Портрет на платке

Портрет на платке
16.07.2021

Профессия реставратора считается одной из редких, специалистов по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия не так много. В Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» трудится восемь реставраторов, и у каждого своя специальность. Главная задача реставратора – остановить процесс разрушения, максимально сохранив вещь в том виде, в котором она дошла до нашего времени. В коллекции каждого специалиста найдется несколько необычных историй, каждая из которых достойна отдельного повествования.

Художник-реставратор станковой масляной живописи Анастасия Горохова, готовясь к стажировке во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря, выбрала выполненную в 1942 году работу художника А.А. Назарова «Портрет М.В. Куландина, отца М.В. Каретниковой».

История создания портрета не менее интересна, чем история реставрации – он был написан в один из самых сложных моментов Великой Отечественной войны по заказу жены М.В. Куландина, использованы доступные в то время материалы (об этом чуть позже), а много лет спустя дочь передала картину в музей , чтобы она не была утрачена.

- Картина, написанная на тонком, ситцевом платке в военное время – это удивительная редкость, но тем сложнее и интереснее с ней работать - говорит Анастасия.  - В процессе реставрации, совместно со специалистами ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря были подобраны различные реставрационные методики, выполнены многочисленные пробы. и работа успешно была выполнена. Нам важно остановить процесс разрушения, деликатно сохранив художественную и историческую ценность предмета.

Очень аккуратно, по маленькому шажочку, были сняты газеты, проведены необходимые манипуляции, и выяснилось, что портрет написан не на холсте, а на платке! Обычный головной платок, какие тогда повсеместно носили все женщины. Видимо, в трудное военное время иного материала было не найти.

– Мы сначала думали, что это тонкий холст. Картина, написанная на платке – это впервые в моей практике, – говорит Анастасия. – Тем интереснее было работать, и тем бережнее я относилась к материалу.

Восстановление полотна заняло примерно четыре недели, в ежедневном многочасовом режиме; полный цикл, с оформлением документации – около двух месяцев.. Утраты платка были восполнены, кромки сдублированы, подрамник заменен на новый, соответствующий всем требованиям. Для прочности с оборота закреплен бескислотный картон, чтобы избежать попадания влаги, так как в процессе реставрации выяснилось, что холст реагирует на перепады влажности. Результат – портрет приведен в экспозиционный вид и будет сохранен еще много лет, а снятые с тыльной стороны портрета газеты «Северного рабочего» теперь являются самостоятельной единицей музейного хранения. 

– Реставраторы – это особая каста, – убежден директор Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» Александр Филяев. – Нельзя забывать, что главная цель музея – сохранять. Коллекция и музейный фонд музея-заповедника насчитывают более 225 тысяч единиц хранения, что подразумевает огромное поле деятельности для реставраторов. Каждая работа специалиста – это, по сути, второй шанс для предметов, которые ранее не выставлялись, в том числе и по причине плохой сохранности. Наши специалисты осознанно выбрали свою профессию – когда они рассказывают о работе, глаза горят. Специалисты умеют минимизировать вмешательство, сделать все бережно и тактично. Наша цель – сохранить и, как у врачей, не навредить.


Галерея

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!