Синицына Е.В. О времени и обстоятельствах перемещения ростовской владычной библиотеки в Ярославль. с. 69-73.

Библиотека Ярославского архиерейского дома (далее - ЯАД) стала в конце XVIII столетия крупнейшей книгохранительницей в крае: к тому времени она объединила в себе рукописные фонды таких древних местных культурных центров, как Спасский монастырь и Ростовский архиерейский дом (далее - РАД). По указу Екатерины II от 3 июля 1787 г. следовало, "упраздняя Спаса-Ярославский монастырь обратить его для пребывания архиепископа Ростовского и Ярославского"1. Таким образом, архиерейская кафедра была перемещена в Ярославль, а вместе с ней была перевезена и библиотека. Однако переезд книжницы РАД был осуществлен много позже издания указа. Первые документальные свидетельства об объявлении ростовских книг в Ярославле относятся лишь к 1790 г.2, причем в это время была перевезена только основная часть владычной библиотеки, тогда как книги, собранные "из домовых церквей" (541 издание и 3 рукописи) продолжали храниться в Ростовt, "в кладовых палатках под Воскресенской церковью", вплоть до 1811 г., когда по распоряжению архиепископа Антония Знаменского они были препровождены в ЯАД3.

Что касается определения времени переезда основного книжного собрания РАД, то этот вопрос до сих пор оставался нерешенным. Поскольку выделенные на перевоз архиерейского имущества три тысячи "казенных" рублей4 оказались растраченными5, лица, ответственные за обустройство ЯАД, постарались не фиксировать, когда и какие вещи привозились из Ростова. Это обстоятельство ввело в заблуждение некоторых современных исследователей, которые ошибочно посчитали, что в 1786 г. в Ярославль была перевезена владычная библиотека6. Это мнение основано на неверном прочтении записей дневника Арсения Верещагина. Так, архиепископ 6 июня 1786 г. отметил: "Морошкин отправился в Ростов для перевезения библиотеки", а уже 9 июня по данным "Тетради расходов" РАД были "провезены все собственные его преосвященства книги"; следующие два дня, как eказал в дневнике Арсений, "разбираема была библиотека"7. Как видим, речь в этих записях идет о "собственных" личных книгах архиепископа, тем более, что, если бы перевозилась "домовая" библиотека, в этом мероприятии были доны принимать участие эконом и ризничий РАД, а не доверенное лицо Арсения Верещагина. Добавим, что по заведенному порядку архиерейское имущество по прибытии в Ярославль надлежало освидетельствовать тем же эконому и ризничьему "по описным книгам", и, следовательно, вряд ли Арсений мог на следующий день по прибытии библиотеки РАД заняться ее личным рассмотрением и разбором. Таким образом, в июне 1786 г. в ЯАД были доставлены собственные книги архиепископа Арсения, а библиотека ростовских митрополитов поступила в Ярославль только в 1790 г. вместе с большой архиерейской ризницей.

22 января 1790 г. из духовной консистории смотрителю ЯАД игумену Порфирию последовал указ "о перевезении немедленно из Ростова в Ярославль всей архиерейской ризницы... дабы не упустить нынешнего зимняго удобного времени"8. Указ предписывал имущество РАД, "переосвидетельствовав по описям, укласть в сундуки и футляры порядочно, дабы ни малейшаго в дороге повреждения, а особливо дорогим вещам, не последовало". В пути ризницу должен был охранять "канвой надежных и верных людей на лехких подводах". По приезде в Ярославль имущество РАД было помещено в кладовую палату и запечатано. 18 февраля 1790 г. "вещи, принятые из большой архиерейской ризницы" и "книги, перевезенные в ЯАД", были приняты по описи "новоопределенным" ярославским экономом иеромонахом Антонием9. Таким образом, ростовская библиотека, состоящая из более чем 300 рукописей и печатных книг, поступила в ЯАД в начале 1790 г.

В дореволюционной литературе было высказано мнение, которое затем неоднократно повторялось современными исследователями о том, что перенос архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль сопровождался "беспримерным расхищением митрополичьей ризницы"10. Приводились рассказы ростовчанина А.И. Щепикова, опубликованные А.А. Титовым, о том, что "вскоре после перевода митрополии из Ростова в Ярославль свитков и рукописей валялось на башнях и переходах архиерейского дома целые вороха"11. Причины отсутствия древних рукописей в тех хранилищах, куда ростовская библиотека поступила, специалисты находили в рассказах о губительном невнимании ярославских церковных властей к книжному собранию РАД, или, наоборот, в губительном внимании к древностям ростовской кафедры архиепископа Арсения Верещагина, знатока и ценителя "старинной письменности"12. Приведем здесь некоторые наблюдения, касающиеся этого вопроса.

