Виденеева А.Е. К истории посвящений храмов Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. с. 74-119.

Русская православная обитель - это своеобразная целостная и, одновременно, сложносоставная структура. Ее смысловым центром является система монастырских храмов, так как основная функция монастыря - богослужение - церковное действо, включающее в себя соборные молитвы и песнопения, храмовые обряды и таинства. В свою очередь, сущность храма олицетворяет храмовый престол - священнейшее место, которое служит зримым воплощением присутствия Божества1. Освящение престола превращает церковное строение в "дом Господень" (Иоанн. 2, 16 - 17). Посвящение престола дает храму имя2.

Изучение посвящений храмовых престолов Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря является целью данной работы3. В эту задачу входит выяснение обстоятельств появления монастырских престолов и причин их посвящения памяти определенных святых или определенным праздникам, а также описание наборов храмовых престолов обители, относящихся к различным историческим периодам.

Несмотря на то, что историография Спасо-Яковлевского монастыря достаточно обширна, вопрос о посвящениях его храмов остался неисследованным. История основания, сооружения, наименования и освящения отдельных монастырских церквей нашла отражение в многочисленных изданиях4, по ни в одном из них монастырские храмы не рассматривались в совокупности. Настоящая работа является первым опытом комплексного изучения посвящений храмовых престолов Спасо-Яковлевской обители.

Основой для исследования послужили описи монастыря вт. пол. XVIII - нач. XX вв., монастырские делопроизводственные документы и переписка ХIХ - нач. XX вв., а также натурные наблюдения.

Совокупность храмовых престолов Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря складывалась постепенно, на протяжении всей истории его существования. В процессе ее формирования мы выделяем три этапа: 1. Конец XIV в. - середина XVIII в. 2. Вторая половина XVIII в. - конец XIX в. 3. Конец XIX в. - начало XX в. Эту периодизацию можно обосновать следующим образом.

Со времени основания Зачатьевского-Яковлевского монастыря до обретения в нем мощей св. Димитрия и канонизации святителя, в этой обители, которая ни древностью, ни богатством, ни славой не выделялась среди многочисленных монастырей города, существовал единственный храм с единственным, устроенным позднее, приделом.

Канонизация и прославление св. Димитрия Ростовского в середине XVIII в. открыли новый период в истории монастыря и обусловили расцвет обители, превратившейся в пантеон нового российского чудотворца. Во второй половине XVIII в., за счет присоединения Спасского монастыря, число престолов Яковлевской обители удваивается. В короткий срок Яковлевский монастырь полностью изменяет свой облик. Создание нового каменного ансамбля завершилось сооружением двух храмов, посвященных Ростовским чудотворцам, чьи мощи хранились в монастыре - святителям Иакову и Димитрию. В обители существовало шесть престолов, что вполне соответствовало новому положению монастыря - с 1765 г. он становится ставропигиальным. В З0-е годы XIX в. монастырь возводится в число первоклассных и синодальным указом переименовывается в Спасо-Яковлевский Димитриев5.

Конец XIX в. также отмечен значительным изменением статуса монастыря - обитель из ведения Синода переводится в епархиальное ведомство и становится резиденцией викариев епархиальных архиереев6. В этот период в монастыре появляется пять новых престолов. Большая часть из них была устроена последним настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря - епископом Иосифом. Три престола, из числа основанных им, посвящались Богоматери, а Воскресенская церковь являла собой "точное подобие" Воскресенского Иерусалимского храма. В 1917 г. в обители насчитывалось десять освященных престолов. К этому времени, среди монастырей Ростова по числу храмов Спасо-Яковлевскому не было равных.

Уяснив зависимость устроения монастырских храмовых престолов от условий существования монастыря и выявив основные этапы процесса формирования совокупности престолов монастырских храмов, попытаемся определить составы наборов освященных престолов, соответствующих каждому из указанных периодов.

Церковное предание относит основание Яковлевского монастыря к концу XIV в. и связывает с именем Ростовского епископа Иакова. Престол первой деревянной церкви, воздвигнутой в обители святителем, посвящался празднику Зачатия св. Анны7. Наименование храма стало официальным именем обители - на раннем этапе ее истории, по свидетельству источников XVII в., монастырь назывался Зачатьевским, или, в память основателя - Зачатьевским-Яковлевским8.

