Дневники C.А. Соколова. Публикация Мельник Л.Ю. с. 202-219.

Продолжение. Начало в “Сообщениях Ростовского музея”. Ростов, 1992. Вып. III. С. 173-202; в “Сообщениях Ростовского музея”. Ростов, 1993. Вып. V. С. 225-245; в “Сообщениях Ростовского музея”. Ростов, 1994. Вып. VI. С. 236-253.

№ 8. Десятая тетрадь

(Л.18 об.) ...(1923г.) 4 марта - суббота. Герасима-грачевника. Завтра в 12 ч. дня назначено второе общее собрание корововладельцев. Я прошусь врачом в это общество. Побуждения вот какие. В земской лечебнице громадные приемы деревенских пациентов (до 130 в день), так что вра(л. 19)чу и фельдшерам не до городских пациентов, поэтому корововладельцам необходим свой отдельный врач. Второе побуждение. Необходим специальный надзор за быками-производителями в городском стаде. Быков приводит с собой и содержит на свой счет пастух, а специального надзора за ними не имеется. В-третьих, в стадо поступает скот, закупленный на базарах и в других местностях местными мясниками. Пускается он в общее стадо прямо после привода, без всякого осмотра. Вот тут-то и необходим специальный надзор, дабы не заразить городской скот, что неоднократно и ранее имело место. Нередко таким путем в стадо заносился ящур и другие болезни. Кроме лечебной ча(л. 19 об.)сти для общества корововладельцев необходим врач и во всех других отношениях: в юридическом, при страховании скота и проч. К кому другому обратиться за советом по ветеринарной части, как не к своему врачу? Ко всему этому надо добавить, что по понедельникам в земской лечебнице приемов не бывает, и городскому скоту, в случае его заболевания, деваться некуда.

(Л. 21 об.) 25 марта Благовещение. Великая суббота. (Далее на лл. 21 об. - 24 об. - тексты песен “Огородник”, “Тройка”, “Где твое личико смуглое...” - Л. М.).

(Л. 25) 7 апреля по ст. стилю - пятница Фоминой недели. По нов. стилю 20 апреля. В этот день я бываю именинник. Вот уже несколько лет подряд день ангела я провожу совершенно скромно. Прошлый год был в Вощажникове и старался этот день даже скрывать, чтобы никто не знал, а здесь в Ростовe нет даже и этой (л. 25 об.) надобности, так как никто об этом не знает, да и мне справлять именины некогда, да по нынешним временам и не по карману. В 1921 году одна из дочерей преподнесла мне в этот день именинный сюрприз: она умерла 5 апреля, а в этот день ее беднягу хоронили, так что у меня за одно был именинный и похоронный обед. Дочь эта Катя, о смерти которой я без слез не могу вспоминать и сейчас. Это была лучшая из дочерей, и вот мы её-то и лишились. Умерла она 15 1/2 лет, так что ей было бы теперь 17 1/2 лет, она уже кончала бы курс гимназии и была бы, полагаю, совсем уже барышней. Бог не сулил видеть этого! Вероятно, это к лучше(Л. 26)му. Судьбы Божий не исповедимы! Нынешний год надо справить ее могилку и поставить на ней крест. Знаменателен этот день еще и тем, что сегодня я, по-видимому, остался в своем доме один только со своей семьей, без квартирантов.

19 апреля ст. стиль. Преполовения Пятидесятницы.

По поводу сегодняшнего дня большевики не оставили в покое даже Ростовский Кремль. Вот что пишут они в своей Ростовской газете “Трудовые дни” по поводу первомайской демонстрации: “Спящим пустынным Кремлем, с его седыми поросшими мхом стенами идет (л. 26 об.) великая первомайская демонстрация рабочих, крестьян и красноармейцев. Как символ умирающего произвола разсеивающегося религиозного дурмана стоят мрачные великаны - кремлевские церкви, во главе с собором! “В область предания уходят наше былое величие, блеск и слава, построенные на обмане” - как будто говорят они своим унылым видом!”.

А вот другое описание того же Ростовского Кремля: “Вид с озера Неро на Кремль чрезвычайно живописен...”, “С западной стороны вид Кремля не менее живописен, но отсюда он производит несколько иное впечатление. Картина Кремля, окопанного кругом двойным (л. 27) рядом земляных валов доселе уцелевших и сохранивших свое величие, - невольно переносит мысль нашу в далекое прошлое Ростова и возстановляет в памяти времена его былого историческaго значения...”.

