреосвященнейшим Ионофаном, архиепископом Ярославским и Ростовским, который при вступлении своем на Ярославскую кафедру, открыл картину в 1877 году, в архиерейском доме, и намерен дать ей приличное помещение в Ростовском музее Церковных древностей. Это изображение последнего Ростовского владыки будет одним из прекрасных украшений портретной галереи, которую предполагается устроить в Ионинской палате музея»16. К сожалению, этот проект не осуществился. В последствии портрет публиковался еще трижды17. Преосвященный Арсений изображен сидящим за столом с распростертыми к братии руками. Слева напротив владыки сидят эконом игумен Порфирий и казначей иеромонах Игнатий, а позади их другие служители архиерйского дома. На втором плане – хор певчих в европейских костюмах и пудренных париках. Выразительными жестами изображенных передано воодушевление происходящим всех присутствующих. Описывая картину, А.А. Титов отметил: «Интересны как знамение того времени, костюмы певчих и учителей духовной семинарии; эти французские костюмы и пудреные парики, которыми блистает свита Ярославского владыки, служат ясным доказательством того, что и духовная жизнь не была тогда чужда рабского подражания Западу»18. На картине, в клеймах, были надписи с перечислением всех изображенных и стихотворный панегирик. Таким образом, вновь, как и на предыдущих портретах, живописное изображение комментируется пространными текстами и, не смотря на то, что изменились костюм и стиль жизни, в этом полотне сохраняется сложное единство светского изображения и христианской дидактики.

Портреты архиепископа Арсения, датированные концом 1780-х по 1797 г., неизвестны. Однако, в дневнике преосвященного записи о дарении и вкладах своих портретов встречаются все так же часто19. В 1787 г. владыка подарил «Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину портрет в мантии трехчетвертной да Юрьевскому архимандриту Афанасию Волховскому два портрета четвертные Преосв: Афанасия и Арсения…. 22 декабря… отъезжающим в Кашин подарено: Племяннику Петру Михайловичу большой портрет и голову сахару»20. Запись от 2 ноября 1789 свидетельствует: «Кушал у меня Павел Дмитриевич Нальянов. Ему подарил я мой портрет средней величины»21. В июле 1790 г. владыка записал: «К моему портрету сделана надпись:
Зрим пастыря портрет
Но кто он и каков?
С признанием речет
Архангельск, Тверь, Ростов»22.

С 1791 г. на страницах дневника появляется имя еще одного Ростовского художника Николая Михайловича Горячего – штатного живописца Ростовского Архиерейского дома (ум. 1801). 8 мая 1791 г. владыка записал в дневнике: «Живописец Горячей начал писать с натуры мой портрет»23.

В 1797 г. архиепископ Арсений присутствовал при священном короновании императора Павла I. В это же время он был пожалован орденом св. Александра Невского. «Я имел счастье, – пишет он в дневнике 15 апреля, – получить от Императорских рук на меня возложенный орден Александра Невского и звезду…»24.

Это знаменательное событие в жизни владыки стало толчком к началу большой работы по написанию Горячевым новых портретов и переделке старых. 23 мая Арсений отмечает в дневнике: «Горячей Начал писать новый мой портрет»25. И уже через два месяца в июле был составлен реестр, проделанной художником работы26. Вновь были написаны два портрета: «в фиолетовой мантии, в кавалерии со звездою и клеймом (1 арш: с 1/4 тью)» и портрет «в малом облачении в митре, в кавалерии и с клеймом (мерою аршинной)».

Кроме того, художник переправил 14 старых портретов. Все портреты разных размеров, формы (упомянут даже круглый портрет). Характер работы во всех случаях одинаков – «лице переправил, а кавалерию, звезду и клеймо вновь написал». Среди них был и один портрет преосвященного на финифти.