Во второй половине XVII в., после приписки монастыря к Ростовскому Архиерейскому дому, митрополитом Ионой Сысоевичем на месте деревянной церкви Зачатия св. Анны сооружается новая, каменная. 22 августа 1686 г. "каменый о пяти главах" храм был освящен в честь св. Троицы9. Причины перепосвящения церкви остались неизвестными, однако, замечено, что переименование единственного монастырского храма не изменило названия монастыря. Еще в прошлом веке А.А. Титов писал, что "этот монастырь назывался Зачатьевским и как видно из писцовых книг, даже тогда, когда в нем не было Зачатьевского храма"10. Нам также не известны источники, подтверждающие, что монастырь когда-либо назывался Троицким. Следовательно, можно утверждать, что имя первооснованного храма данной обители прочно закрепилось в названии монастыря и, таким образом, сохранилось.

Итак, на протяжении более, чем двух столетий, со времени основания до начала XVIII в., местом богослужения в монастыре являлся единственный храм, престол которого первоначально был освящен в честь Зачатия св. Анны, а со второй половины XVII в. перепосвящен св. Троице. Во всяком случае, о других храмовых престолах, существовавших в монастыре в этот период, источники не сообщают.

В этом храме, согласно монастырскому преданию, под спудом находились мощи основателя монастыря. Ростовского епископа Иакова. Этот же храм в качестве места своего погребения избрал Ростовский митрополит Димитрий, впоследствии один из прославленнейших русских святых. Скончавшийся в 1709 г., владыка, в соответствии с завещанием, был похоронен в юго-восточном углу Троицкой церкви. Через 43 года его мощи были обретены, а в 1757 г. последовала канонизация митрополита Димитрия к общерусскому почитанию11.

Имеются свидетельства, подтверждающие, что богослужение в Зачатьевском (Троицком) храме осуществлялось постоянно, в течение всего года. Например, в донесении архимандрита Иллариона в Синод от 1878 г. сказано: "По заведенному с давнего времени порядку и особенно оказываемому усердию к Святителям Иакову и Димитрию Чудотворцам, каждодневно совершаемую литургию, кроме дней великого поста, в которые не полагается совершение оной, отменить не представляется возможности без ущерба благочестиваго чувства почитателей сего св. храма"12.

Итак, для осознания значимости Зачатьевского храма важны два фактора, а именно: данный храм - первое по времени основания культовое сооружение монастыря, кроме того, он является местом хранения мощей двух почитаемых ростовских святых. Благодаря этому, на протяжении всей истории существования монастыря Зачатьевский храм сохранил за собой значение монастырского собора.

Его храмовый престол оставался единственным вплоть до 1725 г., когда в монастыре устраивается новый придельный храм13. За два года до основания придельной церкви, в 1723 г., к Яковлевской обители были приписаны два упраздненных монастыря - Андреевский на Ростовском посаде и Никольский в Ростовском уезде14. За счет насельников приписных монастырей увеличилась численность братии Яковлевского монастыря, за счет вотчин упраздненных обителей укрепилось его хозяйство. Так, например, число крестьян, находящихся во владении монастыря, увеличилось более, чем в 11 раз и составило 440 человек. Как видим, связь между упрочением материальной базы монастыря и появлением в обители нового престола несомненна.

Выбор места для придельного храма оказался весьма знаменательным. По преданию, бытовавшему в Яковлевском монастыре и зафиксированному в Житии св. Иакова, датированном концом XVII в., и в кратком перечне исторических событий, происшедших в обители (ХIХ в.)15, св. Иаков был похоронен у северной стены Зачатьевского храма: "... погребен в Ростове в сем монастыре Зачатия Пресвятыя Богородицы, в церкви сей за левым крылосом, яже бе тогда деревяная"16.

Таким образом, придельный храм был устроен над предполагаемым местом захоронения основателя монастыря.

