Коновалов И.В. (Москва) Большой благовестный колокол Валаамского монастыря c. 506.

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь – известнейшая монашеская обитель Русской Православной Церкви. Северным Афоном именовали ее. Обитель основана на острове Валаам – самом большом в соименном архипелаге в северо-западной части Ладожского озера1.

Согласно ранним житийным повестям, иноческая жизнь зародилась здесь в IX–X вв. Долгие столетия на Валаамских скалах существовало монашеское братство. За свою многовековую историю монастырь неоднократно переживал и разорения, и возрождения. Новая история монастыря началась в XVIII столетии, когда эти земли были окончательно утверждены за Российской Империей в результате побед Петра I в Северной войне2.

Наиболее интенсивное строительство в Валаамской обители развернулось в XIX в., тогда, в основном, и сложился нынешний архитектурный облик монастыря. Во второй половине столетия был возведен большой монастырский собор с многоярусной колокольней над его западным входом3. На двух ярусах колокольни располагались колокола, составляющие праздничный многоголосый хор-звон. В нижнем ярусе звон возглавлял тысячепудовый колокол, отлитый в 1873 г. в честь Святого Апостола Андрея Первозванного, пребывание которого на Валаамском архипелаге, согласно монастрыскому преданию, положило начало духовному просвещению этих мест. Предположительно, колокол был отлит на Петербургском заводе мастером Стуколкиным, что подтверждается подобным же изготовлением на заводе на Малой Охте валдайским мастером Иваном Макаровичем Стуколкиным колоколов для четырех колоколен кафедрального Исаакиевского собора северной столицы.

После отливки Валаамский благовестник был очищен от пригара и тщательно расчеканен. Изящество и чистоту внешнего вида колокола отличали все, кто поднимался на колокольню и осматривал его. На главе и полях колокола были отлиты рельефные изображения Святой Троицы, Преображения Господня, Успения Пресвятой Богородицы, святителя Николая, Святого Апостола Андрея Первозванного и преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Выше изображений размещались рельефные изображения Сил Небесных. По валу колокола шла надпись: «Велий Господь и хвален зело во граде Бога нашего на горе Святей Его»4.

По завершении в 1892 г. строительства новой монастырской колокольни, колокол был успешно поднят и утвержден на нижнем ярусе звона. В литературе, посвященной обители, мы находим множество восторженных откликов о звучании большого благовестника, среди прочего отмечалось, что звон Валаамских колоколов слышали окрест за сорок верст.

После октябрьского переворота монастырь оказался на территории Финляндии, монастырская жизнь теплилась в кельях, а большой колокол обители стал самым тяжелым колоколом Финляндии, что в этом вопросе уравняло маленькую страну с огромной тогда Британской империей.

Во время финской кампании, как говорят, в ночь с 4 на 5 февраля 1940 г., Красная армия производила бомбардировку монастыря с воздуха. Тогда, по предположению, был поврежден колокол. Но, судя по характеру разрушения колокола, нам представляется, что колокол разбили артиллеристы, предполагая наличие на ярусах колокольни наблюдательных пунктов и пулеметных гнезд5.

Празднование тысячелетия крещения Руси стало, во многом, временем перемен в обычном течении дел в Советском Союзе. В 1988 г. в нашей стране впервые после длительного перерыва начинается серийная отливка церковных колоколов. Годом позже сохранившиеся и руинированные здания Валаама постепенно обретают свое изначальное наполнение – в них возрождается монашеская жизнь. Знаменательно, что в год 2005, то есть по прошествии пятнадцати лет после возрождения обители был поставлен вопрос о восстановлении большого благовестника величественной монастырской колокольни.