Вновь написанные и поновленные портреты, судя по дневниковым записям, владыка часто дарит во второй половине 1797 г.: «27 июля… в 5 ть часов по полудни отправился и приехал в 9 ть часов в село Анисово, принадлежащее Клеопатре Ивановне и Дочери ее Александре Александровне Г Майковым, коих я благословил образом Толгския Богородицы…. et present – мой портрет мерою в 8 верш: с половиною в мантии в черной местами позолоченной раме за стеклом и с моею печатью – вечером прохаживались в саду освященном фонарями и полною светлою луною – в разных аллеях и галдареях играла вокальная и инструментальная музыка с изрядным вкусом…»27. 30 июля владыка Арсений записал: «Кушал у меня племянник Александр Яковлев: Терликов… Ему подарен мой портрет старой переправленной в мантии…»28. 16 августа: «…при письмах к Угличскому протоиерею Николаю Федоров: послан мой переправленной портрет – в том же конверте письма к угличской игуменье и в Кашин писано, чтоб Камеженков потрудился написать мой портрет»29.

23 августа владыка описывает как он «по чиноположению церковному освящал, прекрасно и великолепно как снаружи, так и наипаче внутри новопостроенный, храм во имя чудотворца Николая (в селе Никольском Даниловского уезда по приглашению Нальяновых). По вечеру … созжен был изрядный фейрверк, прекрасно иллюминирована была вся церковь вокруг плошками и горели две прозрачные картины: 1я в честь Святителя Николая Чудотворца, а 2я изображала вензель Арсения Архиепископа Ростовского с приличными орнаментами и особливо горела кавалерийская звезда»30.

В следующем 1798 г. архиепископ Арсений подарил три портрета, о чем свидетельствуют записи в дневнике. «30 марта. К вице-губернатору Алексею Петров. Голицыну по желанию Ево послал я при письме мой портрет во всем облачении in minori figura писанный живописцем Лужниковым, а потом поправленный Горячим в раме за стеклом similes formae остался у меня – очень морозно, снег, метель, зима!»31. 17 мая: «Литургисал и хиротонисал в праздницк: духовск: церкове мологск: афанасьев: девич: мнря начальница Наталья Васильевна Г. Шванвичева принимала благословение, ей подарил мой портрет из прежних переправленной в облачении полном с печатью, да по 10 и лимонов и апельсинов и хлеб соль»32. 18 декабря: «Кушал у меня Геннадиевск: игумен Иннокентий ево я благославил моим портретом с надписью»33.

Кроме того, во второй половине 1797 г. и в 1798 г. были написаны еще два новых портрета. 2 октября: «Живописец Скрибаков копировал в малом облачении мой портрет окончил работая целый месяц»34. И в 1798 г. 19 июня: «Живописец Николай Михайлов Горячев начал писать с натуры мой портрет – по вечеру был гром»35.

Из всех выше перечисленных портретов, написанных и переправленных во второй половине 1797 г. и в 1798 г. в настоящее время известны три. После 1797 г. создан портрет из собрания Ярославского музея-заповедника (рис. 6)36. Достоверно и скрупулезно передан облик постаревшего владыки. Художник точно списывает черты лица иерарха с глубокими морщинами и слегка обвисшими щеками. В то же время в портрете достигнуто ощущение красоты и величественности. Владыка изображен благославляющим с архиерейским жезлом, на сулоке виднеется верхняя часть вензеля архиепископа (АА). На груди панагия в драгоценной алмазной оправе, увенчанная короной, с изображением благославляющего Спасителя. Поверх мантии – александровская лента – на которой знак ордена св. Александра Невского. Справа на груди – звезда ордена.