Итак, в 1725 г. на месте левой паперти Троицкого (бывшего Зачатьевского) храма устраивается теплый каменный придел, освященный в честь Зачатия св. Анны, названный именем первого храма, воздвигнутого в обители св. Иаковом. Практическая необходимость постройки теплой придельной Церкви заключалась в существенном облегчении проведения церковных служб в зимнее время, т. к. до сих пор в монастыре отапливаемого храма не было.

В 1754 г., через два года после обретения в Яковлевском монастыре мощей Ростовского митрополита Димитрия, в ожидании его канонизации, указом епархиального архиерея Арсения Мациевича престолы храмов обители перепосвящаются: Троицкий собор становится Зачатьевским. Зачатьевский придел - Иаковлевским17. Так, соборному храму возвращается его исторически-первоначальное наименование, а придельный храм, основанный над местом погребения основателя монастыря, освящается в честь местночтимого чудотворца. Очевидно, что переименование храмовых престолов было направлено на упрочение культа св. Иакова. Вероятно, в то время, кода шла подготовка канонизации митрополита Димитрия, глава Ростовской епархии посчитал необходимым утвердить значение основателя обители и, тем самым, повысить статус Яковлевского монастыря. Следует отметить, что до конца XIX в., когда при Архангельской церкви, расположенной около монастыря, появился придел, освященный в честь Ростовских святителей Леонтия, Иакова и Димитрия18, монастырский храмовый престол св. Иакова оставался единственным, посвященным этому святому.

Однако, самый яркий след в истории Яковлевского монастыря было суждено оставить не его основателю, а последнему из ростовских святых - митрополиту Димитрию. Его захоронение в Яковлевском монастыре, обретение мощей и последовавшая за этим канонизация явились главными; вехами в судьбе обители. Тот факт, что св. Димитрий - один из самых почитаемых русских святых и один из наиболее чтимых в ряду Ростовских чудотворцев, стал духовным покровителем, небесным патроном Яковлевского монастыря, определил всю последующую историю этой обители. Со второй половины XVIII в. монастырь, хранящий мощи св. Димитрия, превращается в его мемориал. С этого времени смысл существования монастыря посвящается идее прославления нового российского чудотворца.

Для судьбы Яковлевского монастыря весьма важным оказалось, что прославление св. Димитрия и последовавшее за этим возвышение обители предшествовали монастырской реформе 1764 г. Ко времени секуляризации церковных и монастырских земельных владений, по словам одного из описаний Яковлевского монастыря, "обитель имела уже неоскудный источник к своему существованию - чудотворные мощи св. Димитрия митрополита и особенное народное усердие к сему Святителю"19. Так, в 1763 г., т.е. буквально за год до проведения преобразований по духовному ведомству, Императрица Екатерина и представители высшей церковной иерархии участвовали в торжествах, происходивших в Яковлевском монастыре по случаю переложения мощей св. Димитрия в новую серебряную раку20. В свете этих событий уже не кажется удивительным, что в ходе монастырской реформы 1764 г., Яковлевский монастырь не только сохранил свое существование, но и упрочил его. 9 марта 1765 г. императорским указом он, кстати, одновременно с Соловецким, учреждается ставропигиальным, а через две недели возводится во второй класс, с ежегодной выплатой от казны 1311 р. 90 к. Настоятелем в обитель назначается архимандрит Новгородского Свято-Духова монастыря Павел. С этого времени, вплоть до конца XIX в., все последующие настоятели также имели сан архимандрита21.

В марте 1765г. к Яковлевскому монастырю был приписан, располагавшийся по соседству Спасский монастырь22, в результате чего в систему храмовых престолов Яковлевской обители вошли престолы двух храмов - Спасо-Преображенского собора и церкви Великомученика Георгия. Относительно церквей приписного монастыря известно, что до конца XVII в. они обе были деревянными23. На рубеже 80 - 90-х годов Спасо-Преображенский собор отстраивается в камне, в 90-е годы перестраивается церковь св. Георгия24. Величественное здание Спасского храма сохранилось до сих пор. Одноглавая Георгиевская церковь "за ненадобностью" была разобрана вскоре, после присоединения Спасского монастыря к Яковлевскому25. Оставшийся после разрушения храма в 1776 г. кирпич, использовался при строительстве южной стены Яковлевского монастыря26. Итак, на протяжении 1765 - 1776 годов, со времени присоединения Спасского монастыря к Яковлевскому до разборки Георгиевского храма в Яковлевской обители насчитывалось четыре освященных престола. После ликвидации церкви св. Георгия систему храмовых престолов Яковлевского монастыря составляли престолы двух соборных церквей, объединенных монастырей и одного придельного храма, посвященные двум евангельским праздникам - Зачатию св. Анны и Преображению Христа, а также - памяти основателя обители.

