В «Музее финифти» открылся новый зал

В «Музее финифти» открылся новый зал
02.04.2024

После ремонта и реэкспозиции открылся еще один зал Музея финифти. Он предваряет анфиладу из трех залов здания Судного приказа и размещается в кладовой палате под церковью Воскресения Христова. По преданию, здесь был найден сундук с красками, эмалями и деталями ювелирного обрамления икон.

Настоящая экспозиция на тему «Истоки ростовской финифти»
раскрывается в трех направлениях:
– ростовская финифть и другие виды художественных эмалей,
– бытование эмалевого декора в обиходе Ростовского архиерейского дома,
– технология изготовления финифти.

Впервые представлена довольно значительная часть экспонатов, не экспонировавшихся в музее ранее или демонстрировавшихся лишь на временных выставках. Среди них дробницы с оклада Евангелия (серебро, золочение, чеканка, канфарение, эмаль), вложенного в 1685 году Ростовским митрополитом Ионой III (Сысоевичем) в Ростовский Успенский собор, панагия (поступление из Спасо-Яковлевского монастыря), наперсные кресты XVII – XVIII вв., ряд литых из меди икон и другие экспонаты с эмалевым декором, поступившие в первые годы существования музея.

В экспозиции не случайно оказался портрет священномученика Арсения Мацеевича (был приобретен на собственно музейные средства в год открытия музея в 1883 году), так как с его именем связано появление искусства финифти в городе.

В первые годы после революции коллекции музея пополнялись экспроприированными церковными ценностями, большое количество предметов, к сожалению, поступали во фрагментарном состоянии; такой участи не избежали многие ценные эмалевые детали украшений икон и богослужебных книг из Успенского собора в 1920-е годы. Среди них оказалось и вышеупомянутое Евангелие Ионы Сысоевича.

Итак, техника наложения цветных эмалей на рельефную поверхность бытовала в русском искусстве XVII в., а уже позже, с появлением финифти, широкое распространение получил декор накладных дробниц, выполненных в технике живописи по эмали.


Галерея

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!