В период между второй половиной 1797 и концом 1798 г. создан портрет из собрания Рыбинского музея (рис. 7)37, происходящий из Югской Дорофеевой пустыни. Судя по дневниковым записям в 1797-1798 г. владыка Арсений часто благославлял образом Югской Богоматери, несколько раз к нему в Ярославль приезжал настоятель Югского монастыря Арсений. На обороте холста внизу в картуше из двух ветвей, перевязанных лентой, надпись: «Святейшаго правитель/ ствующаго Синода член Арсениiй архiепископъ Ростовскiй и Ярославскiй и ордена святаго Александра Невскаго кавалеръ Южской Дорофиевой пустыни преподоб/ нъйшему отцу строителю Иеромонаху Арсенiю сей портрет/ въ знакъ моего усердiя дарствую 1798 года ноября 27 дня./ Архiепкпъ Ростовскiй и Ярославскiй Арсений». Владыка изображен благославляющим, в левой руке жезл с сулоком, на котором ясно читается вензель архиепископа38. В левом верхнем углу художник поместил герб, имеющий форму звезды ордена Св. Александра Невского. Вверху изображены атрибуты архиерейского сана, – мирта, крест и архиерейский посох. Внизу на александровской ленте – знак ордена. По сторонам – крест и панагия. Вверху над гербом надпись – 1797 апр. В центре герба изображение голубя на пейзажном фоне с надписью «omniaa pase bona». Возможно, этот тот самый новый портрет, написанный Николаем Горячевым, который упомянут в реестре: в фиолетовой мантии, в кавалерии со звездою и клеймом, поскольку размеры приблизительно совпадают (1 арш: с 1/4 тью, 87,5).

К бесспорным произведениям Н.М. Горячева относится потрет архиепископа Арсения, датируемый 1797 годом из собрания Тверской областной картинной галереи39.

В 1798 г. архиепископ Арсений избран членом св. Синода и вызван на череду священнослужения в С.-Петербург. В 1799 г. владыка подтвердил свое завещание, составленное еще в 1796 г., завершающееся словам: «Прося у всех прощения, любви, поминовения и молитв, а притом всем и всегда желая Божией милости и благославения, сам всеусердный и многогрешный смиренный и смертный архиепископ Арсений своеручно писываю 10 декабря 1799 года января 4 дня»40. 23 декабря 1799 г. он скончался в С.-Петерберге и согласно завещанию был погребен в соборном храме Троицко-Калязинского монастыря Тверской епархии.

На кафедре Ростово-Ярославской архиепископ Арсений (Верещагин) был 16 лет. В этот период было создано более тридцати его портретов. Написаны они были (за редкими исключениями) штатными живописцами архиерейского дома. Во всех сохранившихся изображениях наблюдается стремление к точности в передаче портретных черт. Владыка Арсений, делая записи в дневнике о написании своих портретов, всегда отмечал: «начал писать с натуры». Проблема сходства понималась им как точное списывание черт лица. Большое значение в портрете придается вензелю, клейму, и другим комментирующим изображение деталям. Как архипастырь он изображен с архипастырским жезлом и благославляющей десницей, на груди – панагия. Как монах он облачен в монашеские одежды, имеющие богослужебное значение – архиерейскую мантию и клобук. На портретах точность индивидуальных черт сочетается с бесплотно-идеализированным образом изображенного архиерея.

К концу XIX в. портреты владыки сохранялись в Тверском и Ярославском архиерейских домах41, в Тверской и Ярославской духовных семинариях42, в Югской Дорофеевой общежительной пустыни, в Любимском Спасо-Геннадиевском монастыре, в Мологском Афанасьевском монастыре, в Жёлтикове в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре Тверской епархии. Кроме того, портреты иерарха были в домах Ярославской знати (А.И. Мусина-Пушкина; П.Д. Нальянова. К.И. Майковой, А.П. Голицына), и на родине архиепископа Арсения у его родственников. Все это говорит о достаточно широком распространении духовного портрета в Ярославской епархии в XVIII в. Сохранившиеся портреты свидетельствуют о его выразительности и высоком художественном уровне.

