Дары и дарители: к 140-летию Ростовского музея. Выпуск 4

Дары и дарители: к 140-летию Ростовского музея. Выпуск 4
15.06.2023

Иван Александрович Шляков (1843–1919) – ростовский купец, общественный и культурный деятель, один из основателей Ростовского музея церковных древностей, многолетний его хранитель, член Комиссии по административно-хозяйственному управлению Ростовским кремлем, знаток и исследователь ростовской старины, действительный член Императорского Московского Археологического общества, художник-любитель. Он являлся автором ряда научных публикаций, реставрационных и архитектурных проектов для Ростова, Костромы, Углича, Романова-Борисоглебска и Ярославля. 

Значительный вклад Иван Александрович внес в комплектование коллекции молодого Музея церковных древностей, торжественно открытого в день памяти святителя Димитрия Ростовского 28 октября 1883 г. в отреставрированной Белой палате Ростовского кремля.

Как известно, после завершения реставрации Белой палаты на заседании комиссии по восстановлению кремлевских зданий было решено «устроить в ней музей древностей и книгохранилище, дать этой древней ауденц-зале, видевшей в своих стенах святого труженика науки и боговдохновленного писателя и Великого светильника церкви и земли Русской Святителя Димитрия митрополита Ростовского, – достойное ей назначение».

На освящение Белой палаты были приглашены ученые, архиереи, представители научных обществ, благотворители. Готовясь к этому событию, председатель Комитета музея Ярославский губернатор В.Д. Левшин писал 20 сентября И.А. Шлякову:

«Петербургские приятели наши хлопочут, чтобы торжество открытия Белой палаты получило бы наибольшую гласность и с этой целью советуют послать пригласительные извещения большему числу лиц. Я послал: митрополитам Московскому и Петербургскому, Победоносцеву, графу Толстому, князю Долгорукому, Делянову, Филлипову, барону Бюлеру, Мартынову, Бычкову, Забелину, Каткову, Аксакову, Гилярову-Платонову. Советуют послать в ученые общества, Духовные Академии и пр. <…> Надо непременно убрать стены Белой платы и вообще наполнить предметами древностей. Яровицкий в воскресенье будет у Вас и Вы вместе отвезете письмо мое архимандриту Илариону. Надо взять оттуда все что пригодно».

Архимандрит Иларион, о котором идет речь в письме, – настоятель Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря. Здесь с конца XVIII века была сформирована замечательная портретная галерея, включавшая портреты представителей династии Романовых, Российских патриархов, архиереев, сподвижников святителя Димитрия Ростовского, благотворителей обители.

Лучшие портреты из этой галереи были на стенах Белой палаты во время ее освящения. Члены комитета надеялись, что портреты останутся в музее. Однако 7 ноября 1883 года Левшин писал И. А. Шлякову из Ярославля: 

«По получении телеграммы Вашей по поводу оставления портретов в Белой палате, я писал архимандриту Илариону, на это я получил сегодня телеграмму: "Самим Богом умоляю сделать распоряжение о скорейшем возвращении монастырских вещей. Чем устранить предстоящую ответственность". В виду такой опасности прошу Вас возвратить предметы Яковлевского монастыря. Странно, что архимандрит так боится ответственности; но если он опасается, то за любезность его не следует подвергать его неудовольствию».

Портреты были немедленно возвращены в монастырь, Белая палата опустела. Однако усилиями членов комитета экспозиция молодого музея быстро восстанавливается. Значительную роль в этом сыграл И.А. Шляков. В то время как большая часть поступающих в собрание музея экспонатов в это время – нумизматика, рукописи, книги, Иван Александрович в первые месяцы существования музея приносит в дар замечательные и редкие живописные полотна, занявшие одно из центральных мест в экспозиции Белой палаты.

Икона-портрет святителя Димитрия Ростовского второй половины XVIII века на которой святой представлен благословляющим в архиерейской мантии и белом клобуке, с панагией на груди, и жезлом в руке. В левом верхнем углу изображена келейная икона св. Димитрия – Богоматерь Ватопедская. Портрет и в настоящее время экспонируется в Белой палате.

Уникальны подаренные Шляковым живописные интерьеры Успенского собора и Зачатьевской церкви Спасо-Яковлевского монастыря. Автор этих картин Г.В. Юров (1822 – ?), принадлежал к старинной ростовской династии художников, ведущей свое начало с середины XVIII века. В 1840-х годах он оканчивает Московское училище живописи и ваяния, а в 1848 – получает от Академии художеств звание свободного неклассного художника живописи акварельной. В декабре 1857 г. Юров признан «назначенным» в академики. В 1850-е годы художник живет и работает в Ростове. В 1854 году в возрасте 32 лет он женился на девятнадцатилетней Павле Ивановне Шапошниковой, дочери известного финифтянщика Ивана Ивановича Шапошникова. Живя в Ростове, художник пишет интерьеры местных храмов, домашние интерьеры, заказные портреты ростовских купцов. Картины Юрова, живо передающие ныне утраченные интерьеры главных храмов Ростов, сегодня – одни из лучших известных работ незаурядного ростовского мастера.

Иван Александрович Шляков приносил в дар музею самые разнообразные экспонаты на протяжении всей своей жизни – иконы, портреты, книги, произведения декоративно-прикладного искусства, памятники археологии, фотографии. Однако первые три картины, поступившие в музей в 1883 году, и сегодня остаются одними из наиболее значительных экспонатов в коллекции Ростовского музея.

Публикации рубрики:

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5


1. Неизвестный художник. Портрет св. Димитрия Ростовского. 2-я половина XVIII века. Холст, масло. 92 х 82.

2. Г.В. Юров. Интерьер Зачатьевской церкви Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря, где почивают мощи св. Димитрия Ростовского. Середина XIX века. Холст, масло. 117 х 101.

3. Г.В. Юров. В Ростовском Успенском соборе. 1854. Холст, масло. 117 х 100.

4. И. Ф. Барщевский. Белая палата. Ростовский музей церковных древностей. После 1885. На восточной стене, справа от двери – картины Г.В. Юрова.

Автор:  Татьяна Колбасова

Галерея

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!