“В развалинах одно время находился весь Ростовский Кремль. Драгоценные здания и старинные храмы - прекрасные памятники архитектуры до-Петровской Руси - представляли тяжелую картину разрушения, которому никто и ничто не мешало. Небрежение дошло до того, что в средине прошлаго столетия возник даже вопрос о продаже Кремля на слом!.. Но кощунственное решение не было приведено в ис(л. 27 об.)полнение. Нашлись люди, которые поняли, что потеря такого редкаго памятника ляжет неизгладимым пятном невежества на древний Ростов - и решились положить предел дальнейшей гибели Кремля...”. Сами того не замечая, большевики, надумав посмеяться над Ростовским Кремлем, хвалят его. Действительно, Великан этот представляет очень величественный вид, хотя за годы войны и большевицкого владычества во многих местах начал разрушаться и приходить к упадку. Но, я думаю, и теперь, как в былое время, найдутся люди, которые не допустят Ростовский Кремль до (л. 28) полного разрушения, так что петь ему “вечную память” рано.

26 апреля - 9 мая по нов. стилю. Среда.

Надо мной снова сгустились тучи и снова пронеслась грозовая туча. Сегодня меня опять, как 3 года назад, судили квартирантки. Привлекали меня к ответственности за оскорбление словами и действием квартирантки Жегловой. Припутали тут же и самоуправство. По 2 статьям (172 и 103 ст. Угол. Код.) полагалось наказание до года принудительных работ или до 1000 р. штрафа золотом. Свидетельница ложно показала, будто (л. 28 об.) я ударил Жеглову по шее. Суд, видимо, не поверил свидетельнице, но сделать ничего нельзя.

Верить требуется по закону, что бы ни наврал свидетель. Если бы не это, то меня оправдали бы совершенно, а тут присудили к 15 дням принудительных работ по специальности. В чем будут состоять эти работы и как будет выполнен приговор, я пока не представляю.

23 мая ст. стиль - вторник.

День Св. Ростовского Леонтия.

Попала мне в руки книжка А. А. Титова “Житие Св. Леонтия” на древнеславянском языке. Так как жизнь этого святителя известна немногим, да к тому (л. 29) же читать по-славянски весьма затруднительно, я постараюсь сделать вольный перевод этого жития и, насколько понимаю сам, объяснить все непонятные места.... (далее дан перевод по л. 39 об. - Л. М.).

(Л. 40) 22 октября 1923 г. ст. стиль, 4 ноября н. стиль. Казанской.

Вот еще 2 стихотворения Некрасова... (далее - отрывки из “Кому на Руси жить хорошо” - Л. М.).

(Л. 40 об.) Между поэзией вставлю самую житейскую прозу: сегодня начали первый раз в этом году топить лежанку - такая теплая стоит нынешняя осень.

(Л. 41) Накануне Светлого Праздника. Из стихотворений, посвященных русским детям. (Далее - несколько стихотворений Н. А. Некрасова - Л. М.).

(Л. 43 об.) 28 октября ст. стиль. Дмитриев день. 10 ноября новый стиль.

Сегодня по случаю 40-летня основания Музея церковных древностей я надумал идти на торжественное собрание, которое было назначено в 12 час. дня. Я проходил по Музею до 1 часу, но никакого заседания еще не было, и я возвратился домой, полный впечатлений от всего того, что я видел. Этими впечатлениями я и не премину поделиться.

Прежде Музей помещался только в “Белой Палате” и “Княжих Теремах”, а теперь для него отдано Духовное Училище. Все, что прежде помещалось в нескольких комнатах, теперь разбросано по (л. 44) всему училищу. Заняты все классные комнаты и даже верхний этаж, где помещались спальни и квартиры Помощника Смотрителя и надзирателей. Нижний этаж, где была столовая, обращен в музей революции.

Прежде всего, что меня поразило, это какая-то смесь французского с нижегородским. Тут все свалено в одну кучу: в одном зале помещаются и иконы с иконостасами, и портреты царей и чуть ли не революционных деятелей. Кроме того, я никак не понимаю, как же это тaк? Ведь иконы, иконостасы, ризы, лампады и прочая церковная утварь являются (л. 44 об.) орудиями и средствами “религиозного дурмана” и, как таковые, должны быть выброшены или сожжены, а тут они выставлены не только на показ, но и должны поучать посетителей, экскурсантов и в особенности молодежь тому, что сделано было через этот “религиозный дурман”. Наше поколение должно забывать все эти религиозные предметы почитания, если они нам не нужны. А тут мы должны хранить их и притом с особенной тщательностью. Вот этого противоречия я никак не понимаю. Не возьму в толк этого расхождения рассуждений и идей с делами: с одной стороны гнать (л. 45) насадителей “религиозного дурмана” и их дела и предметы, служащие проводниками этого дурмана, а с другой - хранить их и беречь для изучения по ним какой-то старины?

