Кочетков И.А. Ростовские иконы в собрании Третьяковской галереи. Происхождение икон. с. 128-136.

В каталоге икон Третьяковской галереи, составленном В.И. Антоновой и Н. Е. Мневой, почти все справки о происхождении ростовских икон даны без ссылок на источники. Проверка этих сведений по архивным материалам и некоторым другим источникам позволяет внести в них ряд уточнений и изменений.

I. Происходят из Ростова.

1. Спас Нерукотворный, XIII в. Из церкви Введения (кат. 161).
2. Никола поясной, с житием. Конец XIV в. (кат. 175). Из церкви Введения.
3. Спас Нерукотворный, XVI (?) в. Из церкви Благовещения. (Инв. 28760).
4. Троица Ветхозаветная, XIV в. Из церкви Козьмы и Дамиана (кат. 166).
5. Никола, с деисусом и избранными святыми на полях. 1 пол. XV в. Из церкви Леонтия на Заровье (кат. 178).
Насколько достоверны эти сведения, и что они дают для атрибуции?

1. Икона Спаса Нерукотворного была найдена в 1929 г. в ликвидированной церкви Введения и перенесена в Ростовский музей членом комиссии по ликвидации Дмитрием Алексеевичем Ушаковым. По его сведениям, икона находилась в главном алтаре за жертвенником. На ней был деревянный накладной венец с левкасным узором. Поновлена около 1909 г., возможно, иконописцем Вл. Вл. Лопаковым1. Сведение о происхождении иконы подтверждается описью Введенской церкви 1836 года: “Над жертвенником у стены Нерукотворённый образ Спасителев, на нем венец и поля цырованные вызолоченные...”2

Икона Николы с житием (кат. 175) была взята в Ростовский музей Л. А. Ушаковым при ликвидации церкви3. В той же описи 1836 года о ней говорится так: “В простенке обpаз святителя Николы в чудесах, на оном венец и риза серебряная”. В зимнее время икона переносилась в теплую нижнюю церковь, где для нее был предназначен киот4.

Каменная церковь Введения была построена около 1762 г. на месте деревянной. В 1780 году сюда было передано все имущество упраздненной за ветхостью деревянной церкви Святых отец 1-го Вселенского собора5. Деревянная церковь Введения упоминается в переписной книге Ростова 1619 года, древнейшей из сохранившихся6.

Сведения о происхождении второй иконы Спаса Нерукотворного из церкви Благовещения восходят к записи в книге поступлений церковного археологического отдела Ростовского музея 1929 г. Об этом сообщают в своем отчете о командировке летом 1935 года А. И. Леонов и Н. Е. Мнева7. Деревянная церковь Благовещения также упоминается в переписной книге 1619 года. Икону, находившуюся под записью, А. И. Леонов и Н. Е. Мнева первоначально датировали ХII - ХIII вв. чем и объясняется повышенный интерес к ней. После пробных раскрытий датировку изменили на XVI век. По общей композиции икона действительно кажется более древней. Окончательную атрибуцию можно будет сделать после полного раскрытия.

3. “Троица Ветхозаветная” поступила в 1922 году в Ростовский музей из церкви Козьмы и Дамиана, где она была обнаружена на чердаке под слоем голубиного помета сотрудником музея Д. А. Ивановым8. Икона, по всей вероятности, была храмовой в церкви Троицы на Мостовой улице, упоминаемой впервые в переписной книге 1619 года. К 1781 году эта деревянная церковь обветшала, и Самуил, архиепископ Ростовский, распорядился ее сломать за ветхостью и малым числом прихожан, а материал продать на обжиг кирпича. По просьбе прихожан утварь и колокола были переданы в соседнюю каменную церковь Козьмы и Дамиана9. К 1835 году церковь уже именовалась Одигитриевской, а Козьме и Дамиану был посвящен южный придел. В главном храме за правым клиросом стояла “Троица” в резном киоте, с серебряной позолоченной басмой на полях, с тремя венцами и цатами, за левым клиросом в таком же киоте - икона “Козьма и Дамиан”10. Видимо, обе были храмовыми в деревянных церквах. В 1860-е годы они были украшены серебряными ризами11.