  1. Архиепископ Арсений (Василий Верещагин.1736-1799). Род. в Кашине Тверской губернии в семье приходского священника. Учился в Тверской семинарии и (с 1756) в Славяно-греко-российской академии в Москве. С 1761 – учитель риторики в Тверской Семинарии. 1767 – принял пострижение в Жёлтикове в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре. 1768 – ректор Тверской семинарии и архимандрит Отроча тверского монастыря. В 1771 перемещен в Макарьевский калязинский монастырь с оставлением за ним должностей по Тверской семинарии. С 1773 – епископ Архангельский. Обряд рукоположения в сан епископа совершал над ним в придворной церкви 22-го декабря С.-Петербургский архиепископ Гавриил (Петров). При хиротонии присутствовала императрица Екатерины II. 1775 – переведен в Тверскую епархиею на место знаменитого Платона (Левшина). В 1783 г. был переведен в Ростовскую епархиею и здесь 25 марта 1785 г. возведен в сан архиепископа. В 1788 по указу св. Синода архиерейская кафедра перенесена в Ярославль и владыка Арсений стал именоваться архиепископом Ярославским и Ростовским. 1797 – пожалован орденом св. Александра Невского, с 1798 -– член св. Синода; 1799 – награжден орденом св. Иоанна Иерусалимского. Скончался 23 декабря 1799 в С.-Петербурге, находясь на череде служения, согласно завещанию погребен в соборном храме Макарьевского калязинского монастыря Тверской епархии.
  2. Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). СПб., 1889. Т. I. С. 753-754.
  3. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь что ныне архиерейский дом. Составил ризничий, иеромонах Владимир. Москва, 1881. С. 147-149; Титов А.А. Последний Ростовский Архиепископ Арсений IV Верещагин// Исторический вестник. 1886. Февраль. С. 392-396; Криницкий Н.А. Тверские архипастыри ревнители духовного просвещения в XVIII в. Тверь, 1887. С. 37; История Тверской Духовной семинарии ко дню 150-летняго юбилея семинарии. Составил преподаватель Владимир Колосов. Тверь, 1889. С. 190; Летописец о Ростовских архиереях. С примечаниями члена-корреспондента А.А. Титова. Спб.,1890. С. 56; Сборник писем духовных лиц XVIII в. к преосвященному Арсению, Архиепископу Ярославскому и Ростовскому. Издано Саввою, архиеископом Тверским и Кашинским с приложением портрета архиепископа Арсения. Тверь, 1893. С. II; Головщиков К.Д. Деятели Ярославского края. Вып. 2. Ярославль, 1898. С. 172; Жмакин В. Архиепископ Арсений Верещагин (+ 23 декабря 1779 года) // Церковные ведомости. 1900. № 4. С. 139 – 150; Титов А.А. Рукописи славянские и русские, принадлежащие Действительному Члену Императорского Русского Археологического Общества И.А. Вахромееву. Выпуск шестой. М., 1907. С. III.
  4. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1889. Т. 1. С. 306.
  5. История Тверской Духовной семинарии … С. 191.
  6. Книги с гравированными портретам Арсения (Верещагина) в настоящее время хранятся в ЯИАХМЗ: ОХР 650. Ксенофонт. Конец. XVI в.; в ГМЗРК: И-4769. Иустин. Апологии и другие труды. Кельн. 1686. (Выражаю благодарность зав. отделом редкой книги Ярославского музея Т.И. Гулиной и сотруднице ростовского музея Н.И. Чернецовой за помощь в обнаружении этих книг). В XIX в. книги с гравированными портретами Арсения (Верещагина) хранились в библиотеках Тверской и Ярославской духовных семинарий. В Кашине в церкви Преображения Господня хранилась библия с гравированным портретом Арсения (Верещагина): Виноградов И.