Дальше, не мало я был удивлен, когда увидел портреты царей, губернаторов, архиереев и прочей буржуазии. Как я выше сказал, в одной из комнат висит портрет Александра II. Что это такое, древность или ценность? Если древность, то всем нам известно, что Александр II жил не так давно. Если это ценность, то мы знаем, что не менее ценные, чем портрет, уничтожены памятники тому же Александру Второму (л. 45 об.), в том числе и в Москве. Среди портретов я видел портрет бывшего Ярославскаго Архиерея Ионафана во всем его блеске, в полный рост. Это один из самых ревностных распространителей “религиозного дурмана”. Имеется также находящийся в зале б. Духовного училища портрет губернатора Левшина. Как и зачем он тут попал, я тоже не понимаю. Из буржуев висят портреты Ростовских археологов Титова А. А. и Шлякова И. А. Как бы то ни было, а Титов, как бывший торговец, не мало попил крови из рабочих. Теперь укажу на некоторые беспорядки, какие я заметил при обходе Музея. Я не нашел в Музее, прежде всего, некоторых (л. 46) предметов, которые там находились. Так, не видал я модели Ростовского Кремля, которая стояла, помнится, на окне в одном из “Княжих Теремов”. Проходя по “Отдаточной Палате”, я заглянул в шкафики (4), сделанные в стене, и увидел там старинные лампады, подсвечники и обломки украшений с иконостасов. Несколько таких же вещей я на­шел в чуланчике, находящемся в одной из комнат “Княжих Теремов”. Зачем эти “древности” выкинуты сюда? Если этo ненужный уже хлам, рухлядь, так такого хламу много и в Музее, и он с неменьшим успехом может быть выкинут, как и эта “негодная рухлядь”.

(Л. 46 об.) Если же это “древность”, то, я полагаю, ей место нашлось бы и в Музее, ну, хотя бы, лампады привесить к потолку, а не выбрасывать в чуланчик. Не видел я также, где помещается ценная библиотека Музея, усиленная библиотеками из Воронина и Вощажникова. Вероятно, где-нибудь в канцелярии?

В одном из чуланчиков, находящемся в “Княжих Теремах”, очень тесно, а по сему случаю там сделано отхожее место, так как очень отзывает мочой.

Из осмотренных мною вещей особенно мне понравилась одна риза, вероятно, 17 века. Отличается она от современных (л. 47) тем, что не имеет спереди выемки и представляет из себя сплошной мешок.

27 ноября ст. стиля (понедельник. Праздник св. Иакова Ростовского).

Вот какие мрачные мысли меня одолевают: мука ржаная дошла до 2 с лишним миллиардов за пуд, а червонец (10 р. золотом) поднялся до 16.300 р. (16 миллиардов 300 миллионов). Такие головокружительные цифры, что не скоро и напишешь. А что будет весной, я думаю, что мука дойдет до 10 миллиардов пуд. Как будем жить тогда?

Только одни наши коммунисты не унывают! На что они надеются, и что хотят сделать? Пока “темна вода во облацех”... Мне кажется, что они ничего не хотят делать, а предоста(л. 47 oб)вляют все течению обстоятельств. Одного только я не понимаю, почему они не хотят сделать жизнь населения мало-мальски сносной! Где же их “земной рай”? То они говорили, что им мешают устроить этот “рай на Земле” буржуи и генералы и иностранные бандиты, а теперь, кажется, никто уже не мешает, война кончилась, а жизнь не улучшается и день ото дня становится тяжелее?! Чем же это объяснить?

(Л. 48) 1924 год. 1 января ст. стиля, понедельник. Начал я новый год с благословения Апостольского. Понравился мне в новогоднем апостоле один стих, который я привожу целиком на славянском языке и в русском переводе: “Братие, блюдитеся да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу”. По-русски: “Смотрите, братия, чтобы никто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу”.

Точно в руку положил Апостол Павел, как бы предви(л. 48 об.)дя наши времена. А разве нас сейчас не обольщают философией? Разве не заставляют жить по “стихиям мира, а не по Христу”?

1 марта старый стиль. (Евдокиин день).

Не могу не записать события, которому наши потомки, возможно, не поверят. Я говорю о денежной реформе, преподнесенной Советским Правительством. Декретом от 10 марта оно решилось, наконец, остановить падение нашего рубля и перейти на твердую валюту. Дошло дело до того, что 1 копейка стала равняться 500 миллионам рублей, а золотой рубль поднялся до 50 миллиардов. Какой-то абсурд (л. 49) или кошмар, как хотите называйте! Я все время думал и твердил, что с деньгами мы запутаемся и когда дойдем в счете до сумасшествия, тогда остановится падение рубля! Так оно и есть на самом деле. Мы перестали понимать друг друга, называя миллиарды, и миллионы! Дальше ехать некуда! Вот соввласть и решила этому безобразию поставить крест, выпустив твердые деньги и серебряную монету. Сегодня для 1-го марта мороз “ляпнул” до 15 градусов R холода. Весна, очевидно, обещает быть холодной.

25 марта ст. стиля. Благовещение. Понедельник 5 нед. вел. поста.

