Дары и дарители: к 140-летию Ростовского музея. Выпуск 2

Барон Жозеф де Бай
20.02.2023

Барон Амур-Огюст-Луи-Жозеф Бертелло де Бай (1853-1931)

В собрании Ростовского музея хранится восемь книг видного французского ученого, потомка древнего аристократического рода барона де Бая, переданных им в дар музею в 1890-е годы.


Де Бай впервые приехал в Россию в 1890 году как делегат от французского министерства просвещения на VIII археологический съезд. Впоследствии, на протяжении тридцати лет он почти ежегодно приезжал в Россию с научной целью. Изучал археологию, этнографию, и культуру народов России, русское искусство. Посетил Крым, Украину, Урал, Поволжье, Кавказ, Сибирь.


Первым древнерусским городом, который барон де Бай посетил 7 августа 1894 года, стал Ростов Великий. Судя по записи в «Книге посетителей» Ростовского музея, его сопровождали французский ученый А. Бутро и архитектор Н. В. Султанов с супругой писательницей и переводчицей Е.П. Султановой-Летковой и ее подругами сестрами Андреевыми — Александрой и Екатериной (с 1896 года — жена поэта Константина Бальмонта).
Гости осмотрели Успенский собор, слушали гармоничные ростовские звоны, побывали в кремлевских церквях и в Белой Палате, где, по свидетельству очевидцев, «с большим любопытством» знакомились с богатыми коллекциями христианских древностей. На память о посещении Ростова Иван Александрович Шляков подарил ученым иностранцам фотографии памятников кремля и финифтяные иконы.


Посещение Ростова и музея иностранными учеными были еще редки. Поэтому уже 22 августа в собрании членов Комитета Ростовского музея церковных древностей секретарь комитета И. А. Шляков заявил что «посетившие сего 7-го августа Ростовский Кремль французские подданные Барон де Бай — член французского и Московского Археологических обществ; известный археолог Г. Бутро — испытатель в Парижском Географическом обществе и Корреспондент французского общества древностей, весьма сочувственно отнеслись к трудам Комитета Музея и Комиссии по восстановлению древностей Ростовского Кремля. А потому Г<осподин> Шляков полагал бы вышепоименованных лиц почтить избранием в Члены Ростовского музея». За что и было единогласно проголосовано и утверждено председателем Комитета Ярославским губернатором А. Е. Фриде.


Позднее барон де Бай прислал в Ростов несколько своих трудов, снабженных дарственными надписями, о чем сообщалось на заседаниях Комитета музея. Так, на заседании 12 декабря 1894 года И. А. Шляков заявил, «что Почетный член музея, Барон де Бай — известный археолог, проживающий в Париже, прислал с почтою для библиотеки Музея экземпляр своего труда «Une chasse la cathedrale d astorga province de Leon [Ковчег Астрогского собора]». Было постановлено: «выразить Барону де Бай глубокую признательность от Комитета за означенное пожертвование, уведомить о том отношением, за подписом всех членов Комитета».


Через много лет, в июне 1917 года И. А. Шляков передает в музей «фотографический портрет французского ученого историка-археолога барона де-Бай, обозревавшего с научной целью в 1894 г. в г. Ростове памятники русской старины». Портрет был «снабжен автографической на имя И. А. Шлякова подписью». К сожалению, это фото не сохранилось.


Но, к счастью, уцелела переписка барона де Бая с Иванов Александровичем Шляковым, хранящаяся ныне в Государственном архиве Ярославской области. Благодаря этим письмам мы знаем, что и для барона де Бая посещение Ростова стало ярким и запоминающимся событием. Самое большое впечатление на барона де Бая произвели Ростовские звоны и крестный ход, свидетелем которого он стал. 


«<…>Душевно радуюсь, — писал Иван Александрович, — что посещение Ваше Ростова Великаго и ознакомление с памятниками нашей родной старины оставило Вам впечатление хороших о нас воспоминаний. <…> Относительно виденной Вами в Ростове торжественной церемонии крестного хода могу дать следующие сведения: этот крестный ход установлен был в Ростове в 1854 г. в память моления о избавлении от свирепствовавшей в нашей местности холерной эпидемии во всей Ярославской губернии и установлено с того времени св. Синодом совершаться крестному ходу ежегодно в первый воскресный день (праздничный день) первой недели поста именуемого Успенским [Этот пост в честь Успения Богоматери установлен церковью с 1/13 августа по 15/27 августа — авт.]. По раз установленному порядку этой духовной церемонии в известный воскресный день в Ростовском Успенском соборе старшим духовенством совершается торжественная литургия и перед окончанием литургии из всех городских церквей выносятся к собору почитаемые в народе древние иконы, сопровождаемые из каждой церкви настоятелем ея и прочим клиром. Когда кончится литургия из собора начинается с участием всего городского духовенства шествие с иконами из всех городских церквей вокруг города. Во время хода поются певчими и духовенством установленные церковными канонами песнопения; крестный ход сопровождает почти все местное население окрестных жителей, так что каждый из граждан считает своим долгом участвовать во время этого шествия; участвуют так же и массы приехавших в Ростов на это торжество окрестных жителей: одни из богомольцев становятся рядами на несколько верст чтобы иметь возможность подойти с преклонной главой под каждую над ним несомую икону, другие же из богомольцев, проявляя свое религиозное настроение (усердие) несут на своих раменах (плечах) из своей приходской церкви икону, от утомления, по возможности чередуясь один богомолец с другим. Торжественная церемония несения икон совершает путь вкруг Ростова не менее 9 верст в окружности, так что кончается у собора около 2 ½ час. по полудни. При этом надо добавить, что последнею иконой бывает несена "Владимрская Божия Матерь", писанная в XII стол. в Киеве известным в то время лучшим иконописцем в Южной России Алимпием Печерским которая и была в XIII в. принесена из Киева в Ростов.

Вот многоуважаемый барон те основанные на достоверных и старинных источниках сведения о виденном вами в Ростове церемонии крестного хода, которые я старался почерпнуть и имею честь сообщить Вам».


История сотрудничества барона де Бая с Ростовским музеем церковных древностей еще раз свидетельствует о той важной роли, которую играл музей в художественной и общественной жизни страны в конце XIX — начале XX века.

Публикации рубрики:

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Автор:  Татьяна Колбасова

Галерея

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!