В результате сопоставления данных трех групп описей - РАД, Спасского монастыря и ЯАД - удалось установить, что до настоящего времени в фондах Ярославского музея-заповедника сохранилось только 53 рукописи из бывшей владычной библиотеки. Материалы описей XVII и XVIII вв. позволяют утверждать, что в Ростове имелось 183 рукописные книги. Из них 110 экземпляров, которые хранились в Успенском соборе и представляли древнейшую часть библиотеки РАД, погибли во время пожара 1730 г.13, уцелели только те рукописи, которые находились в верхних кладовых палатах и поступили в РАД при митрополите Димитрии Туптало (1701 - 109 гг.). Таким образом, в Ростове после 1730 г. ядро рукописного собрания архиерейского дома составляли книги, написанные в начале XVIII в., тогда как древнейшая часть коллекции РАД к этому времени прекратила свое существование. Данные следующих по времени описей, XVIII и XIX вв., не подтверждают рассказы о каких-либо массовых утратах или потерях ростовских книг при переезде архиерейской кафедры в Ярославль.

Остановимся подробнее на этом вопросе.

Вновь составленное в начале XVIII в. рукописное собрание РАД ко второй половине этого столетия потеряло уже 16 книг14. Последующие описи, 1765 и 1790 гг., указывают на пропажу между этими годами еще двух кодексов. Это - "Поучения Димитрия митрополита", которыми интересовался, судя по припискам библиотекаря в описи 1765 г., эконом РАД иеромонах Вениамин15. Другая книга - "Диология, сиречь разглаголство"16 - также предмет внимания эконома, в описи 1790 г. обозначена как "значащаяся в убылей книге"17. Еще две рукописи, "Апокалипсис в лицах" и "Утешение духовное о следовании Исусу Христу", были утеряны уже после 1790 г.18 Таким образом, на конец XVIII в., по данным описей, было утеряно всего 20 рукописей.

Следующие описи, 1811 и 1819 гг., связанные с пребыванием ростовских книг уже в собрании ЯАД, указывают на исчезновение только двух рукописей - "Летописца о Троицком монастыре осадного" и "Истории о Флоренском сообщении"19. Еще два кодекса, записанные в описи 1819 г.20, не объявились в описи ЯАД, составленной в 1912 г. После этой последней дореволюционной описи до настоящего времени не сохранились только две ростовские рукописи - это "Учение благочестия с вопросами и ответами" и "Номоканон". Таким образом, со второй половины XVIII в. до начала XX в. было утрачено 26 рукописей из библиотеки РАД21, причем только две из них исчезли в период, с переездом ростовской книжницы.

Итак, сопоставительный анализ описей библиотек РАД и ЯАД не указывает на какую-то массовую пропажу ростовских рукописей именно в момент переноса архиерейской кафедры в Ярославль.