Из окон моего дома видать двухэтажный каменный дом на Покровской, некогда принадлежавший коммерции советнику Михаилу Михайлo(л. 49 об.)вичу Полежаеву, а теперь занятый каким-то музеем (только не церковных древностей) и станцией защиты растений. Вверху этого дома сзади имеются антресоли, две комнаты которых в данное время занимает родной племянник (по жене) Дмитрий Иванович Мальгин. На днях я зашел к этому Мальгину по своему делу, и он рассказал мне много любопытного, чем я давно интересуюсь и что считаю необходимым записать. Прежде всего, узнал я от него, что дом этот выстроен в 1855 году, на что имеется указание на березе, находящейся в бывшем Полежаевском саду. Дата эта вырезана на дереве, очевидно, кем-то из владельцев этого, дома или его родственниками, так что сомневаться в правильности ея нет (л. 50) оснований. Таким образом, дому этому около 70 лет. Сам владелец этого дома Полежаев умер в 1876 г. Этим показанием опровергается упорно держащаяся до сих пор в народе легенда, что Полежаеву было приказано свыше умереть в 24 часа. Дело в том, что про Мих. Мих. Полежаева говорили, будто бы он в Турецкую кампанию (в 1877-78 гг.) поставлял на Турецкую армию полушубки, на каковой операции нажил миллионы. Племянник его Мальгин (о котором идет речь) эту басню отрицает, рассказывая, что он сам был очевидцем смерти своего дяди и видел его в гробу. У него до сих пор хранится фотографическая карточка, изображающая (л. 50 об.) Полежаева в гробу. Умер он в Петербурге и для похорон был привезен в Ростов. Схоронен он в Яковлевском монастыре. Между тем, в Ростове, как я сказал, можно и сейчас слышать рассказы, что хоронили вовсе не Полежаева, а какого-то солдата или просто чурку, а сам Полежаев жил после этого несколько лет. После его смерти, спустя даже 5 лет, власти не оставляли в покое его жену, Веру Леонтьевну Полежаеву. Раз, в глухую полночь, в дом к ней заявились прокурор, исправник, надзиратель и полицейские и произвели обыск. Искали все владельца дома. На заявление лакея, что Мих. Мих. умер уже пять лет назад, прокурор ска(л. 51)зал: “Врешь ты, говори, где хозяин, тебе дали рубль, вот ты и не сказываешь”. Конечно, покойника не нашли, а обитателей дома (Веру Леонтьевну и ее детей) перепугали смертельно. Очевидно, власти смешивали этого Полежаева с созвучной фамилией Полетаева из Ярославля - тоже знаменитым купцом. Вера Леонтьевна - тоже замечательная старуха. Она принимала в своем доме Александра II. В нашей семье она крестила четырех братьев и одну сестру. После своей смерти, о которой я хорошо помню, она отказала одному старинную киоту с 4 образами в серебряных ризах и каждому крестнику по 100 р. денег. Каждый год, в день своих именин мы, крестники, ходили к ней на поклон и отно(л. 51 об.)сили большую просфору, за что получали каждый раз по серебряному рублю и по апельсину. Подарки эти она выносила иногда сама, иногда высылала со своей экономкой. Отец Дм. Ив. Мальгина приходился ей родным братом. Звали его Иван Леонтьевич.

Много мне рассказал Дмитрий Иванович и о том, что он перенес за эти годы: сколько издевательств и глумления, невозможно и рассказать обо всем, приходится удивляться, как еще он остался жив. Ему теперь 59 лет. Последнее время его, как я сказал выше, загнали на антресоли, в 2 комнаты, вместе с 4 сестрами. Какой-то умник сказал ему: “Будет, вы ели в свое время, а теперь можно и не есть!” Вот до чего доходит (л. 52) глумление! Имущество у него почти все разворовали, вывезли на семи возах. Дошло даже до того, что убили у него корову, проломив ей череп. Дом ухайдачили до неузнаваемости, надворные постройки и сад также разорены. Я спрашивал у него, не осталось ли чего после Полежаевых, каких-либо рукописей или книг, он сказал, что книги, составлявшие довольно большую библиотеку, все почти увезли неизвестно куда, а из старинных вещей осталось очень мало. Подарил он мне одну брошюрку.

30 марта ст. стиля - суббота 5 недели великого поста...

Как хорошо по Волге ехать в полую воду! Припоминается мне как я ехал на первом курсе Ветеринарного Института из Казани в Ярославль. Волга только что прошла. Дело было, кажется, в первых числах апреля, или в Вербную субботу, или на Страстной. По Волге едешь, как по морю, нигде никаких задержек, нет ни перекатов, ни мелей. Одно плохо, вода никуда не годится: мутная, как какое-либо пойло. Несмотря на фильтр, очищается плохо. Нас ехала на Пасху целая компания студентов. Как сейчас помню: пароход остановился где-то (кажется, в Работках - между Нижним и Казанью). для (л. 53) погрузки-выгрузки и простоял часов 6-8. Мы, воспользовавшись стоянкой, слезли на берег и отправились в “пивнушку”, где так засиделись за “ермолаевским” пивом, что едва не прозевали было пароход.