В собpании Ростовского музея-заповедника находится икона “Козьма и Дамиан, с 18 клеймами жития”. происходящая из церкви Козьмы и Дамиана (И-120, Ц-926/461. Размер 115х85см. Поступила в 1926 г. Датируется XVII веком). Совпадение ее размера с “Троицей” из собрания ГТГ (116х87 см) позволяет как будто предполагать, что именно эти две иконы располагались в 1835 году на клиросах южного придела в одинаковых киотах. Однако ознакомление с некоторыми другими архивными материалами заставляет в этом усомниться. Церковь была действующей до июля 1925 года, когда она была закрыта за неуплату налогов. Сохранился акт передачи имущества из церкви в Ростовский музей, датированный 7 июля 1926 года. В списке 72 иконы и 3 иконостаса (главного храма и двух приделов)12. Четыре иконы передавались вместе “с иконостасом-киoтой”: “Богоматерь Толгская”, “Богоматерь Грузинская”, “Козьма и Дамиан”, “Троица”. Под “Грузинской” следует понимать, вероятно, икону “Богоматерь Неопалимая Купина”, поступившую из той же церкви в 1926 году и имеющую тот же размер, что “Козьма и Дамиан” (117,8х88 см)13. Она датируется концом XVI - началом XVII в., тем же временем можно датировать, судя по фотографии, и “Козьму и Дамиана”. “Толгской” в настоящее время в собрании Ростовского музея нет. Таким образом, из четырех киотных икон три имеют одинаковые размеры, а две, кроме того, датируются одним временем. Относительно “Троицы” из собрания ГТГ остается одно из двух: либо она находилась в храме до 1926 года, и тогда сведение о ее нахождении на чердаке в 1922 году неверно, либо в одной церкви было две “Троицы” одинакового размера.

4. Происхождение иконы “Никола, с деисусом и избранными святыми на полях” из церкви Леонтия на Заровье подтверждено документально: согласно описи 1835 года, в трапезе нижней церкви находился “в киоте на правой стороне” “образ святителя и чудотворца Николая с разными на полях святых лицами”14. Церковь Леонтия в Заровье впервые упоминается в переписной книге 1619 года.

II. Иконы из Ростовского уезда.

Деревня Полянки. В этой деревне, согласно каталогу икон ГТГ, были найдены две весьма известные иконы: “Чудо Георгия о змие”. прекрасная икона начала XVI в., и “Тpехрядница” 1565 года. Мити Усова, сына Иванова, иконникa князя Юрия Ивановича Темкина-Ростовского15, а также не вошедшая в каталог икона “Всякое дыхание да хвалит Господа” (инв. АРХ ДР 61), которую можно датировать концом XVI века. В учетных карточках всех трех икон написано, со ссылкой на бывшего директора Ростовского музея Д. А. Ушакова. что в Полянки иконы попали из погоста Иисусов крест. В. И. Антонова предположила, что “Трехрядинца” происходит из Белогостицкого монастыря, где находились могилы князей Темкиных-Ростовских, в том числе и заказчика иконы. При этом она пишет, что Белогостицкий монастырь, Никольский погост, что у Иисусова креста, и деревня Полянки находятся недалеко друг от друга. Однако это не так: Белогостицкий монастырь находился в 7 верстах от Ростова на северо-восток, а Никольский погост, что у Иисусова креста, - в З0 верстах от города на юго-восток. Деревня с названием Полянки имеется в Ильинской волости, соседствующей со Щенниковской волостью, в которую входил Никольский погост. Она упоминается в описании Ростовского уезда, составленном А. А. Титовым. Другой населенный пункт с тем же названием есть на современной карте Ярославской области. Он находится близ Ярославской дороги, в 10 км от Белогостицкого монастыря. Это село Полянки, упоминаемое в списке сел Ростовского уезда 1761 года, причем в Полянский заказ входит село Георгиевское, что под Белогостицким монастырем16. Именно отсюда, скорее всего, происходят названные иконы. Тем самым хорошо объясняется нахождение здесь произведения иконника князя Темкина-Ростовского. В этом селе в XIX веке была деревянная Георгиевская церковь17.

Что касается села Никольское, что у Иисусова креста, то здесь в 1925 году было две церкви: Никольская 1776 г. и Покровская 1834 г. Среди икон, взятых на учет по акту от 12 июня 1925 г., подписанному Д. А. Ушаковым, нет ни “Чуда Георгия”, ни “Трехрядницы”18.

Иконы могли происходить из Георгиевской церкви с. Полянки или из Белогостицкого монастыря. Монастырь существовал уже в 1411 году. Из грамоты Ивана IV узнаем, что монастырь находился “на искони вечной” земле ростовских владык, а в писцовой книге он называется “Георгиевским домовым, что на Белогостице”19. Следовательно, монастырский собор был посвящен Георгию, храмовой иконой могло быть “Чудо Георгия о змие”. каменная церковь Георгия строилась в 1685-1686 гг. Нет сомнения, что ей предшествовали деревянные.