Как уже упоминалось, канонизация св. Димитрия не только принесла Яковлевскому монастырю огромную славу, но явилась для него источником материального благосостояния. Благодаря щедрым вкладам почитателей чудотворца монастырь во второй половине ХVIII - нач. XIX вв. развернул широкое строительство. В короткий срок весь ансамбль, за исключением храмов, перестраивается - сооружаются новые жилые и хозяйственные постройки, возводится ограда с башнями27.

Естественно, что сразу после канонизации св. Димитрия встает вопрос об основании в монастыре посвященного ему храма. Еще в конце 70-х годов, когда только начиналось строительство нового монастырского ансамбля, при возведении южной стены ограды, настоятель Амфилохий направил в Синод просьбу о разрешении сооружения храма в честь св. Димитрия Ростовского над южными, обращенными к озеру, вратами. Однако, Синод, указом от 1777 г. строительство надвратного Димитриевского храма запретил. Синодальное дозволение устроения в Яковлевском монастыре каменной церкви св. Димитрия Ростовского последовало лишь в 1794 г.28

Строительство этого храма начинается уже в следующем, 1795 г. Он сооружался на средства графа Николая Петровича Шереметева, пожертвовавшего обители 90 тысяч рублей, из которых 55 тысяч были затрачены на возведение храма и 10 тысяч на его украшение. Память жертвователя чтили в обители. Ежедневно в Димитриевском храме для поминовения рода Шереметевых совершалась ранняя литургия29. Явившийся одним из лучших образцов русского провинциального классицизма, храм св. Димитрия Ростовского в Яковлевском монастыре был создан как памятник новому российскому чудотворцу. Программа его декорации соответствует идее прославления Ростовского святителя30.

28 октября 1801 г. новый монастырский храм был освящен31. Знаменательно, что торжество освящения храма было приурочено к дню памяти св. Димитрия - 28 октября церковь отмечает преставление святителя.

В 1803 г. число престолов в Димитриевском храме утроилось - были основаны две придельные церкви, устроенные в трапезной32.

Правый придел посвящался св. Николаю - небесному патрону Николая Петровича Шереметева. Таким образом, выбор имени святого для одного из приделов определялся в соответствии с именем человека, финансировавшею строительство Димитриевского храма. Помимо этого следует учесть, что существует определенная связь между св. Николаем и св. Димитрием - они оба являются святителями, т.е. канонизированными представителями церковной иерархии. Известны их парные изображения, например, на одной из финифтяных миниатюр XIX в. собрания Ростовского музея.

Левый придел был освящен в честь св. Димитрия Солунского - христианского великомученика, тезоименитого Ростовскому святителю. Таким образом, освящение обоих приделов Димитриевского храма можно рассматривать, как своеобразную "детализацию" культа св. Димитрия Ростовского.

В 1824 г. при архиепископе Иннокентии, придел св. Иакова у Зачатьевского храма был разобран; в том же году на том же месте начинается сооружение теплого Иаковлевского храма. Самая щедрая благотворительница Яковлевского монастыря, графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская пожертвовала на его строительство 7500 руб. Для поминовения рода Орловых-Чесменских ежедневно в Иаковлевском храме служилась ранняя литургия. Храм св. Иакова создавался попечением настоятеля монастыря архимандрита Иннокентия и наместника Флавиана. В память об этих устроителях в трапезе церкви были установлены их келейные иконы: слева - образ Тихвинской Богоматери - келейная родовая икона архимандрита Иннокентия; справа - изображение Спасителя, молящегося в Гефсиманском саду - келейный образ иеромонаха Флавиана. 14 июня 1836 г. церковь св. Иакова освятил Филарет, митрополит Московский и Коломенский33.