1 апреля ст. ст. - понедельник.

В этот день принято обманывать друг друга, причем стараются сделать это так, чтобы заставить обманываемого куда-либо сходить или что-нибудь сделать. Интересно знать, откуда этот обычай ведет начало и что он значит?

С 1 марта я поступил псаломщиком к Борисо-Глебской церкви, и пока что своим положением доволен. Оплачивается “дьяческий (л. 53 об.) труд” куда лучше, чем ветеринарный. И удивительное дело: почти те же самые “пациенты” платят мне, как “дьячку”, лучше, чем как ветеринару. Вот как у нас ценится ветеринарный труд?! Вот как население понимает, с каким риском для жизни и вообще для благополучия и здоровья сопряжена та и другая работа?! Об этом надо не только писать, но кричать на каждом переулке. Недаром за последнее время на малое жалованье жалуются даже участковые ветеринары, а медики так те прямо бегут и отказываются служить. О, Русь! Долго ли ты будешь находиться как в забытьи, скоро ли проснешься от векового сна?!..

По первому вопросу существует та (л. 54)кое объяснение: обычай обманывать ведет свое начало будто бы от первосвященников еврейских, которые хотели обмануть народ, распуская молву, что Христос не воскрес, а был украден ночью учениками. По другой версии, апостол Фома не верил воскресению Христа до тех пор, пока не убедился в этом, ощупав “язвы гвоздиныя”...

5 апреля - пятница 6 недели.

Сегодня ночью мне пришла в голову такая мысль: большевики говорят - “религия - дурман, религия отравляет людей, религия есть зло и с ней надо бороться, дабы уничтожить это зло” Конечно, уничтожать зло следует, бороться со·злом надo неотступно, но ведь в мире так много зла (л. 54 об.) более сильного, более худшего, чем религия! Таковым следует считать хотя бы пьянство, самогончество. Мне кажется, что это зло похуже религии, пьянству необходимо объявить борьбу не на живот, а на смерть. Сравнительно с ним “религиозный дурман” - пустяки! Религия не так вредна, как пьянство. Посмотрим, как с ним борются большевики! Да, по-моему, никак, борются они с пьянством только на словах, пишут об нем даже в газетах, а на деле для искоренения его никаких мер не предпринимают, и “зеленый змий” цветет по деревням так, как никогда не бывало. Пьянством заражены поголовно все: муж(л. 55)чины и женщины, взрослые и малолетние, и даже дети. Вот, чем бороться с религией, объявили бы такую борьбу не на живот, а на смерть пьянству-самогончеству, вот это была бы населению польза! А то возиться с религией, которая никому и ничему не мешает, право, повторять ошибки других народов. Во Франции также боролись с религией во время революции, да что из этого получилось! Католичество нигде так не процветает, как во Франции. Да, с другой стороны, большевики объявили поход на православие собственно и то только в России, вот попробовали бы они бороться с католичеством, так узнали бы, что из, этого может получиться. Православие в России ма(л. 55 об.)ленькая горсточка, а католичество находится во всех странах света, даже в Америке...

Сегодня первый весенний день: в тени +14 R. К вечеру, конечно, собрался дождичек. Я видел скворцов.

Сегодня же година по Кате: прошло 3 года, как она умерла.

14 апреля ст. ст. Светлое Христово Воскресение.

В этом году замечательна была Светлая ночь: во время крестного хода валил снег. Выпало снегу не меньше, чем на вершок, лежал он почти целый день. Вот вам чудо, а, говорят, что теперь нет чудес!.. Они есть, только мы их или не замечаем, или стараемся не замечать. Мне кажется, что все 7 лет революции идут непрерывные чудеса: то голод, то чума (л. 56), то дожди и проч.

23 апреля ст. ст. Егорьев день - Радоница.

После продолжительных дождей для “Егорья”, наконец, наступил теплый день. Погода, вообще, обещает установиться, в противном случае дело дрянь: надо бы начинать пахать, а на полях еще вода. На что наше озеро и то никак не может войти в норму: разлилось до самой большой дороги, и вода еще не сбывает до сих пор. Дурная погода ничего не дает делать даже во дворе: стоит везде вода, надо бы чистить двор, а и того делать нельзя.

8 мая ст. ст. - Преполовение и день Иоанна Богослова.

