Дары и дарители: к 140-летию Ростовского музея. Выпуск 5

Дары и дарители: к 140-летию Ростовского музея. Выпуск 5
02.08.2023

Митрополит Иосиф (Петровых) (1872-1937)

27 февраля 1909 года настоятель Юрьева Новгородского мужского монастыря, архимандрит Иосиф (Петровых) по указу св. Синода был назначен епископом Угличским, вторым викарием Ярославской епархии, с возведением в архиерейский сан. Местом его пребывания был определен Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, с поручением ему управления монастырем. Владыка прибыл в Ростов 21 марта 1909 года.

В числе важных и разнообразных дел тридцатишестилетнего образованного епископа было и содействие местному музею церковных древностей. Он продолжил традицию деловых отношений правящих архиереев с членами Комитета Ростовского музея.

Уже в отчете музея за 1911 год было отмечено: «В этом же отчетном году от преосвященного Иосифа епископа Угличского, настоятеля Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря поступило в дар музею собрание «тельников» (серебряных и перламутровых крестов) XVIII столет[ия]. От него же поступили в дар музею «вериги» железные, носимые нашими предками-подвижниками крестообразно на раменах, со вделанными в них тяжеловесными четырехконечными крестами, которые были найдены в монастыре, при копании одной могилы, вблизи Спасо-Преображенской церкви, бывшего Спасо-Песковского в Ростове монастыря».

В апреле 1914 года владыка Иосиф был избран почетным членом Ростовского музея церковных древностей. Благодаря архивным документам удалось установить, что с 1910 по 1915 год он передал в дар Ростовскому музею более 200 предметов. Эти поступления можно разделить на две большие группы. Первую составляли предметы старины, собранные самим владыкой Иосифом, который, как известно, был ценителем и знатоком церковного искусства: кресты – перламутровые, серебряные, украшенные перегородчатой эмалью; собрание «древних сережек» XVIII–XIX веков; монеты XVIII–XIX веков. Вторую составляли предметы, вышедшие из употребления и замененные на новые в монастырях и храмах города.

В 1918 году согласно декрету Совета народных комиссаров «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» все здания Спасо-Яковлевского монастыря были поставлены на учет Уездного исполнительного комитета разместившего здесь квартиры для пролетариев и тюрьму. В это время, по воспоминаниям наместника Спасо-Яковлевского монастыря архимандрита Тихона (Шигина), «доселе самый тихий и мирный уголок Ростова превращен в шумный базар, на котором почти неумолкаемо раздается крик и площадная брань «дезертиров», занимающих весь нижний этаж настоятельского корпуса. Более половины братских помещений так же заняты семейными людьми, и монахи стеснены до крайности… Мирской элемент проник и в верхний этаж настоятельского корпуса, занимая целую половину дома».

В этих условиях в период с 1917 по 1926 год владыка Иосифа сыграл исключительно важную роль в деле сохранения художественных ценностей Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря. В документах музея сохранилось письмо от 6 февраля 1919 года на имя епископа Иосифа, подписанное заведующим музеем Д.А. Ивановым. Он извещал владыку «о принятии поступивших из Яковлевского монастыря предметов и картин» и приносил глубокую благодарность за этот дар, «а также и за сочувственное отношение к целям и задачам Ростовского музея».

Тогда, в начале 1919 года, в музей поступила большая часть складывавшейся в монастыре с конца XVIII века портретной галереи – исторические портреты русских царей, портреты императоров. При этом состояние сохранности некоторых из поступивших предметов было угрожающим. Так, «Портрет императора Александра I» работы французского гравера Анри Бюге начала XIX века поступил в музей со значительными прорывами, с утратой тисненой бумаги на раме; без стекла. Очевидно, что, передавая эти произведения в музей, владыка надеялся спасти их от неминуемой гибели.

2 января 1922 года был издан «Декрет о ликвидации церковного имущества». А уже в марте ризница Спасо-Яковлевского монастыря была преобразована в филиал Ростовского музея. В отчете музея сказано, что «ризница по приеме, приведении в порядок, описании и частично экспозиции была обращена «Музей русского прикладного искусства XVIII–XIX ст[олетий]». (чеканка, шитье, ткани и проч[ее])». При этом отмечено, что «вследствие недостаточности охраны помещение бывшей ризницы было закрыто для посетителей, открывалось лишь для специалистов, каковых посетило отделение 15 человек. За исключением изъятия церковных ценностей в 1922 году других вывозов из монастыря не производилось». Вряд ли без усилий со стороны владыки Иосифа ризница монастыря была в это время преобразована в филиал музея. Это позволило сохранить её в неприкосновенности вплоть до окончательного упразднения монастыря и перевозке в музей в январе 1930 года.

22 января 1920 года владыка Иосиф стал архиепископом Ростовским, викарием Ярославской епархии. В мае 1922 года он вновь был арестован за «сопротивление изъятию церковных ценностей». 5 января 1923 года освобожден досрочно и официально назначен временно управляющим Ярославской епархией. 19 марта 1924 года, вероятно, готовясь к отъезду из Ростова, он передает в музей редкие и ценные по своему художественному и историческому значению произведения. Особо необходимо отметить богослужебный певческий сборник конца XVIII века, содержащий обиходные песнопения всенощного бдения двунадесятых праздников знаменного распева; греческую гравюру «Богоматерь неувядаемый цвет с акафистом» и уникальный живописный портрет старицы Досифеи начала XIX века.

В феврале 1926 года архиепископ Иосиф сделал свое, пожалуй, самое значительное пожертвование в музей: 43 антиминса, как ранние рукописные, так и почти все известные памятники антиминсной гравюры XVII-XIX веков. Антиминсы священнодействованы архиереями Ростовскими и Ярославскими: Ионой, Димитрием Ростовским, Досифеем (Глебовым), Георгием (Дашковым), Арсением (Мацеевичем), Арсением (Верещагиным).

История даров владыки Иосифа – свидетельство тесного и плодотворного сотрудничества руководителей музея и духовенства, благодаря которому были сохранены замечательные памятники русской истории и искусства.

Публикации рубрики:

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Подписи к иллюстрациям: 

Ил. 1. Неизвестный художник. Портрет царя Федора Борисовича Годунова. XVIII в. Холст, масло
Ил. 2. Неизвестный художник. Портрет Ярославского губернатора Константина Марковича Полторацкого. Первая половина XIX в. Холст, масло
Ил. 3. Неизвестный художник. Портрет царя Федора Алексеевича. XVIII в. Холст, масло
Ил. 4. Неизвестный художник. Портрет царицы Евдокии Лукьяновны. XVIII в. Холст, масло
Ил. 5. Неизвестный художник. Портрет императора Павла I. кон. XVIII - нач. XIX в. Холст, масло
Ил. 6. Неизвестный художник. Портрет царевича Алексея Петровича. XVIII в. Холст, масло

Автор:  Татьяна Колбасова

Галерея

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!