Вся тяжесть по организации работ, от поиска средств и выбора завода-изготовителя до утверждения художественного оформления и прочих тонкостей, легла на плечи сотрудников Фонда Святого Апостола Андрея Первозванного. Решение, казалось бы, простого вопроса, который упирается в два основные критерия – это стоимость проекта и сроки изготовления, выявило непреодолимые разногласия среди нескольких экспертов, привлеченных, как от самой обители, так и от Фонда Андрея Первозванного. Различные современные колокололитейные производства предлагали свои пути для решения основного вопроса о голосе главного колокола обители. С одной стороны, предлагался метод копирования большого колокола подмосковного Николо-Угрешского монастыря, отлитого в Петербурге по чертежам зиловских акустиков. С другой стороны, представители воронежского предприятия «Вера» предложили свои наработки по звучанию колокола. Итог спорам был подведен на московском подворье Валаама, где на рассмотрение экспертов были представлены записи звучания колоколов-соискателей, и ни один из них не сравнился в звуковом плане с большим колоколом Собора Святого Александра Невского в Таллине, который подобен весу большого Валаамского благовестника. Тогда представители Общества Церковных звонарей ознакомили присутствующих со своими достижениями в области методологии организации звучания современных колоколов, которые, в сущности, сводились к точному инструментальному измерению профиля стенок колокола-аналога и повторении его с необходимыми изменениями на современном предприятии. Наш подход был одобрен всеми присутствующими экспертами и представителями обители, включая игумена монастыря, епископа Троицкого Панкратия.

По заданию обители и Фонда, нами был разработан и проект внешнего художественного оформления колокола, точно выдержанный в стиле оформления больших колоколов, относящемся к 80-90-м годам XIX в. Колокол был декорирован в стиле колоколов завода Оловянишниковых в Ярославле. На нем, так же, как и на утраченном Валаамском благовестнике, по главе расположены изображения Сил небесных, выполненных, в отличие от колоколов XIX в., в плоском рельефе, как впрочем, и все остальное убранство колокола. Как известно, большая высота рельефа отрицательно влияет на звучание колоколов, что прекрасно подтверждает великолепное звучание колоколов Ростовской соборной звонницы, почти лишенных рельефных украшений на звучащей поверхности полей и вала колоколов.

В конце июля 2005 г. в Воронеже на колокололитейном предприятии «Вера» завершились работы по отливке Валаамского Благовестника. Его вес, согласно расчетам литейщиков, составил 14 тонн или 854 пуда. Мастера точно рассчитали его профиль. Колокол звучит в заданную ноту «до», имеет широкий диапазон звучания: основной тон – «до», первый обертон отстоит от него на большую терцию, второй – на квинту, унтертон – на октаву вниз.

По монастырской традиции, большому монастырскому колоколу было присвоено имя Андрей Первозванный. 19 августа 2005 г., в день Преображения Господня, в престольный праздник Валаамской обители, его торжественно освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На главной монастырской колокольне новый благовестник был утвержден 2 ноября 2005 г.6

  1. Православныя русския обители. СПб., 1910. С. 102-112.
  2. Подробнее об истории Спасо-Преображенского Валаамского монастыря см.: Слово о Валаамском монастыре. СПб., 1864; Валаамский монастырь и его подвижники. СПб., 1901; Спиридонов А.М., Яровой О.А. Валаам: От апостола Андрея до игумена Иннокентия. М., 1991; Паялин Н.П. Материалы для составления истории Валаамского монастыря. Вып. 1. О розысках древностей честной обители. Выборг, 1916.
  3. Об архитектурных памятниках и святынях монастыря см.: Кондратьев И.Н. Святыни Валаамского монастыря. М., 1896; Валаамский монастырь и его святыни, СПб, 1990.
  4. Лавров О. Андреевский колокол 1873 года // Колокольный мир. Информационный бюллетень Музея колоколов.
  5. Материалы об истории большого колокола Валаамского монастыря сам. на сайте www.bellstream.ru
  6. О новом большом валаамском благовестнике см. следующие материалы: В Воронеже воссоздан главный колокол Валаамского монастыря – www.pravoslavie.ru; На звоннице Спасо-Преображенского собора на Валааме установлен один из самых больших колоколов – www.valaam.ru; Патриарх Алексий II освятил колокол для собора Валаамского монастыря – www.rian.ru; Большой колокол звонницы Валаамского монастыря – www.portal-credo.ru; Колокола Валаамского Спасо-Преображенского монастыря - www.bellstream.ru.




Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!