Самым злободневным вопросом теперь считается так называемая “денежная реформа”. В этом деле мы дошли, что называется, до “Геркулесо( 56 об.)вых столбов”, так что дальше было идти некуда. Начали уже считать не миллионами и не миллиардами, а триллионами, а какая дальше цифра идет, не знаем, а потому вернулись назад и начали снова вести счет на копейки и рубли. Я давно говорил, что в денежной системе мы дойдем до “идиотизма”, до “сумасшествия” - перестанем понимать друг друга и вернемся к старому счету, так оно и вышло. В самом деле, что за дурачество, называть одну и ту же монету тремя именами: на бумажке, допустим, написано: “одна тысяча рублей” - это значит “один миллиард” (но не рублей, а копеек), или “две копейки”. Потомки, прочитав эти cтроки, вероятно, ничего не поймут, но это подлинный факт. Теперь одна копейка - это пятьсот миллионов - или пять(л. 57)сот рублей. Выпущены новые деньги и бумажные и серебряные. Серебряные деньги по виду почти такие же, как и николаевские, только вместо двуглавого орла на обороте серп и молот и надпись: “Пролетaрии всех стран, соединяйтесь”. Размер их точь-в-точь такой же. Интересно, много ли в них серебра? Бумажные деньги тоже похожи на старые, словом, уехали недалеко.

9 мая - Никoлин день.

Для Никoлина дня сегодня с 8 часов утра идет снег при сильном северо-восточном ветре. Температура упала до +1 R. Весна нынче похожа пока что на прошлогоднюю: все время идут дожди, наш Ростов утопает в грязи, и никаких мер к очистке ее не предпринимается. Улицы не мостятся уже несколько лет, асфальтовые тротуары все повыбились, во многих ме(л. 57 об.)стах проваливаются. Вообще, все городское благоустройство страшно хромает. Бульвар приведен в такой вид, что по нем ходить стало совершенно невозможно: понаделали тропочек ниже бульвара, над самой канавой. Лавочек на всех бульварах не более 2-3. Около благовещенского бульвара сломана вот уже с год витрина для наклейки объявлений и валяется в канаве. Грязь на дорогах обычно каждую весну сгребается в кучу, причем кучи эти не вывозятся, как бы следовало, и лежат на дорогах целый год до следующей весны. Летом они высыхают, притаптываются и опять растаскиваются по дорогам или обрастают, в лучшем случае, травой. Несколько раз указывалось на такие “порядки” в газетах. Но толку от этого мало. Finis.

№ 9. Одиннадцатая тетрадь

25мая 1924 г. - 10 ноября 1927 г.

(Л. 1) 12 мая ст. ст. 1924 года - 25 мая новый стиль. Воскресенье.

Сегодня так называемая неделя о Самаряныне. Весьма немногие знают, что это за Самарянка? Сведения о ней находятся в “синаксаре”. Так называется описание празднуемого события, находящегося в церковной книге “пентикостарий”. Синаксар рассказывает, что жена Самарянка, с которой беседовал Христос у колодца Иакова, была потом обращена в христианство и названа Фотиньей. Пострадала она за Христа при Нероне вместе с семерыми своими сыновьями. Подвергали ее различным истязаниям и, наконец, привязали к двум финикам, которые ее и разорвали пополам. В этом же “синаксаре” говорится, что устье (“горлице”) колодца Иакова и камень, на ко(л. 1об.)тором сидел Христос, были перенесены императором Юстианом в храм Св. Софии, где от них происходили исцеления многих недугов и особенно они помогали от “трясавицы” (очевидно, от лихорадки).

15 мая ст. ст. Среда.

С. Наумов в “Северном рабочем” ополчается на сельских учителей, говорит, что большинство их из духовного звания. Да, это правда, и надо добавить, что большинство “лучших”, и не только сельских, но и “городских” учителей - из духовного звания. Я бы спросил Наумова, а на других поприщах разве мало семинаристов? Возьмем врачей: разве мало их из духовного звания? Скажу более: большинство знаменитостей медицины вышли из семинаристов. А ветеринары: больше половины их семинаристы.

(Л. 2) Взять хотя бы юристов: один Ярославский Лицей сколько дал и довольно-таки видных адвокатов из семинаристов. Да берите любую сферу деятельности, везде вы найдете работников из духовного звания. Заметка Наумова вяжется у меня с сегодняшним разговором с одной учительницей. Она говорит, что старых учителей стремятся, по возможности, всех повышибать и наставить своих “красных”. Будет ли из этого какой толк, покажет недалекое будущее. Думаю, что звание (хотя бы и духовное) никакой роли в учительстве не играет: есть и хорошие из духовного звания, а бывают плохие учителя и из рабочего класса.

(Л. 2 об.) 2 июня ст. ст. - 15-го новый стиль.

Троицын день.