Будучи расположенной между Зачатиевской и Димитриевской церквями, Иаковлевская церковь завершила собой стройную и величественную композицию трех, стоящих в один ряд монастырских храмов. Южной стеной церковь св. Иакова вплотную примыкала к Зачатьевской, а ее северный фасад был обращен к Димитриевскому храму. В литературе уже отмечалось, что "в архитектуре Иаковлевского храма выражено стремление зодчего к подражанию рядом стоящей Димитриевской церкви"34. Уподобление Иаковлевского храма Димитриевскому не случайно и, вероятно, продиктовано желанием заказчика - архимандрита Иннокентия. Нам кажется, что в "одинаковости" двух этих церквей следует видеть нечто большее, чем следование одному архитектурному стилю - в уподоблении двух храмов, освященных в честь двух Ростовских святых прослеживается идея тождественности святителей-сопрестольников - св. Иакова и св. Димитрия. Самим же фактом устроения в монастыре посвященных им престолов утверждалась значимость этих двух канонизированных представителей ростовской иерархии - епископа XIV в. и митрополита XVIII в. в системе ценностей данного монастыря. В создании двух новых храмов - св. Иакова и св. Димитрия, нашла отражение программа монастыря, заключающаяся в прославлении двух небесных патронов обители.

В 1834 г. указом Синода Яковлевский монастырь из второго класса возводится в первый, а 11 сентября 1836 г. ему присваивается наименование Спасо-Яковлевский Димитриев35. Таким образом, имена святых Иакова и Димитрия были не только освящены устроением в монастыре престолов в их честь, но и увековечены в названии самой обители.

На этом этапе система освященных престолов монастыря была сгармонизирована и получила вид ясной и стройной структуры - в ее состав входили престолы соборов двух объединенных монастырей и два престола, посвященные святым данной обители. Такой вид система храмовых престолов монастыря сохранила до конца XIX в.

На исходе XIX столетия в положении Спасо-Яковлевского монастыря произошли существенные изменения. Возвращенный в 1888 г. в ведение Ярославо-Ростовской епархии, он становится местом пребывания епархиальных викариев; поначалу - вторых, с 1910 г. - первых36.

С этого времени наступает третий период в развитии системы храмовых престолов монастыря. Характерным отличием этого этапа от предыдущих является то, что на его протяжении все новооснованные храмы не строятся, а устраиваются, для них не сооружаются специальные здания, а приспосабливаются уже готовые постройки. Вероятно, это объясняется тем, что к этому периоду архитектурный ансамбль монастыря уже окончательно сложился.

В конце 70 - 80-х годов в Спасо-Яковлевском монастыре появляется престол, посвященный памяти прел. Сергия Радонежского37. Основание Сергиевской церкви связано с именем настоятеля обители, архимандрита Иллариона. 28 апреля 1879 г. он направил в Московскую Контору Синода ходатайство о разрешении на свои собственные сбережения устроить в нижнем этаже Спасо-Преображенской церкви храм во имя преп. Сергия Радонежского. По свидетельству самого настоятеля, "мысль устроить эту церковь явилась потому, что в Ростове, на родине преп. Сергия, нет не только во имя его отдельного храма, но даже и придельного"38. Дозволение на основание храма было получено в июле того же года39. Однако, устроение церкви затянулось на несколько лет; из донесения архимандрита Иллариона известно, что она была подготовлена к освящению лишь в 1887 г.40 Вероятно, к этому году относится освящение Сергиевской церкви.

Финансировал устроение храма архимандрит Илларион, как это следует из его собственного донесения, но в описании Спасо-Яковлевского монастыря, составленном А.А. Титовым, утверждается, что Сергиевская церковь устроена на средства крестьянина Рулева (Ивана Алексеевича Рулева, крестьянина д. Кустеры Ростовского уезда). Там же сообщается об освящении храма преосвященным Ионафаном, архиепископом Ярославским и Ростовским41.

В 1893 г. в Сергиевской церкви был похоронен настоятель монастыря архимандрит Амфилохий, известный археограф и палеограф42.