Можно высказать еще один косвенный аргумент в пользу нахождения иконы именно в этом селе. Как уже сказано, иконы в Ростовский музей вывозила, по всей видимости, Н. А. Домина. Это можно было сделать именно потому, что село находилось недалеко от города и рядом с шоссе. Трудно себе представить, чтобы из Ростова Н. А. Домина отправилась в труднодоступную и отдаленную часть Ростовского района.

2. Село Ивашково. Отсюда происходит деисусный чин, из которого две иконы находятся в ГТГ (архангел Михаил и апостол Петр) и 4 - в Ростовском музее (Спас, Богоматерь, арх. Гавриил и ап. Павел). В Каталоге говорится, что иконы попали в церковь села Ивашково из с. Гуменец20.

В документах Третьяковской галереи, начиная с 1931 года, село наз. Ивашково21, в документах Ростовского музея - Ивашево. В Ростовском районе имеется, по крайней мере, 3 населенных пункта с такими названиями: 1. село Ивашево Ивашевской волости - на реке Ухтоме, правее Суздальской дороги, в 46 верстах от Ростова, 2. деревня Ивашево - в 12 верстах от Ростова, в Шулецкой волости, рядом деревни Ивашево-Поддубное и Малое Ивашево22. 3. село Ивашково - левее ярославской дороги, недалеко от деревень Халдеево, Полянки23. В первом - в главном храме Спаса Нерукотворного был полнофигурный деисусный апостольский чин (в центре - Спас на троне, по сторонам - Богоматерь и Иоанн Богослов), в приделах деисусов не было24.

Наиболее вероятным представляется происхождение икон из села Ивашково. Оно упоминается в документах уже в XV веке. Из актов XV века известно, что село Ивашково было вотчиной бояр Пильемовых-Сабуровых. В 1562-1563 годах село получил Троице-Сергиев монастырь25. В Оброчной книге Троице-Сергиева монастыря 1617 года говорится: “Село Ивашково, а в нем храм Левонтия ростовского чудотворца, а другой храм внове ставет Успения Пречистые Богородицы, не совершен и не покрыт”26. В XIX веке в с. Ивашково имелись две каменные церкви.

Что касается происхождения икон из села Гуменец, то источник этого известия мне найти не удалось. По сведениям Д. А. Ушакова, в 1926 г. в церкви с. Гуменец был только один поясной чин XV века из 13 икон27, но в более ранней описи обнаруживаются иконы двух чинов28. Вопрос остается открытым.

3. Село Филимоново (Филимонки). Отсюда происходит икона “Никола в рост” (ГТГ, инв. АРХ ДР 205, 80Х55 см). Икона находится под записью, есть пробные раскрытия, которые позволяют предполагать живопись 1-й трети XVI века ростовского мастера. На карте есть два села с названием Филимоново, оба находятся на юго-восток от Ростова, довольно далеко от города. Скорее всего, икона происходит из третьего Филимонова, расположенного рядом с городом, к югу от озера Неро.

Борисоглебский монастырь и его окрестности являются местом происхождения большинства ростовских икон собрания ГТГ, что определяется историей их поступления.

Три иконы происходят из с. Троица на Бору:
1. Спас о силах (кат. 193, конец XV - нач. XVI в.).
2. “О тебе радуется” (кат. 404, II пол. XVI в.).
3. Спас Нерукотворный (инв. 28755, XVII в., под записью).

О первой из них В. И. Антонова пишет, что она происходит из упраздненного в XVIII веке монастыря Спаса на Могзе, приписанного к Борисоглебскому монастырю. В книге А. А. Титова, на которую она ссылается, говорится, со ссылкой на монастырскую опись 1723 года, что из Спасской пустыни, что с Могзы, перенесены в церковь Троицы на Бору икона “Собор Богоматери” и некоторые другие иконы29. Автор мог назвать “Собором Богоматери” икону “О тебе радуется”, а об иконе Спаса здесь не упоминается. Без проверки по описи доверять этим сведениям не следует.

Церковь села Троица-Бор построена в 1708 году, время основания прихода неизвестно30. Древнейшее известие о нем встречается в писцовой книге 1629-1631 годов: “Борисо-Глебского монастыря приписной Троицкий девичь монастырь на реке Устье. А на монастыре церковь живоначальные Троицы да предел Архангела Михаила деревянная клецки..., строение монастырское”31.