Обычай украшать зеленью дома и церкви, принятый в этот день, начинает отходить в область преданий. Церкви украшают зеленью и не в этот день, а дома совсем перестали украшать. Против рубки “троицких березок” особенно вооружились большевики, говоря, это в этот день - “день древогубления” - истребляется очень много березок. Это правильно. Pубят обыкновенно молодняк - березка только поднимется, начнет укрепляться, как ее срубают без всякой пощады. Конечно, это происходит от незнания и народной темноты: если бы рубящий понимал, (л. 3) что дерево тоже “живет”, так он не стал бы губить его во цвете лет. Я не буду говорить о том, какой вред от уничтожения лесов, укажу только на простой способ избежать этого зла. Для украшения домов и церквей не требуется непременно березки и обязательно молодые, можно великолепно украшать и сучьями с тех же берез (только взрослых), или растениями, менее дорогими, например, различными кустарниками, ивой, ветлой, мозжухой и т. п. Кроме того, можно плести целые гирлянды из мелких сучьев. В “украйне” существует великолепный обычай посыпать пол (л. 3 об.) в церквах сжатой или скошенной травой. И у нас когда-то существовал обычай, да, пожалуй, и теперь ведется кой-где посыпать пол “мозжухой”.

В сегодняшнем № “Северного рабочего” задевается злободневный вопрос: о воспрещении производить церковные звоны. Дабы попы не мешали рабочему люду спать по утрам, следует воспретить им производство звонов, а колокола употребить на другие нужды. Да, наверное, скоро этого попы и дождутся, и виноваты в этом они сами.

Если можно, как это делается теперь, безобразничать со звонами, то уж лучше их запретить совсем. Почему прежде попы считали своей обязанно(л. 4)стью наблюдать за правильностью производства звонов, а теперь не обращают на это никакого внимания. Я думаю так, что, если советская власть и воспретит звоны, то попы найдут лазейку: заведут какие-нибудь трубы, кимвалы и тимпаны и по образцу древних евреев будут ими сзывать верующих на молитву. Ведь делали же они обходы по другим случаям: например, при изъятии ценностей. Попы, что мухи: ты гони его в дверь, он влетит в окно. Мне думается, что с религиозным дурманом надо покончить одним ударом раз и навсегда, а не применять какие-то половинчатые меры, не проводить реформу частично. Надо сразу (л. 4 об.) прикрыть эту лавочку: воспретить всякое публичное оказательство всех без различия вероисповеданий. Уж запрещать, так запрещать не одни церковные звоны у православных, а воспретить звон и католикам, звон которых посредством “балаболенья” языком о края колокола (известно, что католики ударяют не в край колокола языком, как православные, а раскачивают весь колокол сразу, и вот у них язык колокола “балаболит”) изводит слушателя более, чем звон русских. Следует запретить кричать на минаретах и “маэдзинам” - “изнагам” у магометан.

Кто жил в мусульманских (л. 5) местностях, Казани, например, в киргизских поселениях, тот знает, что значат эти “завывания” (призывания правоверных на молитву), знает, как они надрывают душу! Но нет ничего печальнее, нет ничего заунывнее, как звоны армян! Когда мне пришлось слушать эти армянские звоны в Елизаветополе, я никак не мог быть равнодушным: так они дергали за душу!

Дальше... Если наша республика есть республика “безбожников”, то в ней не должно быть и никаких предметов “религиозного одурманивания”. Вся эта лавочка должна быть прикрыта повсеместно: (л. 5 об.) церкви, костелы, мечети, синагоги должны быть закрыты. Бояться каких-то последствий этого не должно.

21 июня ст. ст. - 4 июля н. ст.

Пятница 10-я. Вчера, после продолжительного перерыва, как я никаких вообще увеселительных мест не посещаю, я попал на концерт в городской сад. Цена билета сравнитель­но невысокая - 35 копеек. Играл на скрипке пpофессор Моcк, консерватории Шидлер, пела сопрано Дудкина и балет - Петунина. Особенно хорошо играл на скрипке. Великолепно были исполнены: Крейцерова соната Бетховена, Пляска ведьм, венгерский танец и ма(л.6)зурка Венявского. Народу на концерт было сравнительно порядочно, только мало я видел рабочих: плохие, видно, они ценители искусства. А ведь из-за них рубили весь лес, и революция была устроена для того, чтобы по возможности придвинуть рабочего ближе к культуре и искусству, а на деле придвинули ближе всего к самогону и пьянству. Бедный наш рабочий!

1З августа ст. ст. - 26 августа н. ст. Вторник.