А. Археологическая экскурсия в село Кожино и города Кашин, Калязин и Углич. Тверь, 1901. С. 25. «Библия в лист, печатанная в Киево-Печерской лавре в 1771 году. Перед выходным листом находится лист с овальным гравированным портретом Арсения Верещагина, епископа Тверского. На вклеенном вслед за портретом белом листе написано, вероятно, рукою Арсения: «Из игуменов Ростовской епархии Толгскаго монастыря Тверской епархии в Нилову пустынь во Архимандрита мною сего 1789 года Августа 26 дня в кафедральном Ярославском Успенском соборе произведенному преподобнейшему отцу Иоанну при Божием благославении в пользу и спасение со истинным усердием моим дарствую Арсений Архиепископ Ростовский и Ярославский». Библия попала в Ильинскую церковь следующим образом: после смерти архимандрита Иоанна Терликова, умершаго в Московском Донском монастыре, его имущество перешло по наследству родственникам, – Терликовым и Осокиным, Осокины же были прихожанами Ильинской церкви».
  7. РФ ГАЯО. Ф. 341. Оп. 1. Д. 474. Л. 9-10.
  8. О творчестве Н.С. Лужникова: Иванова Е.Ю. Традиции «парсуны» в произведениях Н.С. Лужникова» // ПКНО. 1987. М., 1988, С. 244-256. Виденеева А.Е. О ростовских художниках второй половины XVIII – начала XIX века // Сообщения Ростовского музея. Вып. IX. Ростов, 1998. С.119, 125. Колбасова Т.В. Ростовский художник Н.С. Лужников (225-летию со дня рождения) // Ярославский календарь на 2000 год. Ярославль, 2000. С. 22-23.
  9. Шитова Л.А. О взаимосвязи финифтяного промысла и Троице-Сергиевой лавры и Ростова // ИКРЗ. 1997. Ростов, 1998. С. 104-111. С. 108.
  10. Лужников Н.С. Портрет архиепископа Арсения (Верещагина). Октябрь 1785. Х., м. 49,5х38,5. Пост: 1888. Дар И.А. Шляпкина. (Портрет куплен жертвователем в Кашине, на родине Архиепископа Арсения). ГМЗРК. Ж-120.
  11. Лужников Н.С. Портрет архиепископа Арсения (Верещагина). 1785. Х., м. 102х79. На обороте холста в правом нижнем углу: «Писанъ Сей портретъ 1785 Года Декабря дня в Ростове Живописцемъ: Н: Л: В центре в венке монограмма: АР // родился 1736го // Генваря 27го. На лицевой стороне в левом верхнем углу надпись: преосвящены Архiеписпъ Арсение. Тверская областная картинная галерея (Портрет обнаружен Н.Г. Резановой в 1982 г. Архив музея. Оп. 1. Д. 433). Судя по дневниковым записям в 1786 г. владыка Арсений подарил восемь своих портретов в Тверскую губернию: в Тверь, Осташков, Желтиков монастырь. Местонахождение их неизвестно. В дневнике Преосвященного 5 января 1786 г. отмечено: «Отправились через Тверь в Кашин племянники Илья и Николай Верещагины …с ними писаны письма к преосвященному Иоасафу Тверскому и послан мой портрет большой в мантии. В Желтиковский монастырь портрет на холсте небольшой». ГАЯО. Ф. Коллекция рукописей. Оп. 1. Д. 298 (171) Дневник Архиепископа Арсения Верещагина. 1786-1790 г. Л. 1.
  12. Лужников Н.С. Портрет Архиепископа Арсения (Верещагина). Январь 1786. Х., м. 59,5х47,5. Пост.: 1884 г. из Ярославского Статистического комитета через Е.Д. Якушкина. ГМЗРК. Ж-121.
  13. Е.Ю. Иванова, в статье «Традиции «парсуны» в произведениях Н.С. Лужникова» (ПКНО. 1987. М., 1988. С. 251), датирует портрет периодом между 1795 и 1796, на основании надписей в клеймах, зафиксировавших поступление в хор и увольнение певчего П. Ильинского. Однако, изображенный на портрете «эконом Покровский игумен Порфирий», являлся экономом архиерейского дома и игуменом Угличского Покровского монастыря до 1789 г. В 1789 г. он определен настоятелем Ярославского Толгского монастыря. Умер в 1794 г. (Сведения о игумене Порфирии сообщены А.Е. Виденеевой, за что приношу ей искреннюю благодарность). Эти сведения позволяют предположить, что надписи являются либо более поздними, либо неправильно прочитаны, поскольку к моменту описания картины была в плохой сохранности: «отчасти попорченной и покрытой плохим лаком».