Спасская на Могзе пустынь находилась близ с. Вески, в 12 верстах от Борисоглебского монастыря. Существовала в XVI веке, будучи в заведовании Борисоглебского монастыря. В 1717 году туда были переведены монахини из Троицкого, что на Бору монастыря, к которому пустынь была приписана. Затем пустынь уничтожили, а иконы перенесли частью в Борисоглебский монастырь, частью в Троице-Борскую церковь32.

В непосредственной близости от Борисоглебского монастыря наряду с селом Троица-Бор находится с. Павлово, откуда происходит одна из древнейших ростовских икон - “Никола в житии” (кат. 164). Икону взял из сельской церкви в 1926 году Д. А. Ушаков33. Время основания прихода неизвестно. В селе церковь Тихвинской Богоматери, Козьмы и Дамиана, Иоанна Предтечи, построенная в 1774 году. Ранее была деревянная церковь Иоанна Предтечи и Козьмы и Дамиана34. Село Павлово - древняя вотчина князей Приимковых-Ростовских35. Из села Павлова происходит также икона “Иоанн Предтеча крылатый, с клеймами жития” (ГТГ, инв. 28752, 102х76 см). Последняя находится под записью XIX века, на пробных раскрытиях видна живопись Московской школы I трети XVI в. очень хорошего качества36.

Рядом с Борисоглебским монастырем находится и с. Спас-Подгорье, из которого происходит икона “Преображение” (кат. 176). Икона в каталоге датируется 1395 годом на основании поздней надписи на обороте: “Сия икона (н)апи(са)на в лето 6903” (1395), и которая по стилю должна быть отнесена ко II половине XV века. В селе была каменная церковь Преображения 1811 года, построенная на месте деревянной37. Икона была храмовой, стояла справа от царских врат, имела медную позолоченную ризу и 3 серебряных венца38.

Наконец, по соседству и с Борисоглебским монастырем, и с с. Павлово находятся недалеко одно от другого села Новоселки-Зюзино и Верзино. Из первого происходит икона “Спас в силах” (ГТГ, кат. 401, 107х80 см, ХVI-ХVII вв. Раскрыта Э. К. Гусевой в 1967 г.). Село называлось также Новоселки Княжая. В нем находилась церковь Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, сооруженная в 1780 г. князем Щербатовым. Ранее была деревянная церковь на кладбище39. В конце XIX века в теплой церкви был 2-ярусный иконостас с иконами “греческого письма” в верхнем ярусе40. Видимо, в этот ряд входила икона ГТГ.

Из с. Верзино происходит икона “Никола поясной” (инв. ДР 43, 92х73 см, нач. XVII в.). По сведениям инвентарной книги, икона перенесена из деревянной часовни в с. Десягине. В Верзине имелись две каменные церкви, в холодной был 5-ярусный иконостас с иконами “греческого письма”. К приходу был приписан приход с. Деляева, деревянная церковь которого была упразднена за ветхостью41. Икона до сего времени находится под потемневшей олифой, но пробные раскрытия показывают хорошую московскую живопись начала XVII века отличной сохранности.

Оттуда же происходит “Одигитрия” II половины XVI ве­ка (кат. 402, 94х80 см), видимо, ростовского письма. Икона раскрыта и воспроизведена в каталоге икон ГТГ.

Остальные иконы, переданные в ГТГ из Борисоглебского музея через Ярославский музей, не имеют сведений о происхождении. Они могут происходить как из самого монастыря, так и из окрестных сел. Из них 6 принадлежат к одному иконостасу. Это: Иоанн Предтеча, арх. Михаил и апостол Павел - из деисусного чина, “Положение во гроб”, “Снятие со креста” и “Евхаристия” из праздничного. Иконы записаны. Судя по пробам, живопись относится к лучшим образцам московского письма I-й трети XVI века. Видимо, иконы происходят из иконостаса Борисоглебского собора (1522-1524) или Благовещенской церкви (1524-1527 гг.). Поля деисусных икон покрыты серебряной басмой хорошего качества.

Икона “Никола Зарайский, с житием и праздниками” (кат. 400), как указано, в каталоге, происходит из церкви Сергия. Запись об этом есть в хранительской карточке, одна­ко источник сведений не известен. По пробным раскрытиям икону можно датировать I-й третью или серединой XVI века. Рассмотрение ростовских икон и собрании ГТГ с точки зрения их происхождения позволяет сделать одно простое наблюдение: все они происходят или из самого Ростова с его пригородами, или из небольшого участка Ростовского уезда, примыкающего к Борисоглебокому монастырю. Этот факт можно объяснить направлением поездок сотрудников Ростовского музея и наличием музея в Борисоглебе.

