Дары и дарители: к 140-летию Ростовского музея. Выпуск 3

Д.А. Иванов. Фотография К. Фишера. Москва
23.03.2023

Дмитрий Андреевич Иванов (19.11.1874 — 16.10.1937) — директор Ростовского музея (1918–1920), издатель, коллекционер, общественный деятель.
Д. А. Иванов происходил из древнего ростовского купеческого рода. Он имел собственное торговое дело и владел единственным в Ростове книжным магазином. Дмитрий Андреевич был увлеченным историком и коллекционером. «Он штудировал переписные и дозорные книги, синодики и метрические книги церквей, досконально изучил богатый соборный архив и извлек все материалы о Ростове из Ярославских епархиальных и губернских ведомостей, изучил все оставшиеся планы и виды города. Он обследовал все углы многочисленных ростовских церквей и облазил все колокольни, где списывал надписи на старых колоколах» — писал о нем его сын Д. Д. Иванов.
Именно Д. А. Иванову принадлежит заслуга издания почтовых открыток с видами Ростова и его многочисленных архитектурных памятников. В 1912 году увидел свет подготовленный им путеводитель «Спутник по Ростову Великому Ярославской губернии» (Ростов-Великий, 1912).
Неслучайно в 1905 году Д. А. Иванов был избран членом комитета Ростовского музея церковных древностей. С 1911 года он занимал должность хранителя, а с 1918 года директора музея.
Д. А. Иванов был старостой Ростовского Успенского собора. С марта 1919 года состоял председателем двадцати двух объединенных приходов города. Он открыто выступил против распоряжения рабоче-крестьянского правительства о вскрытии мощей святых в Ростове. За что был арестован 17 июня 1920 года.
После освобождения Дмитрий Андреевич продолжает работу в музее. С 1922 года он старший хранитель музея. Участвует в создания отдела Старого Ростова.
В 1924 году Д. А. Иванов стал одним из инициаторов создания Ростовского Научного общества изучения местного края (РНОИМК) и регулярно делал доклады на его заседаниях: «О живописцах и иконописцах, работавших в Ростовском соборе в конце 18-го начале 19-го в.»; «Материалы по истории Ростова»; «Поречье» (из истории села)».
1 февраля 1930 года Иванов вновь был обвинен в «антисоветской агитации против мероприятий советской власти, в частности, против закрытия церквей и снятия колоколов» и заключен в Ярославский специзолятор. Вскоре после освобождения 2 марта 1930 переезжает в Москву. В архиве Д. А. Иванова сохранилось своеобразное «Завещание будущим музейным работникам города Ростова Великого: какие нужно произвести работы по обследованию города и памятников искусства и старины».
Работая в музее, Д. А. Иванов способствовал пополнению его коллекции. В числе его даров не только памятники истории и произведения искусства, но и ценные семейные реликвии. В 1920-е годы он передает в музей два уникальных портрета: своего деда крестьянина села Поречье Яко-ва Андреевича Пелевина (1-я треть XIX века. Холст, масло) и прадеда ростовского купца Андрея Саввича Кайдалова (1820-е годы. Холст, масло). На подрамнике последнего портрета сохранилась надпись скорописью черной тушью: «Андрей Саввичъ Кайдаловъ 1820-е годы. Дар в музей правнука его Дмитрия Андреевича Иванова 19 ноября 1922 года».
Портреты бережно сохранялись в музее, в 1980-е годы они были отреставрированы в Московских реставрационных мастерских. Долгое время экспонировались в Картинной галерее музея. Сегодня эти уникальные произведения можно увидеть на выставке «Купеческий портрет XVIII–XIX вв.» в музее Ростовского купечества.

Публикации рубрики:

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Автор:  Татьяна Колбасова

Галерея

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!