  14. ГАЯО. Ф. 232. Оп. 1. Д. 1936. Опись домовому имуществу Дома Его Высокопреосвященства. Учиненная Ярославским Архиерейским Домовым правлением… по Указу Ярославской духовной консистории от 10 октября 1830 го года за № 5817 Последовавшему по резолюции Его Высокопреосвященства Авраама Архиепископа Ярославского и Ростовского. Л. 9.
  15. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь что ныне архиерейский дом… С. 147-149.
  16. Титов А.А. Последний Ростовский Архиепископ Арсений IV Верещагин… С. 396.
  17. Титов А. Столетие Ярославской архиерейской кафедры и первый Архиепископ Арсений. М., 1887. С. 22. Столетие Архиерейской в г. Ярославле 6 мая 1788-1888 гг. Ярославль, 1888. С. 11. Титов А.А. Описание Ростова Великаго. Москва, 1891. С. 7.
  18. Летописец о Ростовских архиереях…С. 56.
  19. Дневник преосвященного Арсения (Верещагина) хранится в отделе Рукописей Российской Национальной библиотеки (№QIY № 267. Т. 1. (1786-1791). Т. 2. (1797-1799). В 1890 г. с оригинала была снята копия студентом Санктпетербургской Духовной Академии А. Ширяевым, хранящаяся в ГАЯО. Ф. Коллекция рукописей. Оп. 1. Д. 298 (171-175). Дневник Архиепископа Арсения Верещагина.
  20. ГАЯО. Коллекция рукописей. Оп. 1. Д. 298 (171). Дневник Архиепископа Арсения Верещагина. Л. 94. Л. 122.
  21. Там же. Л. 155.
  22. Там же. Л. 180.
  23. ГАЯО. Коллекция рукописей. Оп. 1. Д. 298 (172). Май. Л. 18.
  24. ГАЯО. Коллекция рукописей. Оп. 1. Д. 298 (173). Л. 19.
  25. Там же. Л. 36.
  26. Там же. Л. 40. Реестр какие именно живописец Горячей в бытность свою в Ярославле портреты вновь сделал и какие переправил значит ниже сего. Вновь написаны:
    1й Портрет мерою в длину 1 арш: с 1/4 тью в фиолетовой мантии, в кавалерии со звездою и клеймом
    2й Портрет мерою аршинной в малом облачении в митре, в кавалерии и с клеймом
    Л. 41. Старые переправил:
    1й Портрет большой Архангелогородской в мантии у коего в клейме написал голубка
    2й большой с родословною в мантии у коего лице переправил, а кавалерию и звезду вновь написал
    3й большой же в кругу в мантии, у коего переправил лице, а кавалерию, звезду и клеймо вновь написал
    4й Средней мерою 1 арш: с 1/4 тью в мантии, у коего кавалерию, звезду и клеймо вновь написал
    5й Мерою в 1 арш: и 2 вершка в мантии, у коего лице переправил, а кавалерию, звезду и клеймо вновь написал (сей портрет подарен Алексею Ивановичу Терликову Июля 3 го дня 1797)
    6й Мерою 14 верш: в кругу в полном Арх: облачении, у коего переправил лице, а кавалерию и звезду вновь написал.
    7й Мерою такой же, фигурою такой же и переправлен тоже
    8й Мерою 3/4 арш: круглой, у коего лице переправлено, а кавалерия, звезда и в клейме голубок вновь написаны
    9й мерою аршинной в кругу в мантии, у коего лице не переправлено, да вновь кавалерия и звезда написаны
    10й Мерою 8 верш: с полов: в мантии, у коего лице поправлено да вновь кавалерия и звезда написаны (сей портрет подарил Александре Алексанр. Майковой 27 июня 1797)
    11й Другой мерою такой же и поправлен тоже
    12й Профильный у коего приписаны кавалерия и звезда
    13й Малинький круглой, у коего переправлено лице, да вновь приписана кавалерия, звезда и клеймо
    14й Финифтяной небольшой, на коем приписана кавалерия и звезда и лице поправлено
    15й Вензель Архиерейскими Клейнодами, на нем вновь написаны кавалерия и звезда
    16й Вензель небольшой финифтяной, на нем вновь написана кавалерия и звезда.
    Л. 42. 17й Гербовник аршиной, представляющий оленя и медведя на нем вновь написаны кавалерия и звезда.