  1. Полное собрание законов Российской империи, 1784 - 1788 гг. Спб., 1830. Т. 22. С. 1073-1074. ЯМЗ-15259, л. 42. Указ Ростовской духовной консистории (далее - РДК) № 28 об упразднении Спасо-Ярославского монастыря, описи его имущества и обращении обители в архиерейский дом, 1788 г.
  2. РФ ГАЯО, ф. 197, оп. 2, № 1338. Опись "вещам, принятым из большой архиерейской ризницы" и "книгам, перевезенным в ЯАД". Документ составлен на основе материалов описи РАД 1777 г. и подписан 18 февраля 1790 г. протоиереем Успенского собора Артемоном, экономом РАД игуменом Порфирием и "новоопределенным" экономом ЯАД иеромонахом Антонием. См. также: ГАЯО, д. 232, он. 1, № 557. Донесения эконома РАД игумена Порфирия архиепископу Арсению Верещагину о составлении новых описей архиерейского имущества, 1790 г. Окончательно "большая ростовская ризница" была "освидетельствована" и принята на хранение казначеем ЯАД лишь в мае следующего 1791 г. См.: ЯМЗ-15259, лл. 113-113 об. Указ духовной консистории № 95 о принятии ризницы бывшего РАД на хранение в ЯАД 1791 г.; ГАЯО, ф. 232. оп. 1, № 562. Дело о передаче протоиереем Иоанном ризницы РАД в ведение казначея ЯАД Серафима 1791 г.
  3. ГАЯО, ф. 232, оп. 1, № 1425. Опись книг, хранящихся в кладовых палатках Ростовской Воскресенской церкви, 1810 г.; ГАЯО, ф. 232, оп. 1, № 2786, лл. 1-8. Опись книг, присланных в ЯАД из Ростовской Воскресенской церкви, 1811 г.
  4. РФ ГАЯО, ф. 197, оп. 2, № 5, л. 199. Журналы заседаний РДК, 1786 г. Протокол заседания от 19 мая 1786 г. о принятии от ярославского губернатора 3 тыс. рублей на переезд РАД.
  5. ГАЯО, ф. 232, оп. 1, № 1131. Дело о учении справки о расходе денежной суммы, определенной на переезд архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль. 27 мая 1803 г.
  6. Филилповский Г. Ю. Дневник Арсения Верещагина // Вестник МГУ. Серия филологии. 1973. № 1. С. 64-70; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси XIII - начала XV вв. М., 1980. С. 22.
  7. ГАЯО, коллекция рукописных книг, № 298 (171), л. 24. Дневник Арсения Верещагина. Копия. Т. 1: январь 1786-1790 гг. Сведения об отправке "на четырех повозках" книг архиепископа из Ростова 8 июня 1786 г. помещены в "Тетради, учиненной для записки расходов денег во время отправления его высокопреосвященства в Ярославль" (РФ ГАЯО, ф. 197, оп. 1, № 523, л. 3 об.).
  8. ЯМЗ-15259, лл. 77-77 об. Сборник указов Ростовской, а затем Ярославской духовно) консистории 1787 - 1796 гг. Указ о перевозе в Ярославль из РАД архиерейской ризницы, 22 января 1790 г.
  9. См. сноску 2 настоящей статьи.
  10. Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич; Памятники художественной старины. М., 1914. С. 42; Тихомиров И. А. "Слово о полку Игореве" в новом освещении // Голос. 1911. 21 декабря (3 января). С. 2; Филипповский Г. 10. Дневник Арсения Верещагина. С. 64; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси XIII - начала XV вв. С. 22; Козлов В. Л. Кружок А. И. Мусина-Пушкина и "Слово о полку Игореве": Новые страницы истории древнерусской поэмы в XVIII в. М., 1988. С. 76-77.
  11. Воспоминания крестьян с. Угодичи Ярославской губ. Ростовского уезда Александра Артынова /Предисловие А. А. Титова. М., 1882. С. 63. Прим.2.
  12. Так, Г. И. Вздорнов считает, что "Арсений вывез из Ростова библиотеку из нескольких тысяч томов". См. сноску 5 настоящей статьи.
  13. ЦГИАЛ, ф. 796, оп. 11, № 282. Доношение в Синод архиепископа Ростовского и Ярославского Георгия о случившемся в РАД пожаре, 14 июля 1730 г. Этот документ был опубликован в сокращенном виде: Описание документов и дел, хранящихся в архиве святейшего правительствующею Синода. Спб., 1901. Т. 10. С. 481-483. 1171-1174; и переиздан в Ярославле с комментариями А. А. Титова. См.: Титов А. А. Великий ростовский пожар 1730 г.: По рапорту ростовского архиепископа Георгия Дашкова, - Ярославль, 1903.
  14. Среди утерянных книг богослужебных только 6, остальные - литературные памятники, полемика и исторические сочинения ХVI-XVII вв. Среди этих книг - "Летописец русский", "Книга о новогородском белом клобуке", Стоглав, литература, связанная со спорами конца XVII в. об униатской церкви, "Изъяснение о начале и причине раскола двух церквей - Восточной и Западной", "Предложение вопросов и ответов" Иоанна Кариофила, русский перевод которого был сделан Н. С. Головиным, а также "Щит православия", сборник, составленный в 1690 г. Афанасием Любимовым в связи со спорами о пресуществлении евхаристии. Из богословской литературы исчезли Поучения Димитрия Ростовского и рукописи, содержащие сочинения Григория Богослова.
  15. РФ ГАЯО, ф. 341, оп. 1, № 5, л. 65 об.
  16. Там же, л. 66.
  17. РФ ГАЯО, ф. 197, оп. 2, № 1338, л. 26.
  18. Там же, лл. 26, 25 об.
  19. Первая рукопись. Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря была подменена печатным экземпляром этого произведения, изданным в 1784 г. "История о Флоренском сообщении", по описи "в полдесть". была заменена списком в 2° с печатного издания 1805 г. "История Флорентийского собора".
  20. В описи 1912 г. не объявились следующие рукописи: "Чин, бываемый на посвящение священному" и Ирмологий на крюковых нотах.
  21. В настоящие подсчеты не включены четыре рукописи исторического содержания, официально переданные в 1792 г. графу А. И. Мусину-Пушкину из книгохранилища бывшего РАД.




Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!