Храм св. Сергия был задуман трехпридельным43, но наименования придельных престолов в известных нам источниках не зафиксированы. По всей видимости, они остались неосвященными, во всяком случае, известно, что в 1909 г. из подклета Спасо-Преображенского храма, где находилась Сергиевская церковь, были вынесены два малых неосвященных иконостаса44.

Церковь преп. Сергия Радонежского просуществовала недолго - подклет Спасского храма оказался не лучшим местом для ее устройства - из-за сильной сырости богослужение там было затруднено. По данным монастырской описи 1919 г., к концу 10-х годов нашего столетия, Сергиевский храм числился "совершенно упраздненным"45.

Освящение престола в честь преп. Сергия Радонежского следует рассматривать, как дань уважения угоднику и, одновременно, как своеобразное напоминание о том, что именно Ростовская земля является родиной преп. Сергия - одного из самых почитаемых святых в ряду русских заступников и чудотворцев46. Важно подчеркнуть, что Сергиевский храм появился в Спасо-Яковлевском монастыре в преддверии празднования 500-летня преставления преп. Сергия Радонежского.

В 1909 г., в год празднования 200-летия преставления св. Димитрия Ростовского, настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря назначается епископ Иосиф, утвержденый в должности второго викария Ярославо-Ростовской епархии, а через год ставший первым викарием47. Этот архиерей явился последним настоятелем монастыря, перед его упразднением. Епископом Иосифом в обители основываются четыре престола - устраиваются три самостоятельных храма и один придельный.

Едва став настоятелем монастыря, ей. Иосиф в 1909 г. освящает храм в честь Толгской иконы Богоматери, задуманный как домовая церковь при настоятельских покоях. Церковь была расположена в юго-восточной башне монастырской ограды. Для устроения этой церкви из Сергиевского храма были перенесены два малых иконостаса. Во время богослужения в Толгскую церковь допускались богомольцы, для этого в башню снизу был устроен отдельный вход; с настоятельскими покоями церковь соединялась небольшим переходом по западной монастырской ограде48.

С устроением Толгской церкви в монастыре появился первый престол, посвященный Богоматери; (впоследствии, благодаря деятельности еп. Иосифа, в обители будут устроены еще два престола в ее честь). Выбор имени храма не случаен - Толгская Богоматерь является покровительницей Ростово-Ярославской епархии, поскольку эта чудотворная икона, согласно преданию, в 1314 г. была обретена Ростовским епископом Трифоном близ Ярославля. В память этого события был основан Толгский монастырь49.

Через три года, после основания Толгской церкви, в апреле 1912 г., в Спасо-Яковлевском монастыре освящается новый храм - Воскресенский50. Расположенный в подвальном этаже Яковлевской церкви, он был устроен очень быстро. В декабре 1911 г. еп. Иосиф в письме к И.А. Шлякову делился своими планами, относительно основания нового храма для ранних литургий51, а 1 апреля 1912 г., на Пасху, эта церковь уже была освящена. Храм устраивался на средства Веры Семеновны Волчковой (монахини Вероники), которая за это удостоилась быть погребенной в нем52, но сама идея основания этой церкви, несомненно, принадлежит еп. Иосифу53.

Реконструкции интерьера Воскресенского храма посвящена специальная работа54. Здесь же уместно обратить внимание на главную особенность этого храма, определяющую его место в системе освященных престолов монастыря.

Воскресенская церковь Спасо-Яковлевского монастыря, соименная Воскресенскому Иерусалимскому храму, устраивалась как его подобие. Она содержала копии христианских святынь, связанных с рождением, страданием, смертью и воскресением Господа, - подобия Вифлеемской пещеры, Темницы Спасителя, Голгофы и Гроба Господня55. Отечественные аналоги Воскресенского храма Спасо-Яковлевского монастыря можно перечесть по пальцам при этом, данный храм завершает российскую традицию устроения подобий Гроба Господня - величайшей святыни христианского мира.

Следует отметить еще один аспект. По традиции, в Воскресенском храме Иерусалима престолом для совершения литургии служит Гроб Господень56. В связи с этим можно предположить, что подобие Гроба Господня, устроенное в Спасо-Яковлевском монастыре, также использовалось в качестве престола для богослужения. Известно, что каждую субботу, после ранней литургии, в Воскресенском храме акафист Воскресению Христа и Гробу Господню совершался архиерейским служением по особо установленному чину57.