    Свер сих имеются портреты:
    1й Тушованной в кругу на бумаге в облачении обложен разноцветною фольгою с прорезью в золоч: рамах
    2й Тушованной же в мантии облож: разн: фольгою за стеклами оба, в красных рамах
    3й Цырованный не большой в кругу во круг с зелеными гирляндами
    4й Вензель сделанный из белого стекляруса
  27. Там же. Л.44.
  28. Там же. Л. 44-45.
  29. Там же. Л. 47.
  30. Там же. Л. 48.
  31. Там же. Л. 17.
  32. Там же. Л. 22.
  33. Там же. Л. 50.
  34. Там же Л. 38.
  35. ГАЯО. Ф. Коллекция рукописей. Оп. 1. ед. хр. 298 (174). 1798. Л. 27.
  36. Неизвестный художник. Портрет архиепископа Арсения Верещагина. Конец XVIII в. Х., м. 69х56. ЯИАХМЗ. Ж-340.
  37. Неизвестный художник. Портрет Арсения (Верещагина), архиепископа Ярославского и Ростовского. 1798. Х., м. 87,5х69,4. РБМ-177. Инв. № Ж-630. С. № 4588-1, Ин. 625. (Выражаю искреннюю благодарность хранителю Рыбинского музея М.Д. Мызниковой за оказанную помощь в работе).
  38. В дневнике от 11 янв. 1797 г. владыка Арсений записал: «…Обновлен на посох сулок в сей день от вице-губернаторши княгини Натальи Ивановны Голицыной присланной шитый золотом по белому атласу и обложен золотою бахрамою, на нем мой вензель низан белыми камышками и с разными орнаментами» (ГАЯО. Ф. Коллекция рукописей. Оп. 1. Д. 298 (173). Л. 1).
  39. Горячев Николай Михайлович. Портрет архиепископа Арсения (Верещагина). 1797. Х., м. 64,5х48.
  40. Жмакин В. Архиепископ Арсений Верещагин … С. 150.
  41. ГАЯО. Ф. 232. Оп. 1. Д. 1936. Опись домовому имуществу Дома Его Высокопреосвященства. 1830. Движимые вещи в Архиерейских комнатах: л.9. 39. Портрет поясной на холсте преосвященного Арсения епископа Ярославского в раме разкрашенной краскою.
  42. Портрет на холсте преосвященного Арсения Архиепископа с изображением штата духовных лиц, певчих и прочих без рам.
    Титов А.А. Рукописи славянские и русские, принадлежащие Действительному Члену Императорского Русского Археологического Общества И.А. Вахромееву. Выпуск шестой. М., 1907. С. VII. Арсений любил снимать с себя портреты в различных видах. Сохранились три картины, где он нарисован, окруженный своими певчими, учениками и свитой. Два таких портрета находятся в тверском загородном архиерейском доме и церковном музее, а третий портрет – картина, самый лучший, - в ярославском архиерейском доме; последний особенно замечателен и он нами напечатан в нашей книге «Кремль Ростова Великого (стр. 57). С VIII. Прилагаемый здесь портрет Арсения находится так же в Тверском загородном архиерейском доме.
    Жмакин В. Архиепископ Арсений Верещагин… С. 139-150. С. 149. Портреты архиепископа Арсения Верещагина в Тверском архиерейском доме.
  43. История Тверской Духовной семинарии ко дню 150-летняго юбилея семинарии. Составил преподаватель Владимир Колосов. Тверь, 1889. С. 190. … Наша семинария сохранила несколько портретов этого преосвященного. Один портрет, писанный масляными красками находится теперь в актовом зале семинарии. Несколько других портретов, литографированных находится в фундаментальной библиотеке семинарии, наклеенными на переплеты книг, поступивших в фундаментальную библиотеку семинарии из библиотеки преосвященного Арсения. Портреты последнего типа представляют собой оттиски с офорта на меди, вырезанного, кажется, одним из учеников семинарии Галаховым. Деятели Ярославского края. Составил К.Д. Головщиков. Вып. 2. Ярославль, 1898. С. 165-172. Арсений (Верещагин) 273. С. 172. Портрет Арсения имеется в актовом зале Ярославской семинарии.




Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!