Сегодня в народном суде 1-го района г. Ростова снова судили нашего архиерея Иосифа и двух свящ. Поройкова и Виноградова за то, что они не зарегистрировали церковный совет. Суд происходил в б. народном доме - те(л. 6 об.)перь гортеатр. Народу к концу заседания набрался полный зрительный зал, а когда был вынесен оправдательный приговор, то публика не вытерпела и захлопала в ладоши. Такова была у всех радость, ибо народ знает, что судят понапрасну, за то только что они - попы. Многие женщины крестились. В чем же дело? Как будто бы событие и неважное, а такой восторг, такой подъем духа у публики? Дело в том, что многие не ожидали такого исхода дела, в числе их и я никак не думал, что архиерея и “попов” и вдруг “оправдают”, и этo делает партийный суд! Ведь это называется “Иордан потек вспять” - это против естествa. Тем более, что главный свидетель Дрозд показывал ложно, о чем во (л. 7) всеуслышание объявил один из обвиняемых. Хотя дело таким образом само по себе и малозначительно, но победа велика. Это победа духовенства над беззаконием и насильем большевиков, победа (чуть ли не первая) на мирном фронте. Как только допустили попов говорить, оправдываться и защищаться, они сумели сами себя отстоять. Это одна сторона дела. С другой стороны, в этом случае восторжествовала, наконец, правда над кривдой, - ложь побеждена! Конечно, обвиняемых привлекали неправильно: как показывал архиерей и как гласит их же советский закон, церковный совет и регистрировать совсем не надо было, так что суд в своем приговоре совершенно (л. 7 об.) неправильно говорит, что оправдывает их за недоказанностью. На суде преступление было доказано - это бесспорно, да дело не в этом, а в том, что самого преступления не было, сказать же этого суду нельзя.

Как похож этот процесс на суд над Бейлисом: как тому в свое время трудно было оправдаться, так и попу теперь доказать свою правоту нелегко. Вот почему важен этот “маленький” процесс: это начало будущих побед нашего “бесправного” духовенства над безбожием, это победа логики и дара слова (по-моему, самое сильное оружие) над бесправием и насилием!

15 ноября ст. ст. - 28 н. ст. (Пятница).

Читаю в настоящее время “Иисуса” Ренана и его продолжение. Эти книги во время учения в семинарии нам строго запрещались. Очевидно, боялись, как бы не сделать семинаристов неверующими, а мне кажется, наоборот: Ренан основательно доказал “божественность” Христа и сам, очевидно, был человеком верующим. Особенности, сравнительно с учением православной церкви, какие я заметил у Ренана, вот какие: у всех 4 евангелистов Иуда - предатель называется “Иуда Искариотский”, но это, по Ренану, не совсем верно: Иуда происходил из города (л. 8 об.) Кериотт, поэтому следовало бы его называть “Иуда Кериотский”, или из Кериотта. Здесь, видимо, ошибка переписчиков. Вместо того, чтобы писать предлог “из” отдельно, они писали его вместе и, таким образом, получалось “Изкериотский”, а впоследствии изменили букву “з” на “с”, а “е” на “a” и вышел “Искариотский”. Другая особенность в неправильном названии Пилата. В символе веры сказано: “Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате...” употреблено прилагательное, тогда как Пилата звали “Понтий” - это имя, а “Пилат” - прозвище, от слова “дротик”, и надо бы (л. 9) изменить так: “при Поитин Пилате...” Как произошла эта грубая ошибка, сказать трудно.

16 ноября - суббота.

Необходимо в этом году отметить осень. Все лето было сухое, сушь стояла и первую половину осени: воды в колодцах было не более чем на 1 1/2 аршина. На 24 октября (ст. ст.) начало подмерзать и выпал снег. Установилась форменная зима и стояла 3 почти недели (почти до 10 ноября), потом наступила оттепель, согнало весь снег и развело грязь. Сначала думали, что в этом году обойдемся без грязи, но нет... эту неделю пришлось ее помесить, теперь опять как будто подмораживает. В общем, осень хорошая.

(Л. 9 об.) 1925 год. Февраля 6 дня ст. ст. - четверг.

Давно уже идет новый год, а я еще не удосужился записать в свой дневник. Это далеко не значит, что не о чем пиcать: наоборот, тем очень много, да все лень, да не хочется... Возьмем хотя бы последнее событие в Ростовe: лекции проф. Введенского и между ними на тему (скажу здесь - старую избитую тему): “Есть ли Бог?” Когда меня спрашивали знакомые, почему я не был на этой лекции, я отвечал: “Зачем я пойду? Ведь все равно меня Введенский не убедит в том, что Бог есть, и Минин-Дмитриев (главный оппонент Ростовский Введен(л. 10об.)кого) не разубедит в том, что Бога нет”.

Слушатели рассказывали, что лектор весьма острил над возражавшими ему и особенно молодыми “комсомольцами”. Так, например, на вопрос одного оппонента: “Что будет делать Бог, когда кончится вселенная?” лектор ответил: “Не беcпокойтесь, во всяком случае безработным не будет!”. Или: “Когда будет Страшный Суд?” (спрашивает другой слушатель) ответ: “Нам с вами пришлют повестки”. Я повторяю, хотя и не был на лекции, но судя по рассказам слушавших ее, заключаю, что это было скорее что-то балаганное, чем что-(л. 10 об.)нибудь серьезное. А вот что пишут о Боге серьезные люди (во всяком случае, посерьезнее Введенских и





Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!