Итак, основание Воскресенского храма означало не просто появление в обители очередного престола, но устроение особой церкви - реликвория, являющейся своеобразным аналогом наиважнейшего из христианских храмов.

В 1916 г. в трапезной Яковлевского храма основывается придельная церковь Ватопедской иконы Богоматери. 22 января 1916 г. еп. Иосиф направил епархиальному владыке, преосвященному Агафангелу прошение, в котором изложил причины устроения в монастыре нового престола и обосновал его наименование: "... В левой части Яковлевского храма имеется пустое пространство в углу между стеной и северным столбом, которое, не будучи ничем занято оставляет впечатление пустоты... Это гнетущее впечатление может быть исправлено устройством в той части небольшого придела... Придел этот не будет лишним в нашей Обители, предполагается посвятить его Богоматери. ... При том местной иконою нового придела должна быть сделана величайшая святыня - чудотворная Ватопедская икона Божией Матери - келейная икона Св. Димитрия его родительское благословение, весьма почитаемая богомольцами"59. Ватопедской иконой Богоматери св. Димитрия благословили родители, на протяжении всей жизни она являлась его келейным образом. В Яковлевский монастырь эта икона была принесена при погребении митрополита Димитрия и оставлена при его гробе60. На многих изображениях св. Димитрия присутствует образ Ватопедской Богоматери61.

Средства на устроение придела (900 руб.) пожертвовал С.П. Колодкин в вечный помин убиенного воина Федора62.

Итак, придельный храм Ватопедской Богоматери освящался в честь Божией Матери, и, одновременно, посвящался памяти св. Димитрия Ростовского.

Последний престол, освященный в монастыре, также посвящался Богоматери, ее иконе Всех Скорбящих Радости. Эта церковь была расположена в монастырской Странноприимной, которая с 1914 г. была пожертвована монастырем под военный госпиталь63. 30 тысяч руб. на устроение храма собрали благотворители. Его освящение произошло 25 ноября 1917 г.64 К этому времени в обители существовало девять храмовых престолов.

Подведем некоторые итоги. За всю историю Спасо-Яковлевского монастыря в нем, в общей сложности, существовало тринадцать храмовых престолов. Естественно, что они никогда не находились в обители одновременно, полным набором, каждому из них был отмерен свой срок. Порядок появления освященных престолов и время их существования отражены в следующей таблице.

Наименование престола Время существования Примечания
1. Престол Зачатия св. Анны
- в соборном храме
Конец ХIV в. - начало 80-х годов XVII в.
- в придельном, к собору, храме 1725 г. - 1754 г.
- в соборном храме С 1754 г.
 
2. Престол св. Троицы Освящен 22 августа 1686 г., упразднен в 1754 г  
3. Престол св. Иакова Ростовского
- в придельном, к собору, храме
1754-1824 гг.
- в храме Освящен 14 июня 1836 г.
 
4. Престол Преображения Господня (Спасский) В составе престолов Яковлевского монастыря с марта 1765 г. По преданию, основан в XIII в.
5. Престол св. Великомученика Георгия В составе престолов Яковлевского монастыря с марта 1765 г.; упразднен в 1776г. Время основания неизвестно
6. Престол св. Димитрия Ростовского Освещен 28 октября 1801 г.  
7. Престол св. Николая Освещен в 1803 г. В приделе храма св. Димитрия
8. Престол св. Великомученика Димитрия Солунского Освящен в 1803 г. В приделе храма св. Димитрия
9. Престол св. Сергия Радонежского Освящен не ранее 1879 г. упразднен не позднее 1893 г.  
10. Престол Толгской иконы Богоматери Освящен в 1909 г.  
11. Престол Воскресения Христа Освящен апреля 1912 г.  
12. Престол Ватопедской иконы Богоматери Освящен в 1916 г.  
13. Престол иконы Богоматери Всех Скорбящих Радости Освящен 25 ноября 1917 г. В приделе храма св. Иакова

Большинство храмовых посвящений Спасо-Яковлевского монастыря являлись целенаправленными. Исключение составляли престолы Спасского монастыря, оказавшиеся в составе престолов Яковлевской обители под влиянием внешних причин. Георгиевский - на время, Спасский - навсегда. Таким образом, элемент случайности играет определенную роль в процессе формирования совокупности монастырских храмовых престолов.