  1. ОР ГТГ. Ф. 67. Ед. хр. 329.
  2. РФ ГАЯО. Ф. 196. Оп. 1. Ед. хр. 11707. Л. 3.
  3. ОР ГТГ. Ф. 67. Ед. хр. 404.
  4. РФ ГАЯО. Ф. 196. Оп. 1. Ед. хр. 11707. № 35.
  5. Морев Ф. Обозрение епархии пресса. Ионафаном, еп. Ярославским и Ростовским, в 1881 году // ЯЕВ, 1882. С. 334.
  6. Дозорные и переписные книги древнего города Ростова. Издание А. А. Титова. М., 1880.
  7. ОР ГТГ. Ф. 68. Ед. хр. 613.
  8. Архив ГТГ. Ф. 67. Ед. хр. 407. Автор записи ссылается на Д. А. Ушакова.
  9. РФ ГАЯО. Ф. 197. Оп. 1. Ед. хр. 7705.
  10. РФ ГАЯО. Ф. 196. Оп. 1. Ед. хр. 11227.
  11. Морев Ф. Обозрение епархии... С. 366.
  12. РФ ГАЯО. Ф. Р-140. Оп. 1. Ед. хр. 193. Лл. 19, 141-143.
  13. Иконы из собрания Ростовского музея-заповедника. Каталог. Автор-составитель В. И. Вахрина. М., 1991. № 18.
  14. РФ ГАЯО. Ф. 196. Оп. 1. Ед. хр. 11225.
  15. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи. Т. 1. М., 1963, №№ 196-399. Далее: Каталог.
  16. РФ ГАЯО. Ф. 197. Оп. 1. Ед. хр. 3011.
  17. Морев Ф. Обозрение епархии... С. 295.
  18. РЯ АХМЗ, А-730.
  19. Все сведения о монастыре из книги А. В. Гаврилова “Историко-археологическое описание Белогостицкого монастыря”. СПб., 1880.
  20. Каталог, № 188.
  21. ОР ГТГ. Ф. 8. 11, ед. хр. 459. Л. 27.
  22. Титов А. А. Ростовский уезд Ярославской губернии. М., 1885.
  23. Морев Ф. Обозрение епархии преосв. Ионафаном, епископом Ярославским и Ростовским, // ЯЕВ, 1881. С. 257-268.
  24. РЯ АХМЗ, А-728. Две иконы полнофигурного деисусного чина из села Ивашево (Леонтий Ростовский и Архангел Михаил) поступили в ростовский музей еще в 1889 году от крестьянина Алексея Куренкова (картотека музея). В Ростовском музее есть еще 5 икон того же чина: Богоматерь, Иоанн Предтеча, Архангел Гавриил, Апостол Павел, Никола. Все они имеют размеры около 103хЗ7 см. Передача икон в 1889 году свидетельствует, что иконостас к этому времени был заменен новым.
  25. Черкасова М. С. Ростовские вотчины Троице-Сергиева монастыря в XV - начале XVII вв. // История и культура Ростовской земли. 1993. Ростов, 1994. С. 87.
  26. Черкасова М. С. Монастырские крестьяне Ростовского уезда в начале XVII века // СРМ. Ваш. VI. Ростов, 1994. С. 46.
  27. РЯ АХМЗ, А-123.
  28. РЯ АХМЗ, А-726.
  29. Титов А. А. Ростовский уезд... С. 485.
  30. Там же.
  31. ЯЕВ, 1893. Ч. неофиц. С. 588.
  32. Титов А. А. Село Вощажниково и вощажниковская вотчина в старинном Запурском стану Ростовского уезда // “Вестник Ярославского земства”, 1903, № 18.
  33. ОР ГТГ. Ф. 67. Ед. хр. 403. Икона упоминается также в акте обследования церкви с. Павлово от 23 февраля 1925 г. Икона, находящаяся под масляной записью, была датирована Д. А. Ушаковым XVI веком. (РЯ АХМЗ, А-1037).
  34. Титов А. А. Ростовский уезд Ярославской губернии. М., 1885. С. 469.
  35. Это сведение содержится в Каталоге и протоколе реставрации. Источник его мне найти не удалось.
  36. Икона также упоминается в акте 1925 г. См. РЯ АХМЗ, А-1037.
  37. Титов А. А. Ростовский уезд... С. 476-477.
  38. РЯ АХМЗ, А-972.
  39. Титов А. А. Ростовский уезд... С. 426-427.
  40. Морев Ф. Обозрение епархии... С. 398.
  41. Там же. С. 399.




Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!