Важно уяснить, насколько значимыми являлись посвящения храмовых престолов монастыря для насельников обители и осознавалась ли ими совокупность монастырских престолов как целостная структура. Определенные факты свидетельствуют, что современники видели связь между освященными престолами обители и находили возможность для ее выражения. Приведем некоторые примеры иконописных и финифтянных изображений из собрания Ростовского музея, на которых прослеживаются связи и параллели между посвящениями отдельных храмовых престолов. Финифтяное изображение св. Николая и св. Димитрия Ростовского, датированное XIX в. и происходящее из Яковлевского монастыря65, - оба святителя имели в монастыре посвященные им престолы. Также относящиеся к XIX в. финифтяные образок и пластина с изображением св. Иакова и св. Димитрия66, - престолы двух монастырских храмов были освящены в их честь. Кроме того, известно, что в XIX в. по специальному заказу Спасо-Яковлевского монастыря изготавливались иконы, изображающие святителей Иакова и Димитрия67. Выполненная в XIX в. для монастыря, фелонь, украшенная шитыми изображениями св. Иоакима и св. Анны, св. Димитрия Солунского, св. Димитрия Ростовского, св. Иакова Ростовского и св. пророка Даниила68 - святых, которым в монастыре были посвящены четыре престола: Зачатиевский, Иаковлевский и два Димитриевских.

Наконец, посвящения всех престолов, существовавших в обители в конце XIX в., нашли свое отражение в росписи створ святых врат. Восточные ворота, расположенные под колокольней, являлись главным входом в монастырь. Святым вратам придавалось особое значение, соответственно, особый смысл вкладывался в роспись их створ. В настоящее время из-за плохой сохранности красочного слоя изображение едва различимо. На створах врат фронтально изображены семь фигур, расположенные в два ряда, в которых мы предполагаем изображения (в нижнем ряду); св. Иакова Ростовского, св. Николая, св. Димитрия Ростовского, св. Димитрия Солунского; (в верхнем ряду): преп. Сергия Радонежского, св. Анны, св. Иоакима. Наши выводы основываются на том, что данные изображения в целом соответствуют традиционной иконографии этих святых. Композиция, расположенная над створами врат, по нашему мнению, изображает два евангельских праздника - Преображение Господне и Зачатие св. Анны. Таким образом, сюжеты росписи на створах врат укладываются в уже знакомую схему, соответствующую посвящениям храмовых престолов монастыря, в том виде, в каком она существовала с 80-х годов XIX г., до конца 10-х годов XX в.

Итак, роспись створ святых врат, при условии, что ее смысл понят нами правильно, может являться свидетельством того, что все храмовые престолы монастыря в представлении насельников обители XIX в. составляли целостный комплекс. Само же наличие этих изображений на святых вратах служит доказательством того, что значимость посвящений храмовых престолов оценивалась современниками весьма высоко.

Совокупность посвящений храмовых престолов Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в целом является единым культурно-историческим комплексом. В процессе ее развития выделяются три этапа, каждый из которых связан с изменением статуса обители. Непосредственное влияние на совокупность посвящений монастырских престолов оказывала программная направленность монастыря, вследствие переориентации которой набор храмовых посвящений перестраивался и переосмыслялся. Эта зависимость свидетельствует о том, что посвящения монастырских престолов являются одной из форм проявления общей программы монастыря. Возможно, что в представлении современников совокупность посвящений храмовых престолов осознавалась, как имеющая высокую степень значимости, структура, отдельные элементы которой взаимосвязаны.

  1. Венеамин, арх. Новая Скрижаль. С-Пб., 1870. С. 9.
  2. См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава Богослужения православной церкви. С-Пб., 1888.
  3. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь стал первой возобновленной обителью Ростова, в 1991 г. его архитектурный ансамбль был возвращен русской православной церкви.
  4. Описание Ростовского ставропигиального Спасо-Яковлевског




Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!